Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Леонид Гусев23.08.2005 

Нужна ли Западу сильная Украина?

Вопреки ожиданиям и неоднократным заявлениям украинской стороны, ни США, ни Европейская Комиссия не признали Украину страной со статусом рыночной экономики. Ввиду существенных претензий со стороны США остаются не ясными перспективы реализации намерений украинского правительства решить вопрос о вступлении в ВТО в декабре 2005 г.

В ходе рабочего визита президента В. Ющенко в США подписано совместное заявление «Повестка нового столетия для украинско-американского стратегического партнерства» (04.04). Украина рассматривается как один из ключевых участников в рамках концепции «продвижения свободы», принятой администрацией Дж. Буша-младшего в 2003 г. Новый курс Украины предполагает содействие давлению на Россию с флангов, в том числе — достижения ускоренного вывода российских военных баз с территории государств — участников СНГ, нейтрализации регионального политического и военно-политического влияния Москвы; размораживания локальных конфликтов на Кавказе и в конечном счете — ликвидации ориентированных на Россию политических режимов в непризнанных квазигосударствах (Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе). Такая линия требует существенной мобилизации внутренних ресурсов. Действия правительства Украины в этом отношении уже привели к дипломатическим кризисам в отношениях с Кубой и Беларусью.

После «оранжевой» революции власть провозгласила курс на ускоренную интеграцию в ЕС и НАТО в качестве главной внешнеполитической цели. Однако, вопреки ожиданиям украинских властей, вместо «Плана действий относительно обретения членства» в НАТО (ПДЧ), на который рассчитывали идеологи Ющенко, Украине был предложен лишь «Интенсифицированный диалог» относительно членства (ИД). Эта схема была утверждена на совещании министров иностранных дел стран НАТО в Вильнюсе (21.04). В то же время, по оценкам МИД Украины, уровень сотрудничества Украины с НАТО уже превосходит уровень ИД и больше соответствует уровню ПДЧ.

На Западе в основном высказываются относительно сдержанные оценки перспектив членства Украины в НАТО. В основном доминируют требования, касающиеся выполнения обязательств в плане демократизации внутренней политики, гражданского контроля над армией и проведения оборонной реформы. Наиболее определенную позицию занимают представители министерства обороны США, по мнению которых Украина может сделать акцент на создании сил быстрого реагирования в рамках своих вооруженных сил. Сроки выполнения первоочередных мер, необходимых для подготовки к вступлению в НАТО представители Пентагона оценивают примерно в 3 года. В то же время, среди европейских членов НАТО отмечается неготовность содействовать вступлению Украины в НАТО, в том числе — ввиду нежелания осложнять диалог между ЕС и Россией, с учетом особой заинтересованности ЕС в российском энергетическом секторе. В ходе заседания Комиссии Украина — НАТО в Брюсселе (22.02.) и министерского совещания в Вильнюсе (21.04.) наиболее сдержанную или негативную позицию относительно переговоров о приеме Украины в НАТО высказывали представители Франции, Германии, Испании, Бельгии и Люксембурга.

В отношениях с ЕС официальный Киев встретил еще более холодный прием. Попытки правительства добиться от Европейской Комиссии признания перспективы и сроков начала переговоров о вступлении Украины в ЕС закончились неудачей. Ввиду экономической нестабильности в стране и полемики властей относительно реприватизации (или переоценки) части приватизированных предприятий, отмечалось прекращение притока европейских инвестиций в украинскую экономику. Видимо, именно этим объясняется факт, что кредит в сумме 2 млрд евро, полученный НАК «Нефтегаз Украины» от ДойчеБанка под 8% годовых (08.03), власти порой именуют инвестициями. При этом, по информации газеты «Зеркало недели», этот кредит был согласован еще при прежнем руководстве НАК «Нефтегаз Украины», причем под меньший процент и на более долгий срок.

В ходе диалога с ЕС попытки государственного руководства Украины разрешить комплекс проблем в отношениях с ЕС путем проведения кампании усиленной публичной пропаганды европейских устремлений Украины закончились полной неудачей. Вместо сотрудничества на основе стратегий и программ, предшествующих членству, как это делалось в отношении всех стран, признанных кандидатами в члены ЕС, Украине был предложен косметически расширенный План действий (ПД) в рамках Европейской политики соседства (21.02). Такой статус не предусматривает перспективы обретения членства в ЕС и, соответственно, не предполагает уровня политических отношений, предоставляемого странам — кандидатам, помощи со стороны ЕС по программам PHARE, включения в европейские информационные сети и т. п.

Вплоть до заседания «Украина — Тройка ЕС» в Киеве (30.03) президент В. Ющенко и вице-премьер О. Рыбачук постоянно заявляли, что Украина готовится подать заявку на вступление в ЕС в 2005 г. В итоге, в ответ на неоднократные заявления В. Ющенко,

О. Рыбачука и Б. Тарасюка о том, что артикуляция европейских ценностей в ходе «помаранчевой» революции должна обеспечить Украине ускорение переговоров о членстве в ЕС, Б. Ферреро-Вальднер (комиссар ЕС по внешним связям и Европейской политике соседства) была вынуждена официально заявить (03.05), что Украине следует воздержаться от подачи заявки на вступление в ЕС с тем, чтобы избежать официального отказа.

Похоже, что США и другим западным странам Украина нужна всего лишь как противовес России. В этом качестве ее будут укреплять — но не более того.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=11 818


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика