Военно-промышленный курьер | Юрий Квятковский | 11.08.2005 |
Цель программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы» — дальнейшее совершенствование созданной в стране системы патриотического воспитания граждан в интересах укрепления российской государственности, формирование у них любви к Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по поддержанию общественной стабильности, упрочению единства и дружбы народов России.
В содержательной части программы изложены основные итоги, достигнутые в результате реализации ныне действующего документа, основной целью которого было создание системы патриотического воспитания. В настоящее время эта система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, образовательных и других учреждений, общественных и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики.
В субъектах Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания граждан. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотической воспитательной деятельности, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан, межведомственные акты по патриотическому воспитанию в субъектах РФ, издаются сборники соответствующих правовых документов.
Проводимая работа органов исполнительной власти, общественных организаций позволила добиться изменения тональности ряда электронных и печатных СМИ в освещении проблем патриотического воспитания. Часть их уходит от прямого очернительства, фальсификации и открытой лжи, а тема патриотизма занимает все большее место на их страницах и способствует формированию гражданско-патриотических чувств россиян. Органы исполнительной власти стали осуществлять больше мер по поддержке общественных объединений и организаций в их работе по патриотическому воспитанию граждан России. Значительно активизировалась деятельность ветеранских организаций. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанного с ним многообразия национально-этнических культур. Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. К этой работе активно привлечен творческий потенциал деятелей науки РАН, РАМН, РАО, ведущих вузов страны.
Реализация государственной программы придает работе по патриотическому воспитанию граждан черты системности, согласованности и комплексности. Накоплен определенный опыт руководства и координации этой работы со стороны федеральных органов власти. Вместе с тем, еще далеко не все сделано для эффективного функционирования системы патриотического воспитания. Одной из наиболее острых и болезненных проблем реализации государственной программы остается затянувшийся процесс создания системы патриотического воспитания в некоторых регионах страны. Есть еще области, где функции координационных советов и центров патриотического воспитания переложены на структуры, не имеющие к этому отношения.
Отрицательно сказываются на решении проблем патриотического воспитания граждан недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях, их слабое оснащение и чрезмерная коммерциализация материально-технической базы, а также проводимая частью общественных организаций и некоторых СМИ «вестернизация» многих сторон духовной жизни россиян. Большие трудности организационного, правового, финансового, экономического характера зачастую испытывают некоторые общественные организации и объединения патриотической направленности. Незначительно реальное участие предприятий, предпринимательских структур в материально-техническом и финансовом обеспечении патриотического воспитания. Ослаблены усилия по поиску внебюджетных форм его финансирования, поддержке движения попечительства и меценатства. Научно-методическое обеспечение подготовки и переподготовки специалистов патриотического воспитания находится еще не на должном уровне. Проблемы реализации программы еще не привлекают должного внимания общественности, представителей литературы и искусства. В отдельных СМИ проблемы патриотического воспитания продолжают отражаться тенденциозно и противоречиво. Многие из создаваемых в последнее время программных средств, используемых в современных коммуникационных технологиях и имеющихся в открытом доступе в сети Интернет, наносят существенный вред нравственному воспитанию подрастающего поколения, его психическому и физическому здоровью. В ряде регионов патриотизм стал ассоциироваться с национализмом, во многом утрачены традиции развития интернационализма. Уважение к символам государства и Отечества, к героическому прошлому страны еще не стало обязательным и приоритетным в воспитании личности.
Вот почему необходимо продолжать решать весь комплекс проблем патриотического воспитания граждан программными методами. Практическая часть утвержденной на 2006−2010 гг. программы представляет собой объединенный единой целью, увязанный по срокам и исполнителям комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере патриотического воспитания граждан страны. Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Предусмотрены мероприятия структур государственной власти по совершенствованию организации патриотического воспитания и его нормативно-правовой базы, форм работы со средствами массовой информации и общественными организациями в части патриотического воспитания граждан страны, развитию научных и методических основ патриотического воспитания на современном этапе развития нашего общества. В соответствии с указанием президента Российской Федерации отдельным разделом предусмотрены меры по воспитанию уважения и гордости к государственной символике Российской Федерации.
Общий объем финансовых средств на реализацию государственной программы составляет 420,3 млн. рублей, из них из федерального бюджета — 378,05. В отличие от действующей программы, в новой предусмотрено распределение бюджетных средств не только по ее исполнителям — получателям финансовых средств из федерального бюджета, но и по годам. Так, в частности на 2006 г. из федерального бюджета на реализацию программы должно быть выделено 76,9 млн. рублей. Финансирование мероприятий региональных программ осуществляется за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации.
Программа согласована с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, поддержана органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными и общественными организациями, религиозными конфессиями. Проект программы рассматривался и был в целом поддержан рядом комитетов Государственной Думы и Совета Федерации.
Хотелось бы надеяться, что исполнители программы, прежде всего федеральные органы исполнительной власти, оперативно проведут планирование своих ведомственных программ патриотического воспитания граждан и не менее оперативно внесут соответствующие поправки в проект федерального бюджета на 2006, а также 2007 и 2008 гг. согласно ведомственной классификации расходов. Аналогичная работа должна быть проведена органами исполнительной власти субъектов РФ, как, например, это уже делается в ряде республик и областей.
Можно с уверенностью говорить о том, что начатая правительством Российской Федерации работа по организации патриотического воспитания граждан страны — это не одноразовый акт, это постоянно действующая политика нашего государства, имеющая целью добиться консолидированного, социально достаточного и могучего государства.
Юрий КВЯТКОВСКИЙ,
директор Российского государственного военного историко-культурного центра при правительстве Российской Федерации
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.96.articles.army01