Чеченское общество, газета | Руслан Жадаев | 16.08.2005 |
В церемонии объявлении нового джихада приняли участие первый вице-премьер правительства Рамзан Кадыров, министр МВД Руслан Алханов, командиры всех силовых структур республики и имамы 14-ти районов республики. Муфтий Чечни назвал ваххабизм «чумой XX и XXI веков» и заявил, что не должно быть никаких сомнений в правильности своих действий у тех, кто с этими людьми и явлением борется. Он также выразил личную готовность взять в руки оружие и воевать с боевиками-ваххабитами. Это далеко не первая попытка начать «священную войну» на территории Чеченской Республики. За последние 14 лет их было несколько.
Осенью 1991 года после прихода к власти в республике Джохара Дудаева и попытки российского руководства ввести на территории Чеченской Республики чрезвычайное положение, некоторые духовные лица потребовали объявить России джихад (в кавказской интерпретации газават). Его объявлению, вероятнее всего, помешал быстрый провал данной акции.
Спустя всего три года, зимой 1994-го, когда Кремль объявил о начале силовой операции «по наведению конституционного порядка» на территории Чеченской Республики Ичкерия, джихад России все же был объявлен. Это сделал муфтий республики Мохмад-Хусейн-хаджи Алсабеков. Однако спустя несколько месяцев Алсабеков дезавуировал свое заявление.
В 1995 году назначенный новым муфтием ЧРИ Ахмат-хаджи Кадыров вновь объявил России джихад. После завершения «первой чеченской войны» потребность в джихаде так и не исчезла. Его объявляли и против похитителей людей и даже друг против друга. В 1998 году после столкновений в Гудермесе между силовыми структурами Ичкерии и «джамаатами» и те, и другие объявили джихад. Но дальше слов дело тогда не пошло.
В тот же период появившиеся в Чечне «лица арабской национальности» (многие из которых почему-то прекрасно владели русским языком), также проповедывали среди чеченской молодежи идеи джихада. «Доблестных и храбрых чеченцев» призывали идти «делать джихад» не куда-нибудь, а на Ближний Восток, точнее в Иерусалим, чтобы освободить «священный город» и одну из главных мусульманских святынь — мечеть Аль-Акса.
В 1999 году после начала ввода российских войск на территорию республики Аслан Масхадов обратился к духовенству, чтобы они призвали народ к газавату. Теперь новый муфтий Чечни призывает к очередному джихаду — священной войне против ваххабизма и терроризма. (Кстати, тяга к объявлению «священных войн» имеет место не только в Чечне. С началом военных действий США против Ирака глава духовного управления мусульман европейской части России Талгат Таджуддиин тоже объявлял джихад….Против Соединенных Штатов).
Первый вице-премьер правительства Рамзан Кадыров назвал очень важным и своевременным принятый муфтиятом документ, объявляющий джихад ваххабизму и терроризму на территории Чеченской Республики. «Я приветствую это решение, приветствую его от имени всего руководства Чеченской Республики, ибо сотрудники правоохранительных органов, которые фактически находятся на войне против терроризма и ваххабизма, должны быть уверены в том, что их действия не противоречат Корану и исламу», — заявил он.
С ним солидарен и депутат Государственной Думы России Руслан Ямадаев. «Я считаю, что это очень важное, своевременное и продуманное решение, дающее ответы на самые сложные вопросы, волновавшие чеченское общество в целом и бойцов МВД и других структур, в частности», — заявил он агентству «Интерфакс».
«В борьбе против ваххабизма и терроризма погибли сотни и тысячи сотрудников правоохранительных органов. Среди них десятки моих близких и родных, президент Чечни Ахмат Кадыров, его племянники. Погиб мой родной брат, Герой России Джабраил, командовавший спецподразделением „Восток“, — отметил он. Они (боевики) взрывали и расстреливали милиционеров, имамов, госслужащих, заявляя, что совершают джихад, но теперь дан четкий и однозначный ответ на вопрос, кто на самом деле стоит на пути джихада».
