Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин11.08.2005 

Меч Голиафа в руках Давида
Католическая Церковь благословила рок-музыкантов

Весной текущего года на прилавках польских музыкальных магазинов появился пятый по счету альбом популярного детского ансамбля «Arka Noego» («Ноев ковчег»), исполняющего как традиционные, так и авторские религиозные песни. Пять лет назад эта группа произвела на польском рынке популярной музыки фурор: компакт-диски «Ноева ковчега» продавались лучше, чем записи самого Папы Иоанна Павла II. За несколько месяцев ансамбль превратился в поп-феномен. Ансамбль давал концерты, во время которых собирались пожертвования для католической миссии в Африке, а также на строительство приютов для больных детей.

Художественный руководитель «Ноева ковчега» Роберт Фридрих по прозвищу Литца — один из наиболее ярких польских рок-музыкантов последних десятилетий. Долгое время он был участником и идейным вдохновителем культовой польской группы «Acid Drinkers», известной не только оригинальными музыкальными идеями, но и тягой к скоморошеству, ненормативной лексике, попойкам и дебошам. Сам Фридрих впервые попал в вытрезвитель в 15 лет. Сейчас ему 37, у него семеро детей, он не пьет, ходит в храм, пишет и исполняет христианские песни.

В 1994 году Роберт Фридрих перенес две сложнейшие операции на сердце. Находясь на грани жизни и смерти, он пересмотрел свое отношение к Богу и христианству. Пережив обращение, Фридрих начал регулярно посещать церковь, но при этом продолжал музыкальную деятельность и в том же 1994 году вместе с «Acid Drinkers» выпустил бескомпромиссный, агрессивный альбом «Infernal Connection» («Адская связь»).

Интересно, что лейтмотивом большинства текстов на диске, по словам самих музыкантов, стало противопоставление зла истинного — насилия, наркомании и наркоторговли — злу мнимому, а именно «сатанизму» тяжелого рока. Роберт Фридрих в интервью одной из газет говорил, что перевернутые кресты, черепа, кости, распространенные среди металлистов, а также упоминание князя тьмы в текстах песен — зачастую не более чем эпатаж, лишенный какого бы то ни было религиозного значения.

На буклете диска «Infernal Connection» изображен крест св. Бенедикта Нурсийского, символизирующий триумф Христа над сатаной и смертью. Тем самым Фридрих попытался совместить, казалось бы, несовместимое: тяжелый рок и христианство.

Обращение рок-гитариста в 1994 году не было обращением атеиста, но скорее переходом к активной жизни в церкви, новым осмыслением католических ценностей. Еще в начале 1990-х бурная рок-н-ролльная жизнь не мешала Фридриху называть себя католиком и даже создавать христианские рок-группы. Проект «Creation of Death», сочетавший агрессивную эстетику тяжелого металла с христианскими текстами (группа, например, исполняла 69-й псалом), потерпел коммерческое фиаско, причиной которого, по мнению Фридриха, стала именно религиозная ангажированность ансамбля.

Следует сказать, что в Польше практически все попытки христианизации современной музыки, будь то рок или авторская песня, начиная с конца 1960-х и заканчивая серединой 1990-х годов, были некоммерческими. Это относится и к написанной в 1968 году рок-опере «Господь — мой друг» композитора Катажины Гертнер, исполненной популярной группой «Красно-черные», и к авторским песням Зофьи Ясноты, и к возникшему в польской поп-музыке в начале 1990-х годов направлению «катополо». Фактически одним из первых окупаемых христианских рок-проектов в Польше стал ансамбль «2 TM 2,3», в числе основателей которого все тот же Роберт Фридрих.

Название группы «2 TM 2,3» — не что иное, как отсылка к 3-му стиху 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею (упрощенно ансамбль так и называют — «Тимофей»). В нем, в частности, говорится следующее: «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа».

Музыкантов группы объединяет принадлежность к так называемому харизматическому движению в современном католицизме. Его основой является представление о харизмах — особых дарах Св. Духа, в числе которых дар целительства и дар «говорения на языках». Музыканты «2 ТМ 2,3» в своих многочисленных интервью постоянно подчеркивают, что они занимаются прежде всего проповедью христианства.

Католическая Церковь долгое время скептически относилась к рок-музыке. Ведь эстетика рока во многом противоречит христианским представлениям о духовности, а этика рок-музыкантов (знаменитый лозунг «секс, наркотики, рок-н-ролл») и вовсе не имеет ничего общего с христианской моралью. На тяжелый металл представители всех христианских конфессий уже давно навесили ярлык «сатанизма» и «бесовщины». Еще совсем недавно тяжелый рок для католиков был составной частью западной «культуры смерти», о которой неоднократно говорил Иоанн Павел II.

Тем не менее на «протестантском Западе» попытки скрестить христианство и рок-музыку давно перестали восприниматься как нечто новое, однако для консервативной католической Польши такое явление представляется достаточно необычным и даже парадоксальным. В связи с этим вдвойне интересным может показаться тот факт, что Католическая Церковь в Польше при общем негативном отношении к рок-культуре постепенно начинает относиться к рок-музыке как к возможному средству проповеди среди неформальной молодежи.

В стране появляются специализированные звукозаписывающие студии, рок и регги звучат на волнах достаточно консервативного «Радио Мария». Католики проводят собственные рок-фестивали, один из которых даже получил библейское название «Песнь песней». Исполнители группы «Тимофей» считают, что компромисс с Церковью не ограничивает творческой свободы музыкантов. Напротив, именно такой союз может стать выражением настоящей свободы и действительного протеста в условиях западной неоязыческой цивилизации.

В одном из последних интервью Роберт Фридрих отметил, что, пытаясь донести до молодежи библейские истины, он вынужден пользоваться понятным ей языком, и этим языком является рок-музыка. Тяжелый рок в исполнении музыкантов-католиков — это своего рода меч Голиафа в руках царя Давида, могучее разрушительное оружие, использованное, однако, в благих целях. Польские «рок-католики» считают, что танец царя Давида перед ковчегом, описанный в Библии, — это своего рода сакральная параллель тому рок-исступлению на концерте, когда музыкант рвет струны на гитаре.

В результате Католическая Церковь в Польше благословила музыкантов, избравших тяжелый рок в качестве формы христианской проповеди. Оправдают ли «новые Давиды» возложенные на них надежды — покажет время.

Станислав Александрович Минин — религиовед, публицист

http://religion.ng.ru/style/2005−08−10/8_sword.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru