Русская линия
Трибуна Ольга Куликовская-Романова11.08.2005 

Великую Княгиню кормила кисть
Впервые в Москве, в Галерее Зураба Церетели, экспонируются картины и рисунки Великой княгини Ольги Александровны

Выставку привезла из Канады невестка Ее Императорского Величества председатель благотворительного фонда Великой княгини Ольга Куликовская-Романова. В интервью «Трибуне» тезка младшей сестры последнего русского царя Николая II рассказала о нищете, в которой жила дочь самого богатого и влиятельного императора своего времени — Александра III.

— Ольга Николаевна, когда видишь на картине скромный сельский домик с калиткой, в котором жила Великая княгиня, ничего не понимаешь. Неужели коронованные особы Великобритании, Дании и Греции не помогали своей бедной родственнице?

— Счетов точно не присылали, хотя со своими титулованными тетями и кузинами Ольга Александровна поддерживала постоянную связь. Как вы думаете — богатый человек будет писать картины на продажу и как подарка судьбы ждать, когда придет долгожданный конверт со 100 долларами? В молодые годы моя свекровь рисовала для того, чтобы помогать другим, а после того, как оказалась на чужбине, — чтобы выжить самой.

Но она меньше всего печалилась из-за своего скудного материального положения. Ее куда больше огорчало то, что творилось в Советской России. Ольга Александровна не могла роптать на свою судьбу, которая дала ей большую любовь и двух прекрасных сыновей. Кстати, она не только по-женски обожала своего супруга Николая Куликовского, которого называла «мой Аполлон», но и видела в нем идеал мужчины. Она вообще принимала все, что посылал ей Господь, с мужеством и улыбкой.

— И даже мученическую смерть своих братьев и их детей? Кстати, почему на выставке нет ни одного портрета представителя царской семьи — ни императрицы-матери, ни царя-отца, никого?

— Невыносимая мука — пережить смерть 28 членов своей царской семьи. Боль была слишком сильной, чтобы воплощать ее в красках. Ольга Александровна всегда поражала своим жизнелюбием и оптимизмом, хотя что творилось в ее душе — одному Богу известно. Но неспроста ее творчество наполнено светом, теплотой и любовью.

Все свои пристанища — дворец в Дании Амалиендорг, ферму неподалеку от Копенгагена и деревенский домик близ Торонто — она изображала в цветах, в лучах солнца и в белизне простой посуды. Где бы ни появлялась Великая княгиня, пусть даже одетая в штопанное старое платье, сразу было видно, кто она и каких кровей. Осанка, воспитание, простая и в то же время благородная манера поведения выдавали Ольгу Александровну мгновенно.

— А говорят, что младшая сестра Николая II была этакой «белой вороной». Влюбилась в простого офицера, а не в принца, гуляла по городу, не боясь молвы, да еще подалась в сестры милосердия, когда началась Первая мировая война?

— Великая княгиня действительно позволяла себе некоторые вольности, которые были недопустимы для царских особ. Этим она резко отличалась от своей старшей сестры Ксении Александровны — более степенной, более спокойной и величественной дамы. Но с юных лет в качестве жизненного кредо она выбрала пожелание одного мудреца: «Быть, а не казаться». Ольга Александровна отличалась чувствительной художественной натурой и веселым, даже дерзким нравом. При этом она была очень набожной и милосердной.

Великая княгиня помогала всем соотечественникам, которые оказались в эмиграции, в том числе и опальным «невозвращенцам». За это СССР в ультимативной форме потребовал от правительства Дании выдворения сестры Николая II.

— Но почему выбор Великой княгини пал на Канаду, а не на те же США, куда после Второй мировой войны перебрались из Старого Света многие русские аристократы?

— Ольга Александровна предложила своей семье отправиться в Канаду, которая, как ей казалось, по своему характеру и климату больше всего была похожа на Россию.

Кстати, как только Ольга Александровна приехала жить в Канаду, она расписала иконостас православного храма Христа Спасителя. Кусочек фрески я привезла на выставку в Москву, а также две иконы, написанные Великой княгиней. Но в отличие от своих картин и рисунков иконы Ольга Александровна никогда не продавала. Все свои картины она просто подписывала «Ольга», но все знали, что за этим именем скрывается Великая княгиня.

Беседовала Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ

И еще факт

Великая княгиня обожала рисовать своих сыновей, но никогда не писала портреты тех, кого потеряла. И ни разу не изобразила своего супруга. Портрет Великой княгини и Николая Куликовского написал в 1948 году известный художник Роймер.

Ольгу Александровну все называли истинной дочерью своего отца — императора Александра III. Говорили, что она куда лучше бы правила Россией, чем ее старший брат. Ибо, как отец, отличалась трезвым умом, бесстрашием, огромным трудолюбием и ясным пониманием того, что она хочет и что для этого нужно сделать.

Великая княгиня умерла через два года после смерти своего супруга. Ольга Александровна и Николай Александрович похоронены на кладбище Норт Йорк в Торонто.

http://www.tribuna.ru/material/110 805/3−1.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru