Центр «Колыбель» | 23.08.2005 |
Самым верным доказательством
полного нравственного падения народа будет то,
что аборт станет считаться делом привычным
и абсолютно приемлемым.
Рафаэль Баллестрини, итальянский адвокат (конец XIX в.)
ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ
Сегодня словосочетание «информационная война» стало для нас почти привычным. Мы уже не сомневаемся в ее наличии, но нам трудно расстаться со сцепленными со словом «война» ассоциациями: стрельба, танки, бомбы, убитые на полях сражения солдаты… Наверное, поэтому общество не оказывает сопротивления этой информационной войне, главной мишенью которой стала семья — опора государства. Чтобы ослабить страну нужно ослабить семью, способствовать ее развалу нравственно и физически. Реальная война сокращает численность воюющих и с одной и с другой стороны. Следовательно, выгоднее вести войну бескровную, т. е. психологическую. Главной мишенью становится семья — как институт по воспроизводству нового поколения и как хранитель традиционного уклада жизни.Сущность и способы бескровной войны были сформулированы еще в шестом веке до н.э. древнекитайским военным теоретиком Сунь-Цзы. Вот только некоторые из его наставлений:
Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника. Что же у нас есть хорошего? Этот вопрос зачастую вызывает гамму реакций от усмешки до вспышки гнева. И мало кто сразу может сформулировать ответ. Приходят в голову огромные залежи природных ресурсов, произведения литературы, живописи, музыки, достижения в спорте, науке. Потом кое-кто вспоминает, что у нас еще есть возможность для полноценного общения между людьми, тогда как на западе об этом почти забыли. Тогда получается, что самое лучшее, что у нас есть — мы сами, люди, которые населяют эту землю. Выходит, чем меньше в стране будет умных и честных граждан, тем меньше хорошего она будет иметь. А как это сделать? Например, пустить миф об угрозе перенаселения, чтобы искусственное регулирование рождаемости и смертности приобрело гуманистический оттенок. Или создать для талантливых специалистов невыносимые условия для работы, чтобы переезд в другую страну выглядел как единственный вариант решения проблемы. Можно еще соблазнить подрастающее поколение престижным обучением за рубежом, где они со всей силою юношеского максимализма воспримут чужой образ жизни как образец для подражания. На территории противника, в свою очередь, необходимо всеми средствами снижать образовательный уровень, чтобы не допускать раскрытия творческого потенциала жителей. Это можно сделать путем введения недопустимых предметов за счет урезания преподавания родного языка, математики, классики родной литературы и предметов естественного научного цикла. Либо вообще понизить ценность образования как такового, совместив понятие «интеллигенция» с антисанитарией. Что можно сказать о ситуации, когда почти параллельно обсуждаются вопросы о введении 12-летнего обучения в школе и о снижении брачного возраста до 14 лет?
Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности. В прессе то и дело проскакивают сообщения о скандальных подробностях интимной жизни первых лиц государства. Прения в парламенте порой напоминают второсортное шоу. Немногие серьезно задумывается над достоверностью увиденного и услышанного. В народе сильно убеждение, что дыма без огня не бывает. Кстати, еще Геббельс говорил, что чем наглее ложь, тем легче в нее поверить.
Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной нам страны. В процессе военных действий противоборствующие стороны теряют родных, детей, мужей, рушатся родственные и дружеские связи. Все это способствует разжиганию предрассудков и предубеждений. Люди перестают доверять друг другу, что в конечном итоге подрывает морально-психологическое состояние населения.
Подстрекайте молодежь против стариков. Для этого нужно разделить между родителями и детьми права и обязанности, оставив последнее на долю взрослых. За соблюдением прав ребенка необходимо строго следить, представив этот вопрос на международном уровне: «Все лучшее детям»! При этом необходимо опираться на научные изыскания (пусть и недостоверные) об «особом, тонком» мире ребенка, чтобы потом квалифицированно заявить, что все неприятности у него, оказывается, от надоедливых мамы и папы, которые своим воспитанием только мешают жить. С другой стороны, сам факт того, что скоро на одного работающего будет приходится около 3-х пенсионеров не прибавляет у обывателя любви к больным и немощным.
