Русская линия
Вечерний Новосибирск Валерий Мельников18.08.2005 

Спас — от слова Спаситель
Что освящают в храмах: яблоки или человеческий труд?

Завтра — Яблочный Спас. Так называют праздник в народе, в церковном же календаре он называется Преображением Господним. В Греции перед праздником Преображения собирали новый урожай винограда и в день праздника главное православное таинство — Святую евхаристию (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову) совершали на вине из винограда нового сбора. В этот день в церкви издревле освящали виноград и прочие плоды нового урожая, поспевающие к этому времени. С приходом православия на Русь виноград на праздничном молебне успешно заменили яблоки, поэтому праздник Преображения Господня и называют Яблочным Спасом. Спасом — потому что Иисуса Христа верующие называют Спасителем.

Мнение, что на Руси до праздника Преображения не было принято вкушать яблоки нового урожая, довольно распространённое. Однако связано это было не с запретом на вкушение яблок, а с тем, что яблоки в средней полосе России к августу только-только поспевали, и никому в голову не приходило есть недозревшую зелень. Ранних сортов в прежние времена на Руси не водилось, а яблоки прошлогоднего урожая никогда к этому времени не сохранялись, в отличие от современных плодов, напичканных химией. Кстати, аналогичное недоразумение связано и с первым Спасом — Медовым, который отмечался в прошедшее воскресенье и с которого начался Успенский пост. В этот день в церквях совершаются молебны на освящение мёда нового урожая. Так вот и по поводу мёда существует расхожее мнение, что мёд свежей качки не следует употреблять ранее 14 августа. Конечно же, всё это не так, поскольку поста на мёд и яблоки в Православной церкви никогда не было. Просто церковный Типикон запрещает вкушать любые плоды до их созревания. Но, тем не менее, среди верующих укрепился обычай в первые дни Успенского поста не есть никаких яблок, вплоть до освящения их в храме 19-го числа. Смысл этого состоит в том, что всякий плод вкушается в свое время с благодарением Богу.

Очень часто с плодами, освящёнными в храме, связана масса недоразумений. Освящённый мёд, яблоки и прочая снедь воспринимаются людьми чуть ли не святыней. Некоторые даже собирают огрызки от яблок, окроплённых святой водой, чтобы затем закопать их в не попираемом ногами месте. Странно, что при этом аналогичная трепетность не распространяется на тару для фруктов, на которую также попадает святая вода. Вода может попасть и на одежду с обувью. Не закапывать же и их вместе с огрызками яблок.

Чтобы понять, что же происходит во время молитвы на благословение плодов, стоит привести следующие слова из Требника: «Молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними». То есть молитва совершается не над овощами, а над теми, кто эти овощи принёс. Так что во время благословения в первую очередь освящаются не столько плоды, сколько труженики, эти плоды вырастившие. Сам по себе обычай освящения первых плодов глубоко назидателен. Он учит человека помнить, что всё в мире от Бога и что нужно всё делать с Богом, всё с Ним начинать. Поэтому и называются первые плоды начатками. Выражая свою преданность Богу через жертву в виде начатков, принесённых в храм, христиане получают благословение на все плоды своей деятельности, на свой дом, на свою жизнь. После молитвы принесённая жертва остаётся в храме. Забирать же с собой принесённые в жертву продукты так же странно, как потребовать назад деньги, брошенные в церковную кружку: полежали, мол, и хватит.

И ещё одна особенность завтрашнего праздника. Как уже упоминалось, сейчас время Успенского поста, который начался в минувшее воскресенье и продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Пост этот короткий, всего две недели, но по строгости сообразен Великому: в течение всего времени возбраняется вкушать любую пищу животного происхождения, вплоть до рыбы. Послабление даётся только один раз, а именно в завтрашний праздник Преображения Господня. В этот день на трапезе разрешается рыба. Так что рыба с яблоками — это особенность завтрашнего праздника. Но главное, чтобы при этом они не затмили проникновенной молитвы и покаянного чувства Успенского поста

http://www.vn.ru/18.08.2005/society/68 663/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru