Парламентская газета | Владимир Лысов | 17.08.2005 |
Звонари один за другим поднимались на колокольню и на 16 колоколах исполняли церковный звон своего храма. Только представьте — несколько часов подряд над уральским городом звучал будничный, пасхальный красный звон, праздничный трезвон с колоритом Дальнего Востока, Западной Сибири, Русского Севера и Подмосковья. Под палящими лучами летнего солнца каменцы не скрывали своих эмоций, с восторгом дарили каждому «исполнителю» аплодисменты. Люди не стыдились своих слез от услышанной красоты
Благодатный колокольный звон не случайно в тот день оказался в городе Каменск-Уральский. Больше десяти лет назад инженер-литейщик Николай Пятков местного завода начал впервые осваивать литье колоколов для православных храмов. За десять лет со своей командой он создал по-настоящему лучшее предприятие в России, которое специализируется на их производстве. На тысячах российских и зарубежных звонниц сегодня поют и радуют людей пятковские колокола. А город Каменск-Уральский стал по-настоящему колокольной столицей.
Православный колокольный звон тесно связан с трагической историей нашего государства. На нем напрямую отразилось многолетнее гонение на Русскую православную церковь. Вместе с храмами разрушались и переплавлялись колокола, закрывались колокололитейные заводы. В 1928 году советское правительство издало указ, по которому на территории Советского Союза был запрещен большой звон колоколов на оставшихся больших храмах. Даже на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле все языки на колоколах были намертво приварены. Постепенно звонарное искусство затухало. Лишь в середине 80-х годов прошлого века, во времена перестройки, пресловутый указ был отменен. Началась эра возрождения русского колокольного звона.
Мастера из Архангельска Владимира Петровского знают в большинстве наших епархий. Став по-настоящему звонарем, он развесил сотни колоколов на звонницах православных храмов, научил не одну сотню молодых людей звонить по канонам колокольного звона. Теперь и его ученики передают свое мастерство своим ученикам.
— Я никогда не думал о том, что когда-нибудь стану звонарем. После школы учился в музыкальном училище по классу ударных инструментов, увлекался джазом, работал экскурсоводом, — рассказывает Владимир Марьянович. — В 1990-м году настоятель архангельского храма Всех Святых отец Василий пригласил меня позвонить на колоколах на Пасху. Смешно вспоминать тот звон. Я больше играл, чем звонил. Но это было первое прикосновение к чему-то святому, наверное, оно и заставило меня всерьез изучить церковный звон, найти его первоисточники, встретиться со старыми звонарями. Встреча со Святейшим Патриархом Алексием II на Соловках, его благословение окрыли меня, и я самостоятельно стал постигать красоту этого ремесла.
Что такое колокольный звон? По мнению мастера, есть устав церковного звона, там определены обычные звонные наборы. Есть колокол и частота удара. В праздники удар чаще, в будни медленнее, в пост совсем медленно. Когда венчается семейная пара, трезвон и перезвон радостный, веселый, а в день отпевания покойника, наоборот, сдержанный, скорбный.
Самое главное в церковном звоне — внутреннее состояние звонаря, его дух. По большому счету, нетрудно запомнить небольшой набор звонов. Даже не имеющие музыкального образования люди легко осваивают нехитрый ритм, схему церковной мелодии, минимум каких-то аккордов. Но при этом нужно всегда помнить, что содержание церковного звона всегда молитвенно. Звонарь должен быть человеком воцерковленным, православным и верующим. Он должен нести за собой духовную ответственность за то, что творит. Вот поднимается звонарь на колокольню, читает молитву, осеняет себя крестным знамением, и в тот миг, когда люди пребывают в покое, может быть, еще и спят, он начинает прикасаться к такому великому таинству, которое испокон веков называлось Глас Божий. Если человек, прикасающийся к языку колокола, внутренне понимает, что он вершит, значит, в нем состоялся звонарь. Звоны из-под его рук всегда будут чистыми, благодатными, никакие сбои ритма им не помешают.
Концерт колокольного церковного звона в Каменск-Уральском между тем продолжался. На звонницу часовни в честь Александра Невского поднялись Ирина Гаврилова и Юля Шошина, звонари храма в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Култаево Пермской области. Обе девушки небольшого роста, совсем еще дети. Но руки юных звонарок выдали на колоколах такую трель, такой перезвон, что горожане просто не верили, что на звоннице в эти минуты были девушки. И звон-то у них получился какой-то особенный — добрый, нежный.
В старину, кстати, вообще звонарями могли быть только мужчины. В женских монастырях в виде исключения разрешалось послушницам или инокиням звонить в колокола. Поэтому таких девушек даже звали по-особому — колотальницы. Красиво звучит, правда?
Следующими к колоколам подходят солидные мужчины. В их руках многокилограммовый благовест часовни заговорил основательным густым басом. Казалось, что в те минуты не было такого уголка в уральском городе, куда бы ни залетал малиновый звон колокольной бронзы.
В это трудно поверить, но поющая красота церковных колоколов не только ласкает слух и радует душу, церковный звон еще и лечит человека в самом прямом смысле. Убедился в этом, как говорят в таких случаях, на собственном опыте. Больше часа я провел на колокольне рядом со звонарями, в центре оглушительного звона, и совершенно забыл про боль в пояснице, которая несколько дней до этого мучила меня. Священник местного прихода ничуть не удивился моему неожиданному открытию. Он рассказал, что однажды в мужском православном монастыре видел, как монахи становились вокруг большого колокола, один из них раскачивал язык благовеста и ударял со всей силы, в это время братья-монахи прикладывались лбами к стенкам колокола. В монастыре говорят, что это лучшая профилактика от всех болезней.
Многоликий колокольный звон, прилетевший в Каменск-Уральский из разных уголков России, закончился настоящей симфонией. К колоколам подошли все звонари и, повинуясь внутреннему чувству ритма, под руководством Владимира Петровского стали одновременно звонить. Синтез разных школ, навыков, сноровки, наконец, слился в единый хор. Это было настоящее чудо! Остается верить, что церковный колокольный звон навсегда поселился в этом уральском городе.