Фонд «Русская Цивилизация» | Леонид Гусев | 23.08.2005 |
В ходе рабочего визита президента В. Ющенко в США подписано совместное заявление «Повестка нового столетия для украинско-американского стратегического партнерства» (04.04). Украина рассматривается как один из ключевых участников в рамках концепции «продвижения свободы», принятой администрацией Дж. Буша-младшего в 2003 г. Новый курс Украины предполагает содействие давлению на Россию с флангов, в том числе — достижения ускоренного вывода российских военных баз с территории государств — участников СНГ, нейтрализации регионального политического и военно-политического влияния Москвы; размораживания локальных конфликтов на Кавказе и в конечном счете — ликвидации ориентированных на Россию политических режимов в непризнанных квазигосударствах (Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе). Такая линия требует существенной мобилизации внутренних ресурсов. Действия правительства Украины в этом отношении уже привели к дипломатическим кризисам в отношениях с Кубой и Беларусью.
После «оранжевой» революции власть провозгласила курс на ускоренную интеграцию в ЕС и НАТО в качестве главной внешнеполитической цели. Однако, вопреки ожиданиям украинских властей, вместо «Плана действий относительно обретения членства» в НАТО (ПДЧ), на который рассчитывали идеологи Ющенко, Украине был предложен лишь «Интенсифицированный диалог» относительно членства (ИД). Эта схема была утверждена на совещании министров иностранных дел стран НАТО в Вильнюсе (21.04). В то же время, по оценкам МИД Украины, уровень сотрудничества Украины с НАТО уже превосходит уровень ИД и больше соответствует уровню ПДЧ.
На Западе в основном высказываются относительно сдержанные оценки перспектив членства Украины в НАТО. В основном доминируют требования, касающиеся выполнения обязательств в плане демократизации внутренней политики, гражданского контроля над армией и проведения оборонной реформы. Наиболее определенную позицию занимают представители министерства обороны США, по мнению которых Украина может сделать акцент на создании сил быстрого реагирования в рамках своих вооруженных сил. Сроки выполнения первоочередных мер, необходимых для подготовки к вступлению в НАТО представители Пентагона оценивают примерно в 3 года. В то же время, среди европейских членов НАТО отмечается неготовность содействовать вступлению Украины в НАТО, в том числе — ввиду нежелания осложнять диалог между ЕС и Россией, с учетом особой заинтересованности ЕС в российском энергетическом секторе. В ходе заседания Комиссии Украина — НАТО в Брюсселе (22.02.) и министерского совещания в Вильнюсе (21.04.) наиболее сдержанную или негативную позицию относительно переговоров о приеме Украины в НАТО высказывали представители Франции, Германии, Испании, Бельгии и Люксембурга.
В отношениях с ЕС официальный Киев встретил еще более холодный прием. Попытки правительства добиться от Европейской Комиссии признания перспективы и сроков начала переговоров о вступлении Украины в ЕС закончились неудачей. Ввиду экономической нестабильности в стране и полемики властей относительно реприватизации (или переоценки) части приватизированных предприятий, отмечалось прекращение притока европейских инвестиций в украинскую экономику. Видимо, именно этим объясняется факт, что кредит в сумме 2 млрд евро, полученный НАК «Нефтегаз Украины» от ДойчеБанка под 8% годовых (08.03), власти порой именуют инвестициями. При этом, по информации газеты «Зеркало недели», этот кредит был согласован еще при прежнем руководстве НАК «Нефтегаз Украины», причем под меньший процент и на более долгий срок.
В ходе диалога с ЕС попытки государственного руководства Украины разрешить комплекс проблем в отношениях с ЕС путем проведения кампании усиленной публичной пропаганды европейских устремлений Украины закончились полной неудачей. Вместо сотрудничества на основе стратегий и программ, предшествующих членству, как это делалось в отношении всех стран, признанных кандидатами в члены ЕС, Украине был предложен косметически расширенный План действий (ПД) в рамках Европейской политики соседства (21.02). Такой статус не предусматривает перспективы обретения членства в ЕС и, соответственно, не предполагает уровня политических отношений, предоставляемого странам — кандидатам, помощи со стороны ЕС по программам PHARE, включения в европейские информационные сети и т. п.
Вплоть до заседания «Украина — Тройка ЕС» в Киеве (30.03) президент В. Ющенко и вице-премьер О. Рыбачук постоянно заявляли, что Украина готовится подать заявку на вступление в ЕС в 2005 г. В итоге, в ответ на неоднократные заявления В. Ющенко,
О. Рыбачука и Б. Тарасюка о том, что артикуляция европейских ценностей в ходе «помаранчевой» революции должна обеспечить Украине ускорение переговоров о членстве в ЕС, Б. Ферреро-Вальднер (комиссар ЕС по внешним связям и Европейской политике соседства) была вынуждена официально заявить (03.05), что Украине следует воздержаться от подачи заявки на вступление в ЕС с тем, чтобы избежать официального отказа.
Похоже, что США и другим западным странам Украина нужна всего лишь как противовес России. В этом качестве ее будут укреплять — но не более того.