НГ-Религии | Юлия Рывчина | 10.08.2005 |
Как рассказал главврач родильного дома N 15 Владимир Заборский, требования, которые предъявляются исламом к принятию родов, достаточно просты. «Необходимо, чтобы при родах не присутствовали врачи-мужчины, чтобы в течение определенного срока был совершен обряд наречения имени, а также соблюдение определенной диеты».
Посещение мусульманками мужчин-гинекологов является по нормам ислама недопустимым. В период беременности и во время родов также нельзя прибегать к услугам доктора-мужчины. Шариат запрещает мужчине (не являющемуся мужем или близким родственником) смотреть не только на интимные части тела женщины, но и на ее бедра, живот, ноги и т. д.
В случае, если никаких других врачей-гинекологов, кроме мужчин, нет и не может быть, мусульманкам разрешено пользоваться их услугами, но только при условии, если все «запретные места» будут прикрыты от взора постороннего — в противном случае женщина считается опозоренной. Именно поэтому многие мусульманки не обращаются во время беременности за консультацией к мужчинам-гинекологам, а рожать предпочитают в домашних условиях.
Теперь в этом нет необходимости. Для рожениц-мусульманок в роддоме т 15 выделены несколько палат. Как отметил Владимир Заборский, большинство беременных женщин, прибывающих в Москву с Кавказа и из Средней Азии, приходят рожать необследованными или в крайне запущенном состоянии. Сам же процесс родовспоможения должен включать в себя, помимо родов, как дородовое обследование, так и наблюдение в послеродовый период. Именно этих важных моментов практически лишены женщины, не имеющие московской прописки или денег для платного обслуживания.
В настоящее время московские мусульмане активно занялись социально-медицинской деятельностью. В Москве на базе ЗАО «Стоматология N 2» появился Центр семейной мусульманской стоматологии, созданный под эгидой организации «Аль-Хак» (Справедливость). При лечении зубов мусульманам запрещено пользоваться спиртосодержащими лекарствами и препаратами, изготовленными из крови и тканей свиней. Кроме того, в Центре предусмотрено наличие специального помещения для совершения намаза, который мусульманин обязан совершать пять раз в сутки.
Данная программа инициирована объединением «Аль-Хак». Представители этой организации считают, что создание подобных лечебных учреждений приблизит Москву к Европе. Выступая на презентации проекта, заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман РФ муфтий Фарид-хазрат Салман сказал, что «в Лондоне, Париже, Берлине, Риме, исламская инфраструктура достаточно широко развита». В качестве примеров мусульманских законов, требующих особых условий медицинского обслуживания, муфтий привел обряд наречения имени: «По законам шариата, если ребенок в течение семи дней не получил имя, то его душу может похитить сатана». Но часто роженицы находятся в больнице по несколько недель и к ним не могут прийти даже их ближайшие родственники, не говоря уже о мулле.
Вопрос о «медицине по шариату» — достаточно острый и далеко не простой. Если представители других религий не выдвигают каких-либо особых требований к медицинским учреждениям, то в случае с мусульманами это может привести к серьезным инцидентам. Так, весной этого года в киргизском городе Карасу, считающемся оплотом радикальной исламской организации «Хизб ут-Тахрир», жители взбунтовались против присутствия мужчины-акушера. Мусульмане перестали привозить туда своих беременных жен. Некоторые семьи вообще распались после того как выяснилось, что женщины рожали в присутствии мужчины. Сначала возмущенные горожане предложили акушеру покинуть город, а потом пригрозили ему расправой.
Видимо, учитывая все эти обстоятельства, московская община мусульман предусмотрительно решила заняться организаций медицинской помощи для своих единоверцев.