Однако объявление джихада ваххабизму и терроризму в Чечне не нашло поддержки религиозных и общественных деятелей России. В интервью российской ГАЗЕТЕ верховный муфтий азиатской части России шейх Нафигулла Аширов заявил, что при отсутствии юридического определения ваххабизма в современном законодательстве РФ такие призывы от имени муфтията, то есть общественной организации, не могут иметь законодательного действия. «Они нарушают единое правовое поле Российской Федерации, — сказал Аширов. — Ваххабизм ничего не говорит о призыве к террору, это направление исламской мысли, а не тактика ведения борьбы. А на мысли в современном законодательстве запретов нет».
С его мнением согласен и член научного совета Московского центра Карнеги, политолог Алексей Малашенко. Та же ГАЗЕТА приводит и его высказывание. «Пророссийская часть чеченского общества не увлечена исламом, это не может быть для нее фактором мобилизации. А боевики только посмеются над тем, что еще один бывший комсомолец объявил им джихад. Это не самый умный ход, скорее отчет о проделанной работе в ответ на интервью Басаева в США. „Джихад“ теперь стал ругательным словом: ты мне — джихад, и я тебе — джихад. Это какие-то шашки», — считает политолог.
Джихад, или священная война, о которой говорил Пророк Мухаммад, имеет смысл, несколько отличный от того, как он сегодня воспринимается и толкуется разными духовными лицами. Слово «джихад» происходит от корневого слова в арабском языке, означающего «стремиться, прилагать усилие». В исламе джихад означает любое усилие, направленное на распространение истины. Газават или малый джихад — это священная война. Согласно исламскому праву, в странах, где не действует шариат, объявлять войну, в том числе священную, имеет право только первое лицо государства.
Несомненно, что одной из форм Джихада является война, но лишь в тех случаях, когда избежать ее не удается. Пророк Мухаммад, говоря о Джихаде, сказал, что «величайший Джихад, в котором сражается человек — Джихад с самим собой». Это означает, что истинный верующий должен в первую очередь бороться с самим собой, со своими недостатками и ошибками, стремиться исправить и не допускать их впредь.
В хадисах сказано, что Пророк Мухаммед сказал, вернувшись с одного из сражений: «…мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». Отмечается тот факт, что после этого Он уже больше не участвовал ни в одном сражении.
По словам одного из имамов мечети города Грозного, ни один стих Корана в своем истинном текстуальном и историческом контексте не разрешает воевать на основе религиозных, этнических или расовых разногласий. «Воинственный джихад не только ограничен условиями, которые могут или не могут придать ему законную силу, но и строго регламентирован. Пророк Мухаммед (а.с.c.) сказал, как подобает вести себя на поле битвы, — говорит он. Нельзя развязывать войну, если другие мирные средства могут остановить агрессию и порабощение. Намерения должны быть чисты и ни эгоистичные личные, ни националистические интересы и планы не должны быть действующей силой. Должно быть объявление войны, заявленное официальными властями, после соответствующих консультаций. Не должно страдать гражданское население. Нельзя допускать мародерства, грабежей и ненужных разрушений».
Объявление джихада против ваххабизма и терроризма после почти 6-летней «контртеррористической операции» на территории Чеченской Республики, которая стоила жизней десятков тысяч наших соотечественников, действительно выглядит несколько странно и неуместно. Зажигательный призыв «ударить джихадом по ваххабизму и терроризму» вряд ли приведет к установлению мира и стабильности в нашей республике, согласию и взаимопониманию в и без того уже разрозненном чеченском обществе.
Джихад нам сегодня действительно необходим. Но не тот джихад, в котором одни чеченцы будут истреблять других. Нам нужен джихад против убийств и похищений людей, джихад против внесудебных казней и пыток, джихад против коррумпированного чиновничьего аппарата, против взяточничества и произвола зажравшейся бюрократии, против тотальной безработицы, против наркомании и алкоголизма. Джихад за возрождение нации, восстановление нашей республики и будущее наших потомков.