Препятствуйте всеми способами нормальному снабжению войск и поддержанию в них порядка. Если за несение военной повинности служащий будет получать гроши, если армия будет ассоциироваться с увечьями, а то и смертью, если офицерским семьям негде будет жить, то кто решиться стать на страже Родины? Можно, правда, зайти с другой стороны: всячески поощрять в молодых людях нежелание брать в руки оружие, прикрываясь идеями о всеобщей любви к ближнему, о нецелесообразности решать конфликты вооруженным путем. При этом альтернативная служба по сравнению с обычной должна быть гораздо выгоднее.
Сковывайте волю противника песнями и музыкой. Как известно, музыка является мощным средством воздействия на психику. При этом тексты по отношению к аудиальному ряду вторичны и не всегда достигают уровня осознания. Существует прямая зависимость между понятиями рок, секс и наркотики. Поглощенность первым приводит рано или поздно к свободному проявлению чувственности, что в свою очередь логично завершается поиском кайфа.
Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов. Понятие «традиция» почти полностью совпадает с понятием «культура». Русская культура традиционно основывалась на идеях любви к ближнему, самопожертвованию. Д.С.Лихачев как-то заметил, что Русь не потому называлась святою, что все в ней было свято, а потому, что ничто так не ценилось как святость. Как-то я спросила свою дочь (ей тогда было 11 лет): «Почему люди женятся или выходят замуж?» Почти не задумываясь, она ответила: «Чтобы иметь детей». Как все просто и логично: есть семья, значит должны быть дети. Не ребенок, а именно дети. Традиционная русская семья — многодетная семья. При этом зачастую под одной крышей СВОЕГО дома собиралось до трех-четырех поколений родственников. Перед глазами ребенка протекает множество образцов поведения, что, в конечном случае, способствует его адаптации в будущем. Наглядно и без нравоучений ребенку преподаются уроки добра, взаимопомощи, любви, ответственности. Здесь же, «без лишней крови» преподаются способы разрешения конфликтов и выхода из трудных ситуаций. Внимание родителей (а также остальных родственников) распределяется на всех детей, что практически исключает «долбежку» со стороны взрослых. Самый, пожалуй, жалкий вид представляет ребенок, на которого приходится (на одного!) шесть взрослых (мама, папа, бабушки и дедушки со стороны мамы и папы). Начинается безобразная дележка прав и обязанностей. Что же нужно сделать, чтобы люди не хотели больше рожать и воспитывать детей? Для этого необходимо отобрать ДОМ, до предела унифицировать его, уменьшить размеры жилища до минимально допустимого. Необходимо заставить людей поверить, что дети мешают им жить, мешают достичь карьеры, что дети — это роскошь, а не потребность. Для этого нужно создать привлекательный образ деловой женщины, успешного мужчины, а многодетную семью представить как досадное недоразумение, пережиток прошлого, этакий архаизм. Хорошо бы убедить людей, что все дети должны быть желанными, т.к. только тогда можно достичь полноты отношений, что дети непременно должны быть здоровыми. Это все опять-таки прикрывается идеями гуманизма: зачем заставлять ребенка всю жизнь мучится. Тогда надо внушить, что в утробе и ребенка-то никакого нет, а лишь одна из стадий эволюции.
Посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения. Услуги и информация сексуального характера должны быть доступны как никогда. Соблюдение норм и приличий в одежде нужно провозгласить как проявление отсталости. Необходимо всячески популяризировать и романтизировать непристойности. Сегодня женщина легкого поведения вошла почти в каждый детский дом в качестве лучшей и любимой, самой желанной для девочки любого возраста. Речь идет о кукле Барби, (прототипом которой, кстати, стала вполне конкретная непристойная особа, весьма популярная в 50-х годах у посетителей борделя). Сексуальная, раскрепощенная, богатая, а главное свободная она являет собой образец поведения для миллионов девочек. Если разнообразные пупсы и голыши способствуют проявлению по отношению к себе материнских чувств, то Барби лишь провоцирует высокий уровень потребительской мотивации.
