Парламентская газета | Александр Алёшкин | 11.08.2005 |
Сын священника депутат второй Государственной Думы Сергей Булгаков в молодости увлёкся марксизмом, но в зрелые годы вернулся к Богу.
Во второй Государственной Думе Сергей Николаевич Булгаков сыграл одну из ключевых ролей. Деятельность ее, как известно, была скоротечной (103 дня) и посвящена в основном земельному вопросу. Прения носили ожесточенный характер. Объяснение простое: премьер правительства Петр Столыпин именно через эту Думу пытался провести свою аграрную реформу. И встретил яростное сопротивление левой оппозиции, которая требовала насильственного отчуждения частной собственности на землю. Это закладывало мину под планы великого реформатора. Петр Аркадьевич в приватных беседах с видными оппозиционерами предупреждал, что, если Дума поднимет руку на его детище, он ее немедленно распустит. В думских кругах стало известно, что и государь настаивает на скорейшем роспуске Думы («Пора кулаком трахнуть!» — говорил он приближенным).
Фактически в прениях боролись два подхода. Один отстаивал Столыпин — это путь укрепления фермерских хозяйств. Другой — поддержка артельно-общинных кооперативных начал, или, как выражался Булгаков, «путь русского артельного социализма».
Положительный идеал Сергея Николаевича — русский христианский социализм. Без духовности, говорил он, «нас не освободят и самые свободные политические формы, ибо сказано: «где дух Господен, там свободы». По его мнению, «аграрный вопрос с христианской точки зрения решается только полной передачей земли в пользование тех, кто ее возделывает». Но при этом передача земли в руки крестьянских обществ и товариществ должна осуществляться постепенно, частновладельческие наделы должны быть выкуплены за справедливую цену. Он считал, что «должно оказывать всевозможное содействие к устройству крестьянских союзов в целях совместного ведения хозяйства, помогать хозяйственным кооперативам».
На эту точку зрения большинство второй Думы, настроенной агрессивно к планам Столыпина, встать, естественно, не могло. И все закончилось для Думы разгоном. На этом завершилась и недолгая парламентская деятельность Булгакова.
Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июня 1871 года в городе Ливны Орловской губернии в семье священника. В 1884 году окончил Ливенское духовное училище и поступил в Орловскую духовную семинарию. В семнадцать лет оставил ее под влиянием революционных материалистических идей. Окончив необходимый для продолжения образования восьмой класс Елецкой гимназии, в 1890 году поступил на юридический факультет Московского университета. После его окончания Булгаков был оставлен на кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию, что говорит о его незаурядных способностях. И уже на следующий год молодой ученый выступил в журнале «Вопросы философии и психологии» со статьей, написанной с позиции ортодоксального марксизма. В 1896 году издал книгу «О рынках при капиталистическом производстве», защищая в ней марксистскую точку зрения на достаточность внутреннего рынка России для успешного развития в ней капитализма. (Заметим в скобках: книга Ленина «Развитие капитализма в России», которую советская пропаганда заносила в разряд гениальных открытий вождя, вышла годом позже.)
В то время взгляды и политическая ориентация Сергея Булгакова характеризуются вполне ортодоксальным марксизмом и хоть недостаточно активным, но вполне определенным участием в социал-демократическом движении: выступает переводчиком зарубежных социалистов, лектором в самообразовательных кружках. Эта незаметная на первый взгляд работа готовила кадры для мощного общественного движения, которое и обеспечило демократические преобразования в России на рубеже веков. И в них сам Сергей Николаевич принял потом активнейшее участие, в том числе в учреждении Думы и в формировании начального этапа ее деятельности.
В марксистской доктрине, с точки зрения Булгакова, слабой выглядела аграрная часть. И он ни много ни мало решил развить и углубить учение самого Маркса. С этой целью для глубокого изучения аграрного вопроса выехал в двухгодичную командировку в Германию, Францию и Великобританию. Там установил нелегальные контакты с деятелями демократического движения: Георгием Плехановым, Августом Бебелем, Карлом Каутским. Изучение земельных отношений в Европе приводит Булгакова к выводу об ошибочности вывода Карла Маркса об идентичности аграрной и индустриальной концентрации производства.
Свои выводы он изложил в научно-литературном и политическом журнале «Начало», который издавался в Петербурге и являлся органом легальных марксистов. Его главным редактором был Петр Струве, будущий депутат Государственной Думы. А авторами — известные политики и писатели своего времени: Г. Плеханов, Л. Мартов, В. Засулич, Д. Мережковский, Н. Гарин-Михайловский, А. Чехов. После выхода пятого номера журнал был закрыт правительством. Эти подробности уместны, так как показывают, на какой уровень понимания актуальных проблем своего времени влиял Булгаков на рубеже веков. И почему именно ему доверили впоследствии аграрную комиссию второй Думы и почетную миссию оппонента Столыпина.
Вернувшись в Россию, Булгаков получил место профессора Киевского политехнического института. В 1901 году защитил диссертацию «Капитализм и земледелие», в которой доказывал устойчивость и жизнеспособность мелкого сельскохозяйственного производства, его превосходство над крупным. В 1904 году он становится активным деятелем киевского отделения «Союза освобождения» и его теоретического органа «Освобождение», готовит его аграрную программу («Союз» сыграл важную роль в демократических преобразованиях России, в том числе в учреждении Государственной Думы). В 1905 году под фактическим руководством Булгакова и выдающегося русского философа Николая Бердяева издавался журнал «Вопросы жизни». Но вскоре издание прекратило существование из-за идейных разногласий редакторов, суть которых сводилась к конфликту между общественной программой «христианского социализма» Булгакова и абстрактным индивидуалистическим анархизмом Бердяева. В конце 1906 года он все-таки баллотировался на выборах во вторую Думу от Орловской губернии как «христианский социалист» и стал депутатом.
Независимость суждений Булгакова в Думе и среди близких к нему кадетов подчеркивается его выступлениями равно как против правительства, так и революционного политического террора. Все это заставляет его прекратить политическую деятельность, сосредоточившись на научной работе и проповеди религиозного преображения общества. Либеральные реформы в России, по мнению Сергея Николаевича, должны осуществляться лишь при активном участии «религиозной интеллигенции», воспитанию которой из среды молодежи он посвящал особые усилия.
После разгона Думы он предпринимает шаг, который фактически означал его официальное раскаяние в заблуждениях молодости и возвращение к Богу: летом 1907-го Сергей Николаевич пытался поступить профессором в Московскую духовную академию. Но церковь не простила отступника: в академию его не взяли.
В 1911 году в знак протеста против нарушений правительством университетской автономии уходит из университета. В следующем году защитил докторскую диссертацию «Философия христианства», и тогда же монография была издана в Москве, а в 1990-м переиздана.
В годы Первой мировой войны в связи с всеобщим патриотическим подъемом во взглядах Булгакова усиливаются консервативные и церковные начала. После Февральской революции вновь избран профессором Московского университета, товарищем председателя Временного комитета Государственной Думы в Москве, введен в совет «Лиги русской культуры».
Церковь в конце концов простила заблуждения Булгакова за его верное и многолетнее служение православию. В августе 1917-го — апреле 1918-го Сергей Николаевич, избранный делегатом от мирян Таврической епархии, участвовал в Поместном соборе Русской православной церкви. В июне 1918-го принял сан священника. Избран членом Высшего совета Русской православной церкви. Летом того же года уехал к семье в Крым. Работал профессором политэкономии и богословия в Симферопольском университете. В октябре 1922-го арестован, в декабре выслан в Константинополь. С 1923 года — в Праге, один из организаторов Братства святой Софии. С 1925 года — профессор богословия и декан Православного богословского института в Париже. Инициатор и деятель миссионерского движения.
Умер он в Париже 12 июля 1944 года.