Русский дом | Николай Емельченко | 11.08.2005 |
Грот у основания горы, где погиб на дуэли русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, был сооружён в 1948 году и до установки в нём скульптуры демона использовался для продажи цветов и газированной воды. Скульптура демона была задумана и выполнена в те времена начинающим скульптором Гургеном Курегяном как воплощение одного из литературных героев Михаила Юрьевича Лермонтова. Атеизм в те годы был господствующей государственной идеологией, потому почти никто не обратил тогда внимания на то, что эта скульптура была установлена у подножия Крестовой горы, названной в память об установленном на ней в 1798 году каменном кресте.
Когда в 1993 году крест на вершине Крестовой горы был восстановлен и освящён, многие увидели явное несоответствие: у основания Крестовой горы, под крестом, — демон. Насколько мне известно, во всём мире нет ничего подобного. Какими бы ни были частные мнения на этот счёт, Православная Церковь не допускает в какой-либо форме общение с тёмными силами, а тем более создание и созерцание их образов.
Точно так же, как поклонение, созерцание и молитвы перед иконами — это обращение от образа к первообразу, Спасителю, Пресвятой Богородице и святым, так и созерцание скульптуры демона — это вольное или невольное общение с самим дьяволом. И никакие слова о том, что человек просто осматривает скульптуру, — неубедительны, ибо мы знаем, что главная хитрость дьявола уверить всех в том, что его не существует. Общение с нечистой силой никогда не проходит для человека бесследно. Последствия его — душевные и телесные недуги, неудачи в делах, беды, потеря родных и близких, преждевременная смерть без покаяния, так как главной задачей дьявола является погибель души человека.
Скульптура этой нечисти расположена в самом оживлённом месте курортного парка, её осматривают ежегодно многие десятки тысяч отдыхающих, приехавших со всей страны.
Одним из вопиющих кощунств является, на мой взгляд, равнодушное и уже привычное отношение наше к неестественному соседству креста и дьявола. Святотатство всегда было грехом, и за грехи наши мы имеем то, что самая богатая по природным ресурсам страна мира, трудолюбивый, умный народ живёт хуже всех.
Люди, равнодушные к вопросам веры, говорят, что скульптура эта — произведение искусства, память об авторе и поэтому трогать её нельзя. Я рос, учился в одной школе и всю жизнь дружил с Г. Курегяном. Примерно за год до внезапной кончины его мы с ним очень долго беседовали. В его мастерской обращало на себя внимание большое количество изготовленных им распятий различных форм и размеров, он с гордостью рассказывал, как участвовал в обустройстве и украшении армянской церкви. И тут я спросил: «Как же так получилось, что ты своими руками, которыми украшал церковь, создал скульптуру дьявола?» Он сказал, что работа эта была заказная, и он в то время не задумывался о её духовном смысле, что он не считает её своим шедевром и не возражал бы, если бы её убрали из грота. Сказал, что сейчас он не стал бы делать её.
Почитателям таланта Г. Курегяна и просто всем желающим хочется посоветовать посетить его могилу на центральной алее кладбища на улице Седлогорской, где стоит выполненная им стела с изображением креста и ангела, что указывает на то, к чему стремилась его душа. Любое творение скульптора должно вызывать добрые, возвышенные чувства. Я много раз интересовался, какие чувства вызывает в душах людей демон? И каждый раз получал ответ: «…что-то неопределённое, мрачное».
Поэтому я не нахожу ни одного убедительного довода в пользу сохранения этой скульптуры в гроте у основания Крестовой горы. Тем, кто считает эту скульптуру ценным художественным произведением, можно предложить забрать её и установить во дворе своего особняка или на даче.