Для реализации этих задач в наше время используется оружие массового поражения — средства массовой информации.
Сегодня люди и не представляют себе, что убеждения, которые они считают своими, фактически созданы в исследовательских институтах и мозговых центрах Америки. Новое общественное мнение по абсолютно любому вопросу можно создать и распространить по всему миру за каких-нибудь две недели. Ученые, занимающиеся процессом обработки сознания, называются «социальными инженерами».
Например, Тавистокским институтом человеческих отношений был разработан метод влияния на большие группы людей посредством «глубоко проникающего длительного напряжения». Так называемые «шоки будущего» — название особой «психологии, ориентированной на будущее», предназначенной манипулировать целыми группами населения. После серии непрерывных шоков целевая группа населения входит в такое состояние, когда ее члены больше не желают делать выбор в меняющихся обстоятельствах. Подобно тому, как в перегруженной электрической сети перегорает предохранитель, точно также перегорают «предохранители» у людей. Они уже не желают принять правду и хотят, чтобы правительство оградило их от правды. Люди начинают употреблять наркотики как средство избежать необходимости делать осмысленный выбор. Разрушение идеалов уже не вызывает протеста. Включите свой телевизор и вы увидите победу таких мозговых центров воочию: ток-шоу на тему самых интимных подробностей, специальные каналы, где безраздельно царят извращения, рок-н-ролл и наркотики. Посмотрите вокруг и вы увидите, насколько мы деморализованы. Наркотики, порнография, рок-музыка, свободный секс, полное уничтожение основ семьи, половые извращения и, наконец, убийство миллионов невинных младенцев их матерями.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ СОЛОМОНА АША (SOLOMON ASCH) (1955 г.)
Слово товарища — вот что всегда убеждает.
Гомер
Хотя правильный ответ кажется столь же простым, как и раньше, первый испытуемый говорит что-то явно не то. Он как будто не видит, что равным эталонному является отрезок N 2. (рис.1). Когда второй участник эксперимента повторяет то же самое, вы подскакиваете на стуле и пялитесь на карточки. Третий согласен с первыми двумя. Вы покрываетесь испариной. «Что такое происходит? — вопрошаете вы себя. — Они ослепли? Или я? Четвертый и пятый согласны со всеми предыдущими. Теперь экспериментатор смотрит на вас. И вы переживаете внутренний кошмар: «Как мне узнать, что правильно? То, что говорят мои товарищи, или то, что говорят мои глаза?»
В экспериментах Аша этот конфликт пережили десятки студентов. В контрольном эксперименте отвечавшие по одиночке давали верный ответ более чем в 99% случаев. Аш хотел выяснить: если несколько других испытуемых («подсадных») дадут идентичные неверные ответы, станут ли люди утверждать то, что они в другом случае отрицали бы? Хотя некоторые испытуемые ни разу не проявили конформизма, три четверти сделали это хотя бы однажды. В итоге в 37% случаев отвечавшие проявили конформизм. Несмотря на то, что многие из испытуемых в достаточной мере проявили свою независимость, Аш достаточно однозначно высказался по этому поводу: «То, что довольно интеллигентные и добросовестные молодые люди были готовы назвать белое черным, является тревожным обстоятельством. Это поднимает ряд вопросов о наших методах образования и о ценностях, определяющих наше поведение».
Кроме дискуссий о допустимости действий социальных психологов с точки зрения этики, необходимо понимать, что в реальной жизни последствия всеобщей внушаемости не всегда так забавны.
История полна примерами того, как группы людей творили ужасающие дела, которые никто из этих людей не совершил бы в одиночку.
Иллюстрацией подобного влияния может служить деятельность бывшего директора самой большой в мире клиники абортов, известной под названием «Центр репродуцирования и сексуального здоровья», а ныне активного члена движения в защиту жизни «Pro life» Бернарда НАТАНСОНА. Он был основателем национальной ассоциации по отмене закона об абортах «NARAL». Его маленькая группа в составе четырёх членов с незначительным капиталом сумела за короткое время добиться упразднения закона об абортах, который действовал в штате Нью-Йорк 140 лет. Если бы тогда было объективно изучено общественное мнение, то 99,5% американцев высказались бы против легализации абортов. Однако, уже через три года после этого Наивысшая судебная палата США опубликовала решение о легализации абортов во всех 50 штатах США.
Тактику, которую они избрали, используют с большими или меньшими отличиями во всем западном мире. Группа «NARAL» знала: если будет проведено честное изучение общественного мнения относительно абортов среди американцев, то они потерпят сокрушительное поражение. И тогда они вот как поступили: разослали в СМИ данные фиктивного опрашивания, в результате которого будто бы 50−60% американцев высказались в пользу проведения абортов. Эта тактика была очень успешной, она оправдала ожидания. Когда общественности достаточно долго толковать о том, что большинство выступает за легализацию абортов, то с течением времени почти каждый выскажется в пользу этого. Очень мало найдется людей, которые захотят оказаться в меньшинстве. Они использовали надуманные, нечестные, двузначные числа.
Вспоминая об этом д-р Натансон отметил: «Мне бы хотелось посоветовать своим слушателям быть очень осторожными и критически относиться ко всем изучениям общественного мнения в СМИ. Мы знали, что путём драматизирования ситуации быстрее привлечем к себе внимание, а вместе с тем легко осуществим свою программу легализации абортов. Поэтому сделали вот что: предоставили фальшивые данные о ежегодном количестве проведения абортов в США. Цифра, которую мы подали общественности через СМИ, достигала одного миллиона, хотя в действительности их количество составляло приблизительно 100 000. Если кто-нибудь очень часто повторяет большое вранье, оно начинает убеждать общественность. Нам была известна статистика о количестве женщин, умерших в США в течение года во время проведения нелегальных абортов. Цифра колебалась между 200 и 250 чел. Цифра, которую мы постоянно предъявляли средствам массовой информации, достигала 10 000. Те надуманные числа «сыграли» свою роль. Общественность Америки была уверена: законы о запрете абортов необходимо отменить. Следующее наше утверждение было таково: если аборты и впредь будут запрещены, то нелегально их будет проводиться ещё больше. Конечно, это было не так! Если бы мы сегодня запретили аборты, то нелегально их не проводилось бы больше того количества, которое проводилось до этого. Мы также утверждали, что с научной точки зрения невозможно доказать начало жизни с момента зачатия. Это излюбленная тактика групп, выступающих за проведение абортов».
МАНИПУЛЯЦИЯ СЛОВОМ
Родная речь — Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово —
Великий святорусский наш язык!
Иеромонах Роман, 2001 г.
Мир знаков — первая мишень для манипуляторов. Язык как система понятий, слов (имен), в которых человек воспринимает мир и общество, есть самое главное средство подчинения. «Мы рабы слов», говорил К. Маркс. Ему вторил Муссолини: «Слова имеют огромную колдовскую силу».Русский язык — это, возможно, самый христианский из мировых языков (более половины всех его элементов прямо или косвенно восходят к церковнославянскому языку, созданному специально для богослужений). В самом деле, обычная благодарность «спасибо» — это «спаси Бог», название седьмого дня недели «воскресение» — напоминание центрального таинства христианства Воскресения, «судьба» — «суд Божий». Именно такой язык, в котором, в отличие, например, от западных, нет четкого определения места глаголов и порядка других слов, оказывается пригодным для описания трудновыразимых духовных состояний. Кроме того «русский стиль мышления», особенностью которого было сочетание рационализма с мистикой, был всегда очень устойчив к манипуляции.
Язык — чуткий показатель нравственного состояния народа, его основных ценностей. Поэтому общественные перемены прежде всего потрясают язык. До событий 1917 года русский язык уже претерпевал крупное над собою насилие во время петровских реформ, когда голова России (т.е. аристократическая знать, дворянство) заговорила меж собою по-французски. Философские письма, эпистоляр, интимная переписка, романы — все стало излагаться на языке французской плоти, незнание которого считалось запредельным бескультурьем.
После 1918 года произошла, пожалуй, самая трагическая ломка языка. Уничтожение и замена всего нескольких буквиц русского языка привели к хаосу в народном сознании. Существовал мiр окружающий, т. е. материальный, земной и мир горний, означавший совершенное согласие и тишину, и присущий только Богу. Когда буквоеды сняли последнюю точку над i, тогда и смешалось небо с землею. Истинный мир не от мiра сего. «Освобождение» слова означало, прежде всего, устранение из него святости. Слово, имя перестало тайно выражать заключенную в вещи первопричину. И принялись люди до бесконечности строить рай на земле.
Новые правила орфографии привели к тому, что в русский язык вошло ругательное слово — бес. Раньше было оно заметно и отличалось от всех других. После революции нутро ему обновили, а хвост обрезали. Кроме того, в добавление к привычной приставке без- ввели приставку бес-, запрятав беса за двойную стену без-памятства. Так путем обновления и обрезания и расплодилось у нас племя бес-подобных (т.е. подобных бесу?), бес-словесных, бес-страстных…. Забывая о духе злобы, народ утрачивал способность различать духов. Один из оптинских старцев сказал, что «бесы никогда не будут так сильны как в те времена, когда убедят всех, что они не существуют».
Язык в народе — как душа в теле. Посему уничтожение многих корневых слов и засорение исконного языка новоязом (т.е языком лишенным смысла) наносит разрушительный удар прежде всего по народу.
В новом обществе Запада естественный язык стал заменяться искусственным. В чем разница? «Туземный» язык рождается из личного общения людей, поэтому он напрямую связан со здравым смыслом, а «правильный» — это язык диктора, зачитывающего текст, данный ему редактором, который доработал материал публициста в соответствии с замечаниями совета директоров. Этот язык, отрываясь от здравого смысла, становится легким объектом манипуляции. Когда русский человек слышит слова «ребенок» или «детоубийство», они поднимают в его сознании целые пласты смыслов, он опирается на эти слова в своем отношении к обозначаемым им явлениям. Но если ему сказать «продукт беременности», «эмбрион» или «репродуктивная свобода», он воспримет лишь очень скудный, лишенный чувства и не пробуждающий ассоциации смысл. Методичная и тщательная замена слов русского языка чуждыми нам наукообразными словами-амебами — необходимая часть манипуляции сознанием. Слова теряют святость и ценность (приобретая взамен цену).
В большом количестве внедряются в язык слова, противоречащие здравому смыслу. Они подрывают логическое мышление и тем самым ослабляют защиту против манипуляции. «Право женщины распоряжаться своим телом» — это биологический абсурд, ибо более половины родившихся (или погибших вследствие аборта) детей являются младенцами мужского пола. Язык не безобиден. Взять, например, фразу «безопасное материнство». Когда к возвышенному понятию «материнство» притягивают патологическую ассоциацию — в умах наступает смятение. Если беременность это болезнь, то ее надо лечить. А что спасает от болезни? Лекарства. В данном случае — контрацептивы (которые не ведут к рождению ребенка). Значит безопасное материнство — это отсутствие материнства. Опять абсурд. Подобным случаям нет числа.
Но, пожалуй, самый яркий пример манипуляции словом — это фразы с заданной программой. Например: «Твои родители знают, что ты употребляешь наркотики?».
Тургенев писал о русском языке: «Во дни сомнений, в дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора». Чтобы лишить человека этой поддержки и опоры, манипуляторам было совершенно необходимо если не отменить, то хотя бы испортить, растрепать русский язык.
МАНИПУЛЯЦИЯ ОБРАЗОМ
Есть люди, которые ради прибыли хотят, чтобы наши половые инстинкты были постоянно возбуждены, потому что человек, одержимый навязчивой идеей или страстью, едва ли способен удержаться от расходов на ее удовлетворение.
