Литературная газета | Валентин Пруссаков | 17.08.2005 |
Мусульманская история началась со стремления арабской нации возвести здание своей социальной, экономической, политической и культурной системы на базе ислама, привести жизнь отдельных людей в соответствие с ним. Эта нация подняла зелёный стяг ислама и довела исламский призыв до самых отдалённых уголков планеты. Первые поколения мусульман жили только ради ислама и умирали только во имя его.
Когда в мире была такая умма, всецело преданная делу ислама, она со всей своей невиданной ранее пассионарностью, энергией и жизненной силой пронеслась над миром и запечатлела на земном лике свои бессмертные деяния, следы которых сохранились и поныне.
Если и теперь появится аналогичная умма, которая приведёт в полное соответствие с исламом уклад своей жизни, то не будет ничего удивительного и неожиданного, если весь мир окажется готовым воспринять Слово Божие и насладиться светом благородного и возвышенного исламского учения. Однако недостаточно ограничиваться только проповедями, лекциями, книгами и видеоматериалами. Необходимо показывать пример собственным поведением и собственной жизнью. В противном случае мир никогда не убедится в актуальности ислама и в его способности руководить человеческой жизнью.
А показывают ли сегодняшние мусульмане — по крайней мере, те из них, которых мы имеем возможность наблюдать в своей повседневной жизни, — достойный пример для вдохновения и подражания? Увы, лично я никак не склонен к положительному ответу.
Недавно один мой давнишний знакомый, которому я долго и упорно внушал мысль о величии, благородстве ислама и его цивилизационной миссии, вдоволь наслушавшись моих речей, в сердцах воскликнул: «Но посмотри на наших чернож., неужели они тебе нравятся, и ты действительно думаешь, что спасение человечества придёт от этих людей?!» Признаюсь откровенно: мягко говоря, я далеко не в восторге от них, в особенности от тех, кого называют этническими мусульманами. И ещё: меня просто тошнит от русских неофитов, неожиданно воспылавших пылкой любовью, скажем, к «великому татарскому народу». (Хотя, как полагаю, их страстные чувства к братьям-татарам не отличаются бескорыстностью. Но это, понятно, уже совсем другая тема…)
Более того, я могу искренне подписаться, если не под каждым, то под очень многими обвинениями в адрес мусульман, проживающих на Западе, выдвинутыми Орианой Фаллачи в её книге «Ярость и гордость». Чудовищная наглость и неприкрытое хамство афро-азиатских незваных гостей, бесконечно «качающих права», их грубость, неуважение к приютившим их и неумение вести себя одинаково как в российской столице, так и в европейских городах. Я полностью солидарен и с теми, кто справедливо возмущается безобразным поведением непрошеных визитёров из некоторых бывших советских республик. Но ведь дело здесь вовсе не в исламе, а именно в том, что эти люди давно выпали из него и в лучшем случае связаны с ним лишь в бытовом плане и чисто обрядно, не имея даже малейшего понятия о культуре, ценностях и великих устремлениях религии, представителями которой они формально являются.
Меня искренне радует, что почти все исламские лидеры думают так же. Например, всемирно известный и авторитетнейший шейх Кардави, проживающий в Катаре, без всяких обиняков говорил мне, что в том, что сегодня в мире преобладает в большей степени негативное отношение к исламу, виноваты не столько Америка и сионисты, сколько сами мусульмане. Ислам прекрасен, когда читаешь книги о нём, однако, когда видишь самих носителей последней религии Откровения, у немусульман невольно возникает вопрос: почему же мусульмане не получают пользу от ислама? Тот же Кардави привёл следующий пример. Один знаменитый европейский интеллектуал после тщательного анализа различных религий и философий принял ислам и приехал в Мекку на хадж, но когда он увидел сцену грубой ссоры паломников, нарушавших общепринятые в цивилизованном обществе правила, то не мог удержаться от того, чтобы не сказать: «Слава Аллаху, познакомившему меня с исламом прежде, чем с мусульманами!»
Очень многие из тех, кого окружающие считают мусульманами, не обладают, к сожалению, подлинным исламским образованием, пребывают в плену вековых суеверий и предрассудков, а потому и выглядят в глазах европейцев и американцев, как говорится, чурбанами. В этом, думается, и есть одна из основных причин трудностей, возникающих у них при общении с представителями иных религий и культур.
Самое же печальное, на мой взгляд, заключается в том, что об исламе как у нас, в России, так и на Западе судят, главным образом, по контактам с теми, кто имеет к нему лишь чисто номинальное отношение. В связи с этим невольно приходит мысль о том, что большинству современных мусульман не мешало бы подвергнуться процессу исламизации. Когда я поделился такого рода соображениями с рядом исламских учёных арабских стран, то не услышал с их стороны ничего, кроме возгласов, свидетельствующих о единодушном одобрении.
P. S. Справедливости ради надо также заметить, что вполне и, пожалуй, даже с ещё большим основанием можно написать: «Христианство и нынешние христиане — «две большие разницы». Разве не об этом, между прочим, говорит тот факт, что сотни миллионов христиан, как агнцы, предназначенные на заклание, безропотно «проглотили» откровенное богохульство, содержащееся во всемирном бестселлере Дэна Брауна «Код да Винчи»? На мой взгляд, одного этого уже достаточно, чтобы согласиться с теми, кто утверждает, что мы давно перешли в постхристианскую эру
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg332005/Polosy/112.htm