Народное радио | Елена Крылова | 15.08.2005 |
Ведущий: Владимир Анищенков
Владимир Анищенков: С 27 по 29 июля по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры проходил очередной Всероссийский духовно-просветительский форум «Глинские чтения». На этот раз он был посвящен православному воспитанию как основе русской педагогической мысли. С каждым разом увеличивается число участников, и для тех, кому не хватило места, были выставлены специальные экраны, и была включена трансляция. Постоянно улучшается качественный уровень, потому что это не просто знакомство, не только передача опыта, это уже идет работа самих Глинских чтений, они требуют отдачи от участия. А что вам показалось особенным в этих Глинских чтениях?
Елена Крылова: Безусловно, очень радостно видеть тот огромный интерес, который проявляют педагоги из самых разных уголков России. На этот раз на Глинских чтениях были представители педагогической общественности от Калининграда до Владивостока. Они приходят на заседания с огромным внутренним желанием найти ответы на сложные вопросы, которые у них возникают. Как потом сами они говорят, они получают эти ответы, и это очень важно. Если говорить о представительности форума, о его широте и размахе, то присутствовали не только педагоги из России, но и представители из Америки, Италии, в частности, из Генуи, из Австралии, Болгарии, Англии, не говоря уже о Белоруссии, Украине, Молдове, которые, как правило, всегда приезжают на Глинские чтения. То есть это был уже международный форум.
И очень важно, что все эти люди объединены действительно единым стремлением, которое состоит в том, что они хотят и сами измениться, и воспитать тех, кто вверен их попечению так, прежде всего, чтобы наше Отечество стало бы самым достойным, самым процветающим. Это единство чувствовалось и на заседаниях секций, и на пленарных заседаниях. Мне кажется, что вы правильно заметили такую отличительную особенность, как изменение качественного уровня. И сам председатель форума Николай Васильевич Маслов в своем выступлении сказал то, что нам поможет понять произошедшее изменение: сначала люди учат буквы, потом они читают по слогам, потом появляются предложения, потом уже целые, законченные работы. О чем в данном случае идет речь? Форум работает уже практически 14 лет. Если в первые годы казалось чем-то необыкновенным, что можно на уроке говорить о вере, о православии, о житиях святых, то сейчас, с течением лет, уроки и методические разработки во многом были посвящены изучению жития святых, педагоги быстро освоили и стали использовать как настольную книгу фундаментальный труд Глинского старца.
Чтения называются Глинскими по своему источнику — Глинской пустыни, которая сформировала свою педагогическую школу. И вот книга Глинского старца, преподавателя Московской духовной академии, схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония», по творениям святителя Тихона Задонского, своеобразная энциклопедия духовно-нравственной жизни, стала настольной книгой для многих и многих педагогов России. В ней даны все основные понятия духовно-нравственной жизни человека. Без нее работать человеку в этой сфере просто невозможно. Такие понятия, как честь, совесть, достоинство, смирение, стали необходимыми и используются многими и многими педагогами. Но в то же время это был, может быть, только первый шаг по введению самого понятийного аппарата православной педагогики. А это понятие само по себе «православная педагогика», ведь оно возникло вообще с возникновением христианства. Как пишут выдающиеся наши просветители, само православное воспитание, православная педагогика — это наука из наук, самая высшая наука, к постижению которой нужно идти многими и многими шагами.
Владимир Анищенков: У нас приготовлен фрагмент выступления митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Первые несколько фраз как раз посвящены тому, о чем вы сейчас говорите.
Елена Крылова: Да, это выступление задало тон всей конференции.
Митрополит Рязанский и Касимовский Симон: История убедительно свидетельствует, что на протяжении тысячелетия с момента крещения Руси и до начала ХХ века православие, являясь духовной, нравственной основой жизни общества, определяло развитие русской педагогики. В деле воспитания русского народа велико значение монастырей. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и совершение. Интерес к системе воспитания, которая там сложилась, обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру исконно русских святых, светильников веры и героев Отечества.
Владимир Анищенков: Полностью выступление владыки Симона мы дадим в наших следующих передачах, а сейчас продолжим наш рассказ о прошедших Глинских чтениях. Елена Олеговна, что вы увидели и услышали интересного на секционных заседаниях?
Елена Крылова: Это очень интересная практика, когда сначала проходит секция, а потом пленарные заседания, потому что секции позволяют всем участникам из разных регионов и разных образовательных учреждений представить свою работу, обменяться опытом. Тогда на пленарные заседания выносятся уже самые интересные результаты. 27 июля прошло заседание восьми секций, все они были очень многочисленными, люди не всегда помещались в аудиториях Московской духовной академии, стояли в коридорах.
Самой многочисленной оказалась секция по духовно-нравственному воспитанию молодежи в вузах. Эту секцию возглавляла профессор кафедры теории и истории педагогики Липецкого государственного университета Великова Зинаида Васильевна. Здесь были представлены самые разнообразные формы работы со студентами, но особенностью явилось то, что все выступавшие говорили о том огромном интересе, который вызывает именно отечественная традиция педагогики у студентов, а самое главное, изучение и использование святоотеческого наследия в педагогической практике. На секции дошкольного и семейного воспитания обсуждался процесс непрерывного образования. На секции духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе была представлена хрестоматия для внеклассной работы с младшими школьниками (второй, третий и четвертый классы). Эта работа проводилась совместно с обществом «Фонд Александра Невского», который является учредителем Глинских чтений, Московской педагогической академией и Институтом общего образования. Были представлены итоги работы по хрестоматиям второго, третьего и четвертого классов.
В этом году появилась довольно сложная хрестоматия для первого класса. Опыт работы дает ясное понимание того, насколько важно школьникам младших классов показать идеалы и образцы патриотического служения, поэтому хрестоматия рассказывает и о Суворове, и об известном государственном деятеле и министре просвещения Александре Семеновиче Шишкове, в ней помещены прекрасные произведения Николая Васильевича Гоголя, басни Ивана Андреевича Крылова, замечательные статьи о воспитании детей Владимира Даля. Все это дает детям представление о жизни русского народа в историческом аспекте. Хрестоматия получила высшее одобрение на заседании секции и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях всех типов не только для начальных классов, поскольку содержащиеся в ней материалы интересны и старшеклассникам, и самим педагогам. Один из важных моментов — все включенные в эту хрестоматию произведения были одобрены и благословлены еще Глинскими старцами, поэтому мы надеемся, что она принесет особую пользу всем, кто будет ее читать.
Владимир Анищенков: Я бы хотел заметить, что Глинские чтения дают обильный методический материал, не просто отдельные книги, а вы уже назвали целую россыпь этих материалов.
Елена Крылова: Да, у нас выпущен уже целый ряд методических сборников, и я хочу подчеркнуть такую особенность. Если раньше эти сборники носили более описательный характер, то сегодня впервые на заседаниях прозвучали такие доклады, как «Концептуальные основы православной педагогики». То есть в первых методических работах описывался урок или план урока, или программа, которые были посвящены, например, житиям святых. Это понятно, потому что примеры Александра Невского, Дмитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского, людей, которые посвятили себя служению Родине и Богу — это нравственные идеалы России, на которых необходимо учить подрастающее поколение. Но сейчас наблюдается другой подход к этой проблеме, потому что наши учителя осмысливают, что такое концепция православной педагогики. А концепция — это свод знаний, включающий цели, методы, принципы и условия воспитания. То есть от описания начался переход к обобщению накопленного материала, и это, безусловно, позволяет учителям строить свой урок более целенаправленно, стремиться к одной цели — к воспитанию души человека.
Владимир Анищенков: Какие еще интересные секции вы не назвали?
Елена Крылова: Была очень интересная секция по духовно-нравственному воспитанию в средней школе (5−11 классы), приводились очень интересные примеры сочинений самих школьников. Вот такой любопытный пример: в этом году не только в московских школах, но и в школах других регионов на выпускных экзаменах во время сочинения школьники просили, чтобы им разрешили пользоваться в качестве дополнительной литературы книгой «Симфония» схиархимандрита Иоанна по творениям Тихона Задонского. Когда их спрашивали, почему им она нужна, они отвечали, что оттуда можно взять все понятия и план построить. Например, есть очень интересное сочинение, в котором школьник взял эпиграфом к своему сочинению такую цитату из «Симфонии»: «Правда — это жертва, которую требует от нас Бог». Он прекрасно раскрыл патриотическую тему самоотверженного служения русских своему Отечеству.
Важной была секция, связанная и с ролью библиотек в духовно-нравственном воспитании, поскольку сейчас библиотеки заполнены читателями, но существует проблема огромная проблема выбора. Впервые эта секция была очень многочисленная, почти 150 человек. Библиотекари из самых разных отдаленных уголков России обменивались опытом и говорили, каким образом строить работу с теми, кто приходят в библиотеки, чтобы люди читали ту литературу, которая формирует нравственное мировоззрение.
Безусловно, интересной была секция по воспитанию патриота и гражданина Отечества, тоже очень многочисленная. Педагоги применяют разные формы работы в разных уголках России, но это та тема, которая очень близко воспринимается учениками, начиная с детского сада и кончая вузами. Именно этой теме нужно уделять очень большое внимание, потому что, как писал еще Константин Петрович Победоносцев: «Любовь к Отечеству — это высшее проявление нравственности».
Владимир Анищенков: Мне кажется, эта мысль пронизывала весь форум «Глинские чтения».
Елена Крылова: Еще преподобный Серафим Саровский говорил о том, что недостаток, не отсутствие, недостаток патриотизма есть один из тяжких грехов и одна из важных причин страданий человечества. Безусловно, без идеи любви к Родине и самоотверженного служения ей невозможно воспитать достойного гражданина.
Очень важной была секция духовно-нравственной подготовки учителя. Может быть, это на самом деле важнейшая секция. Ведь от того, каков учитель, зависят все ученики. Меня очень заинтересовало выступление руководителя этой секции Ботяевой Ирины Дмитриевны, учительницы истории 3-й школы города Курчатова Курской области. Она уже более десяти лет работает в сфере духовно-нравственного воспитания, и опыт того, что удается делать в ее школе, может пригодиться многим. Главная задача: на всех уроках, а не только на уроках русского языка, литературы и истории, в первую очередь формирующих мировоззрение ученика, но и на уроках естественного цикла (физика, математика, химия, биология) должны присутствовать основные идеи православной педагогики. Это довольно сложный путь, но Ирина Дмитриевна рассказывает о том, как она пытается совместно, например, с преподавателем словесности приходить на уроки к преподавателю физики. И они вдвоем — втроем проводят уроки и пытаются решить эту сложную задачу. Этот пример интересен тем, что это позволит на каждом обязательном уроке, который входит в школьную программу, будь то язык, история, география, биология, формировать православное мировоззрение теми способами и средствами, которые найдет учитель. А учитель сможет их найти, когда он сам внутренне будет к этому готов, когда его собственное мировоззрение будет духовно-нравственным, когда он сам будет человеком высокой духовной, нравственной жизни.
Мы недавно проводили Глинские чтения в Болгарии, скоро будут международные Глинские чтения по проблеме православного духовно-нравственного воспитания. Надо сказать, что у болгар эта проблема никак не решается. Они даже пришли к тупику из-за того, что хотят ввести урок вероучения либо как обязательный, либо как факультативный, но у них нет преподавателей, которые могли бы это делать. С другой стороны, когда проводятся факультативные уроки, школьники довольно скоро перестают их вообще посещать. На первом уроке — целый класс, на втором половина, а дальше — по убывающей. И вот работа Глинских чтений, и именно этой секции показывает, что есть совершенно иной путь. Может быть, не надо даже вводить какие-то отдельные уроки. Методы такой работы Глинские чтения уже наработали, и сами педагоги к этому стремятся. Это было очень важное заседание.
Владимир Анищенков: Но мне кажется, что это все-таки больше личное стремление педагогов, потому что у нас нет подготовки именно по духовно-нравственному воспитанию.
Елена Крылова: Есть Московская педагогическая академия, целью которой и является подготовка педагогов по духовно-нравственному воспитанию. На самом деле, в России, как показывает история, воспитание педагога имело всегда огромное значение. Раньше педагог не мог преподавать, если он не получил одобрение духовной власти. То есть за его нравственностью, за его поведением всегда внимательно следили духовные лица, отбирали людей самой высокой нравственности, и учитель в любом городе, в любой деревне пользовался огромным уважением, его жизнь должна была служить примером. Глинские чтения всегда целенаправленно проводят именно эту мысль — о личном примере педагога, учителя, потому что это та основа, без которой невозможно достичь успехов в воспитании.