Клайв Стейплз Льюис
Поведенческая революция 50-х годов на Западе сознательно использовала психологию масс для прививания нужных идей и чувств. Теперь продюсеры планомерно выстраивали сексуальный ореол звезды. Как правило, он состоял из участия в фильмах с шокирующими сексуальными сценами, частых публикаций о любовных скандалах и связях, пикантных фотографий «ню» и т. д. В конечном итоге это приводило к трансформации актера в безусловный сексуальный стимул. Как в греческом мифе, где все к чему прикасался царь Мидас, обращалось в золото, предметы, попадавшие в ауру секс-звезды, становились сексуальными стимулами. Для того, чтобы публика подхватила любое новшество, достаточно было связать его с именем секс-бомбы. Искусство стало воздействовать на рефлексы.Пропаганда секса всеми средствами коммуникаций (искусство, СМИ, культурно-бытовое пространство), как безусловный стимул, вызывает респондентное поведение — сексуальный позыв, ощущаемый как потребность в половой жизни.
Реклама, тесно ассоциирующая секс с молодежной модой, поп-музыкой, местом отдыха, развлечениями, и даже средствами гигиены и бытовой техникой обращает эти нейтральные понятия в условные стимулы (классическое обусловливание), т. е. обладающие той же силой, что и безусловный стимул. Соединение подобных стимулов ведет к генерализации, т. е. к многократному усилению реакции.
Цели разнообразного и развлекательного секса — далеко не безобидны. Это не только разрядка опасной для правящей элиты сексуальной напряженности в экономически угнетенном обществе, но и уменьшение численности населения за счет снижения рождаемости, и за счет дезадаптации индивидов, не сумевших приспособиться к повсеместно декларируемому как норма, нарушению биологических и социальных законов. Добавим сюда распространение контрацепции, легализацию абортов, невиданные, с каждым днем набирающие темп эпидемии болезней передающихся половым путем, смертность среди подростков употребляющих наркотики и мы осознаем, какие потери в этой тайной и одновременно абсолютно открытой информационной войне нового типа ожидают нас в ближайшее время.
В 60-х годах в США и Западной Европе возникло антихристианское молодежное движение. Журналисты прозвали их «хиппи» — раздосадованные (от «hip» — «hipochondria» — ипохондрия, угнетенное состояние). Во главе этого движения стояли иудейские лидеры Герберт Маркузе и Джерри Рабин — оба масоны (последний даже демонстративно носил масонские значки на груди).
Д. Рабин в книге «Делай!» заявлял: «Мы смешали молодость, музыку, секс, наркотики и дух бунтарства с предательством, а такое сочетание трудно побить».
Под лозунгом отказа от «устаревшей» морали буржуазного мира Маркузе, Рабин и их сподвижники стремились разрушить последние остатки христианского воззрения в современном западном обществе. Бунтарский, богоборческий, антихристианский дух движения хиппи окончательно подменил христианские представления о добре и зле манихейскими взглядами о равенстве добра и зла, света и тьмы.
Именно с движением хиппи связано развитие «сексуальной революции», отвергнувшей нормы Нового Завета и приблизившей половую любовь к «идеалу» «стакана воды». Половые отношения среди хиппи могли совершаться в любом месте, давали полную свободу содомитству и проституции. Отвергая Христианскую нравственность, хиппи объявляли себя адептами «религии любви».
ЭВОЛЮЦИЯ НЕТЕРПИМОСТИ
Поверженная срамословьем,
Страна в отчаяньи лежит.
Никто отныне не блудит:
Все занимаются любовью…
Иеромонах Роман (Матюшин)
Принято считать СМИ четвертой властью. Но если законодательная, исполнительная и судебная власти ограничивают друг друга, то власть СМИ (медиакратия) стремится к преодолению любых ограничений и полной самостоятельности.Сегодня СМИ, и, прежде всего, телевидение, претендуют на владение умами и жизнью общества, на создание кумиров и идолов, новой антихристианской морали и этики. Потоком льются ложь и клевета, подвергается осмеянию и глумлению любовь, семья, честь, Родина, патриотизм. На миллионы людей, еле-еле сводящих концы с концами, изо дня в день обрушивается с экранов телевизоров хохот цинично веселящихся развратников душ.
Главная задача СМИ — заменить реальность на виртуальность, реальную вещь, событие или личность представить по своему собственному усмотрению. Если раньше СМИ говорили о том, что есть, то сегодня они решают чему быть, какому событию дать право на существование.
СМИ предлагают свои представления о добре и зле. Они вам представят и Бога, и святых, и ангелов, и сатану и вложат в их уста то, что нужно медиакратии, тем, кто владеет СМИ. Они так умело предложат вам сделать выбор того или иного товара, той или иной услуги, того или иного кандидата, той или иной партии, что вы будете убеждены в том, что это именно ваш выбор, а не продукт пропаганды.
После 70 лет существования телевидение способно собрать у экранов более 100 миллионов зрителей, а в отдельные моменты их количество измеряется миллиардами.
Благодаря ему, в наш дом вторгаются, порой без нашего спроса, люди, события и проблемы. Преимущества ТВ в том, что создается эффект присутствия и причастности зрителя к событиям, происходящим на экране. Все это заставляет верить в правдивость подаваемого материала. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Несмотря на то, что телевизионные каналы предельно идеологизированы, люди в подавляющем своем большинстве воспринимают телепередачи как индивидуальное средство информации.
Гигантский поток сведений, обрушивающийся с телеэкранов, основную часть которых составляют абстрактные рассуждения и ненужные подробности, мешает человеку разобраться в сути проблемы. Истинные факты смешиваются с предположениями и слухами. С другой стороны, просмотр телепередач отнимает уйму времени, которое человек ворует у себя и у семьи. Но самое главное, нам ненавязчиво предлагаются стереотипы мышления, образцы поведения. Все потребности плавно сводятся к потребностям тела — хорошо покушать, красиво одеться и весело отдохнуть. Через каждые несколько минут нам вдалбливают, что то-то и то-то делают ВСЕ, покупают ВСЕ, носят ВСЕ, едят ВСЕ. Не хочешь быть один — будь как все! Главное — не думай!
Особенно выгодным товаром оказываются для ТВ образы, запрещенные для созерцания культурой. Самый легкий способ привлечь зрителя — обратиться к его скрытым или нездоровым инстинктам и желаниям, но для этого потребителя надо развратить, обострить нездоровый интерес. В «охоте за зрителем» приходится увеличивать дозу телевизионного наркотика, злоупотребляя показом необычных и сенсационных событий. Показательно, что многие подростки восприняли трагедию в Москве на «Норд-Осте», как шоу «За стеклом-3». Независимо от личных качеств телепредпринимателей, рынок заставляет искать мерзкие сенсации. Телевидение сегодня главный растлитель людей. Это оно делает из бандитов героев нашего времени, это оно делает героями тех, кто больше сожрал червей и товарищей на острове. Главное поразить, ошеломить, шокировать зрителя. Сегодня молодежь в восторге от «Бригады», которую показало государственное телевидение. Из бандитов сделали романтиков, «хороших парней», представляя насилие как эффективное решение жизненных проблем, а жизнь вне закона — нормой.
ТВ вводит в каждый дом зрелище смерти вне всяких ограничений — катастрофы, похороны, убийства, морги. Журналисты «КП» провели исследование одного телевизионного дня России: 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок, 302 «черные» новости из информационных программ. И нормальный человек погружается в состояние непрерывного шока, которое может привести к потере смысла жизни (аномии). Аномия, в свою очередь — причина самоубийства.
Самое печальное, что первыми жертвами телеманипуляций становятся дети. Но на них-то все и рассчитано. Ребенок, в отличие от взрослого почти не способен провести грань между реальностью и вымыслом. Все увиденное воспринимается им за чистую монету, а затем немедленно воплощается в жизнь.
ОСОБЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
Народ всегда разумен, а толпа
Всегда пошла, безумна и слепа.
Ужасней мора для страны любой,
Когда народ становится толпой.
Иеромонах Роман (Матюшин)
Дезинформирование — это способ психологического воздействия, заключающийся в намеренном, предоставлении противнику такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел. Дезинформирование включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений. В этом случае оно становится обманом. Грани между дезинформированием и обманом трудно различимы.Манипуляция — способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения.
Это воздействие осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Именно поэтому она лишает индивидуума свободы в гораздо большей степени, нежели прямое принуждение. Жертва манипуляции полностью утрачивает возможность рационального выбора, ибо ее желания программируются извне. Кнут — это больно, а духовный обман можно сделать приятным.