Владимир Анищенков: Мы переходим ко второму дню, когда уже собраны лучшие секционные выступления, которые попали на пленарное заседание.
Елена Крылова: 28 июля состоялось пленарное заседание. Началось оно, как обычно, с приветствия святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Затем было очень интересное приветствие и выступление заместителя начальника департамента по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями, полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Белогубовой Марины Николаевны, которая подчеркнула всю важность и ответственность учителя, педагога в деле духовно-нравственного воспитания.
Владимир Анищенков: Мне кажется, что это было первое такое проникновенное выступление чиновника, действительно понимающего сущность этой проблемы.
Елена Крылова: Марина Николаевна неоднократно бывала на Глинских чтениях. Мы ей благодарны за тот вклад, который она своими выступлениями вносит в работу чтений.
Был доклад митрополита Симона Новикова «Православная педагогика: отечественные традиции и современные проблемы образования». Его высокопреосвященство говорил о нравственных идеалах России, и откуда они произошли, о том, что нравственный идеал России — это человек-подвижник, который отдал себя служению Богу, ближнему и своей Родине. Как правило, такие люди выходили именно из монастырей. Владыка рассматривал те моменты в деятельности монастырей, которые может использовать и современная православная педагогика. Например, он говорил о навыках, о том, что воспитание добрых навыков переходит у человека затем в привычку, и становится природным свойством души, и что для современной педагогики очень важно уделять внимание воспитанию этих навыков, что сейчас практически не соблюдается. Это тот принцип, который должен быть заложен в основу деятельности каждого педагога.
И мне еще запомнился такой важный для современности момент: о том, какими средствами в монастырях были объединены люди самых разных слоев общества, самого разного уровня воспитания и разных характеров, чтобы между ними возникла дружба, единодушие. Владыка Симон подчеркнул, что очень важно современному поколению молодежи научить детей тому, как вести себя в общении. Ведь очень важно осознавать, что нужно стремиться услужить друг другу и познать свои собственные немощи в общении, стремиться их искоренять, а не искать только выгоды, пользы. Это бесполезно. Единственный путь, который приводит к настоящей дружбе, к единству, а это очень важно для нашего народа сейчас, — стремление услужить и стремление исправить самого себя.
Владимир Анищенков: Выступление владыки Симона может быть именно основополагающим для работы учителей, для воспитания самих учителей. Мы на «Народном радио» обязательно дадим полностью выступление владыки Симона, митрополита Рязанского и Касимовского.
Елена Крылова: Я обращаю ваше внимание на такой интересный момент. Владыка ссылается на святителя Игнатия Брянчанинова, который указывает на то, что образование человека находится в зависимости от наружных впечатлений, оно совершается ими, поэтому так важно обставить человека такими впечатлениями, которые бы вели его к цели жизни. Это важно для нас, потому что, например, русское общество в XVII веке это прекрасно понимало. В педагогике был даже такой метод, который назывался «ограждением от соблазнов», то есть ребенка ограждали от всего того, что может служить для него плохим примером. Как важно современным педагогам это понимать и это соблюдать. Мы знаем, что существуют СМИ, уличные неприличные рекламы и так далее, и ребенок с этим столкнется, но важно его к этому подготовить, объяснить ему всю пагубность этого зла.
Владимир Анищенков: Очень правильно выбрано направление этих Глинских чтений: православное воспитание как основа русской педагогической мысли. Нам нужно вернуться к своей традиционной педагогике.
Елена Крылова: Очень интересное замечание сделал Николай Васильевич Маслов во время форума. Он сказал, что эти традиции никогда фактически не забывались. Даже в советское время, когда, казалось бы, невозможно было никакое церковное и духовное воспитание, тем не менее, те нравственные нормы, которые неизменны для всех людей, для всех национальностей, для всех религий, они и в советское время оставались действенными и неизменными. То есть учителя, проводники этих нравственных принципов, в России всегда были, и примером тому является то прекрасное поколение, которое выиграло эту страшную Великую Отечественную войну своим самоотверженнейшим подвигом. Еще пример тому — восстановление страны после этой страшной войны. Есть еще множество примеров самоотверженного служения людей своему Отечеству. Поэтому мы, может быть, должны сейчас говорить не столько о том, что мы что-то забыли и вспоминаем, а о том, что идет открытое осознание тех норм и принципов, которые всегда лежали в основе нравственной педагогики. Она неизменна во все времена. Мы знаем все эти нормы: почитай родителей, не убивай, не кради, не лги и так далее. Эти принципы существуют для всех, но методы разные. Как раз по методам православной педагогики был очень интересный доклад: какими методами люди пользовались прежде, в чем эти методы изменились, и как их применять в современной педагогике.
Владимир Анищенков: Еще был один очень интересный доклад владыки Феодосия, епископа Полоцкого и Глубокского.
Елена Крылова: Да, владыка — магистр богословия, замечательный педагог, ученый, долгие годы преподавал в Московской духовной академии. Всякий раз на Глинских чтениях он поднимает самые существенные вопросы антропологии, то есть учения о человеке. Ведь для педагога это отправная точка — как педагог понимает, что такое человек, каков смысл жизни человека на земле, именно от этого зависит его педагогическое воздействие. И если он понимает человека, как только телесное существо, не имеющее духовной природы, то ни о каком нравственном воспитании он говорить не может. И даже если он будет о нем говорить, это будет бездейственно, потому что детское сердце откликается не на пустые слова, а оно чувствует внутреннюю жизнь самого учителя. Говоря о внутреннем состоянии человека, владыка привел прекрасные слова поэта Федора Тютчева: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует». И вот это состояние тоски, уныния у многих людей, даже материально благополучных, свидетельствует о том, что человеческая душа не может удовлетвориться только материальным.
Бесспорно, мы не можем не говорить о том сложном материальном положении, в котором находятся многие и многие наши учителя, на чтениях обсуждались пути выхода и из этого материального кризиса. Но все равно, спасение, прежде всего, в духовном просвещении. Приводились примеры из деятельности глинских подвижников, которые своим духовным просвещением зарождали целые губернии. Они указывали людям, как сажать овощи, как выращивать урожай. У них была своя школа, и не только педагогическая, но и агрономическая. В голодные годы они спасали людей, потому что в обители всегда был хлеб, которым они щедро делились.
И еще один очень интересный момент — миссионерская деятельность Глинской пустыни, о которой сейчас просто нельзя не сказать. Глинские миссионеры облагородили не только самые отдаленные уголки русской земли — Якутию, Иссык-Куль, горный Алтай, их узнали и в Америке, во Франции, в Иерусалиме, на Афоне. Нам удалось прочесть дневник русского миссионера, который в 1862 году приехал в Америку. Это глинский архимандрит Илларион, который здесь научил индейцев хлебопашеству, научил их рыбной ловле, научил их разводить пчел, лечиться, потому что у них там было много разных болезней. Это тот человек, который крестил более 4 тысяч индейцев. В его дневниках содержится такая запись: «День сегодня был скудный. Только 9 человек крестил я».
Когда к нему спустились с гор индейские племена, и он проповедовал им, они не хотели уходить, слушали его проповедь. А когда он предложил им креститься, то самый главный шаман сказал: «Как можем мы креститься? Русские очень богатые. У них есть священники. У них есть врачи. Что будут делать бедные индейцы, когда они заболеют? Кто, кроме шамана, им поможет?». Там шел очень большой спор, что шаманы им очень нужны. И когда архимандрит Илларион ответил ему, что священниками будут сами индейцы, то шаман был так потрясен, что сказал ему: «Я — раб твой. Я буду твоим гребцом», и потом возил его на лодках везде. Боже мой, они понимали это величие. И крестилось в этот день огромное число индейцев.
Когда архимандрит Илларион хотел отправиться в более отдаленные места Америки, то этот же бывший шаман его удерживал и говорил, что там худо, там нет русских. Вот такая ключевая фраза: «Там, где нет русских, там худо». Но каких русских? Когда читаешь жизнеописание самого Иллариона, который сам, как он пишет, был и повар, и плотник, и столяр, и печник, и врач, и учитель. Он тут же учредил школу, он построил аптеку, он научил их изготавливать даже лекарства. Это удивительный пример, как духовно-просвещенный человек может облагородить огромный край.
И самое интересное: мы специально посмотрели сейчас, каково положение в этой местности, где он подвизался. Это река Квикпах. Там до сих пор много православных, там до сих пор нет никаких других сект, нет никаких других вероисповеданий, а церковь, которая утверждена архимандритом Илларионом, почитается как святыня, там продолжаются православные богослужения. Более чем полтора века назад один человек заложил вот эту нравственную и духовную основу. Ведь он шел не просто, чтобы научить их хлебопашеству и медицине. Он шел, чтобы открыть им истину, открыть им цель жизни, и эта истина до сих пор светится, живет и направляет жизнь многих тысяч людей.
Эта сторона деятельности Глинской пустыни очень важна нам. Ведь недаром схиархимандрит Иоанн, которому посвящены Глинские чтения, и именно его сила их осеняет, говорил, что христианство облагородило мир и дало ему самое правильное направление во всех сферах жизни общества. И задача чтений состоит в том, чтобы показать, каким образом можно облагородить мир, как сделать лучше и наше экономическое состояние, какими способами, какими приемами.
Важны были, конечно, и выступления представителей педагогической науки. Например, Александр Аркадьевич Корольков, заведующий кафедрой философии и антропологии, академик РАН, профессор из Санкт-Петербурга, говорил о педагогической школе глинских старцев. Он рассказывал, что в Глинской обители был такой особый институт, как старчество. Именно старцы создали ту педагогическую школу, которая и не только до революции, но и сейчас питает отечественную педагогику.
Выступал Белозерцев Евгений Петрович, которого очень любят наши педагоги, профессор Елецкого государственного университета имени Бунина, доктор педагогических наук. В его выступлении прозвучала интересная мысль о просветительской традиции рода Масловых, о том, что бесспорно, отец Иоанн — выдающийся просветитель, и продолжение этой традиции мы видим в деятельности его последователей. Евгений Петрович также прокомментировал одно из выступлений, где рассматривался принцип природосообразности, тот педагогический принцип, который заложен в любом учебнике педагогики, какой бы вы ни открыли, дореволюционный или современный. Как раз понимание этого принципа во многом и определяет, как поведет себя учитель на уроке, может ли он действительно дать духовно-нравственное воспитание ученику.
И светская педагогика сообразует всю свою деятельность с природой человека, которого она перед собой видит. А как было сказано в докладе владыки Феодосия, вся отечественная педагогика строится на том, что природа человека, с которой мы сейчас сталкиваемся, это природа падшего человека. Это неестественное состояние, когда человек раздражается, гневается, завидует, ненавидит и так далее. Задача православной педагогики перевести человека в состояние естественное, при котором он обладает проницательным, быстрым умом, чистой совестью, твердой волей и смелым, решительным, чистым, добрым сердцем, это и есть принцип природосообразности. Евгений Петрович сказал, что для него такое толкование этого принципа было новым, и он считает, что благодаря этому достижению педагогической науки деятельность педагогов будет более целенаправленной.
Нужно еще сказать о серьезном научном выступлении проректора Московской педагогической академии Людмилы Филипповны Фоминой, много лет проработавшей в Министерстве образования России. Она говорила о концептуальном основании православной педагогики, основываясь на монографии Николая Васильевича Маслова, которая так и называется «Православное воспитание, как основа русской педагогической мысли». В этом выступлении были обозначены все основные понятия православной педагогики: цель воспитания, методы воспитания, в чем концептуальное отличие светской педагогики от православной, условия воспитания. Кстати, одно из важнейших условий — взаимодействие церкви и государства в деле духовно-нравственного воспитания, по крайней мере, в России. Русскому государству всегда было свойственно воспитывать совместно с церковью.
Владимир Анищенков: По ходу нашего я подумал о том, что Глинские чтения становятся своеобразным движением педагогической общественности, а не просто встречами по обмену опытом. На базе Глинских чтений открылась Московская педагогическая академия, которую вы возглавляете. Какие дальнейшие планы развития Глинских чтений?
Елена Крылова: Но планы подсказывает сама жизнь. Сейчас очень много заявок на проведение Глинских чтений и, одновременно, курсов Московской педагогической академии от комитетов управления образованием из России, и не только из России. Только на сентябрь мы получили шесть таких заявок. Конечно, задача будет состоять в том, чтобы Глинские чтения проводились как можно в большем количестве регионов, хотя уже очень многие регионы этим охвачены. Нужно открывать филиалы Московской педагогической академии, чтобы как можно больше учителей могли получить непосредственно консультации методического плана, поскольку методических вопросов у педагогов много, к нам очень многие обращаются за советом. Очень важным для этих чтений было то, что многие начальники управления образования присутствовали на этих чтениях, выступали с докладами. Калашникова Светлана Николаевна, заместитель начальника Управления образования и науки Белгородской области, рассказывала о тех методах, которые им удалось найти, посещая регулярно Глинские чтения, пользуясь уже наработанными методиками и средствами.
Владимир Анищенков: На Глинских чтениях выступали не только педагоги, но были и люди непедагогических специальностей — физики, ядерщики, исследователи космоса.
Елена Крылова: Да, были представители Министерства культуры, Министерства обороны, много представителей от армии, от социальных служб. Это вполне естественно и вполне понятно. Ведь что такое, на самом деле, воспитание? Как оно понималось всегда в России раньше? Воспитание — это формирование целостного мировоззрения, которое позволяет человеку решить свою главную задачу в жизни. А то, что мы сейчас называем образованием, это называлось в рамках этого воспитания только обучением наукам внутри самого процесса воспитания. Так это всегда и было в России. Даже граф Уваров, известный министр просвещения первой трети XIX века, писал, что если человек познает все науки, но будет нравственно убог, если у него не будет нравственного просвещения, то все эти знания послужат во вред обществу. И он говорил, что образование ума без нравственного просвещения вредоносно для общества. Поэтому именно мы ставим такой огромный акцент именно на духовно-нравственное воспитание, тем более, что основной принцип православной педагогики, о котором так много говорили на чтениях, прежде всего, научить детей вере, а потом другим наукам, потому что все остальное приложится.
Владимир Анищенков: Спасибо, Елена Олеговна. У нас есть еще один звонок. Пожалуйста.
Виктор: В любой деятельности, особенно в научной и воспитательной очень важна идея критерия. Я понимаю, что необязательно делать точную количественную оценку, в процентах или в баллах, но все-таки, какие-то критерии результатов вашей работы разрабатываются?
Елена Крылова: Да. Это очень хороший вопрос. Вы действительно правы, хотя это очень тонкая сфера — духовно-нравственное воспитание. Ее трудно оценить. Мы каждый год просим наших участников чтений заполнить анкету, состоящую из двух основных раздела. С одной стороны, через анкету мы пытаемся узнать, изменился ли сам учитель, сам педагог, спрашиваем, какими трудами он пользовался. С другой стороны, мы хотим понять, изменились ли его ученики, изменилась ли обстановка в том классе, где он преподает, и успеваемость, и поведение, и какие-то поступки детей. Например, у нас есть анкета преподавателя московской школы Лидии Михайловны Донченко, которая написала о том, какие поступки совершили за последний год десятиклассники того класса, в котором она является классной руководительницей. Я не буду их все подробно пересказывать, но суть сводится к тому, что дети стали гораздо милосерднее и внимательнее к своим близким, к родственникам, они реально говорят и думают о судьбе Родины, то есть это слово стало для них дорогим, важным, близким их сердцу. Думаю, что это критерий работы.
Владимир Анищенков: Это один из самых важных, я думаю, критериев. У нас телефонный звонок. Слушаем вас.
Слушатель: Я услышал фразу, что научают вере. Возникли сомнения: что это значит?
Елена Крылова: Что такое вера? Если вы посмотрите учения святых отцов, то вера — средство постижения непостижимых для ограниченного человеческого ума божественных истин. Так вот, надо сначала научить человека средству постижения того, что он должен знать, чтобы сформировать свою душу, чтобы прожить свою жизнь во благо и самого человеку, и его ближних, и государства и общества. Поэтому этот принцип и отражен во всех трудах по православной педагогике еще с первого века: «Прежде всего, научите детей вере, а потом другим наукам». Это тот фундамент, без которого невозможно построить здание. Посмотрите, вот 1812 год, война с французами. Александр Семенович Шишков, государственный секретарь, адмирал и министр народного просвещения пишет, что мы подверглись нападению французов, потому что вся верхушка дворянского общества говорит только по-французски, русского языка вообще не знает и веру свою забыла, а вера делала русский народ единомысленным, а язык — единодушным.
Владимир Анищенков: На этом наша передача завершена. Всего вам доброго.