Успех манипуляции сознанием наполовину зависит от умения отключить средства психологической защиты каждой личности и общественных групп. Перед овладением умами людей необходима подготовка — разрушение священных образов («штурм символов»). Главная задача манипулятора — вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными и бессвязными, заставить человека усомниться в устойчивых жизненных истинах. Этому весьма способствует подрыв авторитета Церкви.
Уровни манипулирования:
Усиление существующих в сознании людей нужных манипулятору идей, установок, мотивов, ценностей, норм.Частные, малые изменения взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкретному явлению.
Коренное, кардинальное изменение жизненных установок путем сообщения объекту сенсационных, драматических, необычайно важных для него сведений.
С помощью манипулирования можно добиваться быстрого изменения жизненных установок в основном на первых двух уровнях воздействия. Кардинальные изменения взглядов отдельного человека, группы людей или социальной общности требуют комплексного воздействия на сознание в течение длительного времени.
Чем более осведомленными являются люди, тем труднее манипулировать ими. Поэтому объект манипулирования надо снабжать суррогатом — урезанной и усеченной информацией, только такой, которая отвечает целям психологического воздействия.
Приемы манипулирования информацией:
Информационная перегрузка. Сообщается гигантское количество информации, основную часть которой составляют абстрактные рассуждения, ненужные подробности, различные пустяки и т. п. «мусор». В результате объект не может разобраться в истинной сути проблемы.Дозирование информации. Сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются. Это приводит к тому, что картина реальности искажается в ту или иную сторону, либо вообще становится непонятной.
Большая ложь. Любимый прием министра пропаганды нацистской Германии И. Геббельса. Он утверждал, что чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят, главное — подавать ее максимально серьезно.
Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами. В результате становится невозможным отличить правду от вымысла.
Затягивание времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то изменить.
Возвратный удар. Суть этого способа в том, что вымышленную (естественно, выгодную для себя) версию тех или иных событий через подставных лиц распространяют в органах СМИ, нейтральных по отношению к обеим конфликтующим сторонам.
Своевременная ложь. Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно ожидаемой в данный момент («горячей») информации. Чем больше содержание сообщения отвечает настроениям объекта, тем эффективнее его результат. Потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает, либо определенный процесс принимает необратимый характер.
Напоследок хочется привести один примечательный факт из животного мира. Есть такие насекомые, паразитирующие в муравейниках — жучки Ломехуза. Своими манерами и движениями они очень напоминают муравьев и хорошо владеют их языком жестов. Солидарные и трудолюбивые муравьи по первой же просьбе дают корм собрату. Муравей выражает эту просьбу, определенным образом постукивая товарища. Жучки «освоили» эти жесты и легко выманивают пищу. Но они прожорливы и обязывают целые отряды муравьев переключиться на их кормежку. На теле у жучков есть пучки золотистых волосков, на которых скапливаются выделения. Рабочие муравьи слизывают эти выделения и утрачивают всякий здравый смысл. Они начинают вскармливать жучков и их личинок с таким рвением, что оставляют без корма и собратьев, и даже собственные личинки. Возлюбив пришельцев, сами они впадают в полное уничижение, вплоть до того, что скармливают жучкам муравьиные яйца, оставаясь без потомства. А если муравейнику грозит опасность, они спасают личинок жука, бросая своих. Т. о. переданная жучками информация не только блокирует «нормальную» программу, но перекодирует ее, активизируя те действия муравьев, которые выгодны паразиту. Причем так, что муравьи просто счастливы выполнять эти действия.
Комментарии, как говорится, излишни.
Емельяненко Г. Русский апокалипсис и конец истории. — Сергиев Посад, 1998.
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М., 2002.
Колеман Дж. Комитет 300. — М., 2001
Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Демографическая война против России. Аналитический доклад. — М., 2000.
Крысько В.Г. Секреты психологической войны / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Минск, 1999.
Маркова Н. Е. Культуринтервенция. — М., 2001
13.06.2005