Страна.Ru | Олег Ульянов | 10.08.2005 |
Тайна имени Пантелеимон
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, «скорого помощника» в телесной немощи и болезнях, на слуху у всех конфессий. В древней Никомидии (сегодня это турецкий город Измит — Страна.Ru), где он пострадал 27 июля (9 августа н.ст.) 305 года, совершаются ежегодные праздничные торжества, и туда стекаются тысячи православных христиан, армян, католиков и мусульман. Там же, в храме при митрополии, хранится книга «Кондак», куда занесены автографы всех, кто когда-либо получил исцеление от своих болезней после молитвы к святому врачу. Такое широкое, а не узурпированное какой-то одной религией почитание связано отчасти и с его именем — Пантелеимон, — которое переводится с греческого как «Всемилостивый».Примечательно, что назван так святой был вовсе не от рождения и даже не при крещении. По преданию это имя возвестил Глас свыше во время смертных мук, или, как их называют в отдельных агиографических источниках, — Крещения страданием (страдания и зачастую смерть верующих в Христа людей, выпадающие на их долю в результате преследований — Страна.Ru). Чудесным образом его прежнее языческое имя, под которым он был известен в земной жизни, Пантелеон — «Равный Льву» — вдруг было переменено при кончине.
Необычайно распространенное почитание Пантелеимона также связано с чудесными событиями, имевшими место в момент его мучительных страданий, запечатлевшихся в памяти народа и разошедшихся повсюду. Это и превращение крови, вытекшей из отсеченной головы, в целебное молоко, и внезапное плодоношение маслины, у которой он погиб. Известно, что в императорской сокровищнице в Византии кровь и молоко, собранные при усекновении главы великомученика Пантелеимона, вплоть до X века сохранялись как особо почитаемые святыни, дарующие исцеления страждущим.
Пророчество древней маслины
По преданию, на том месте, где должна была состояться казнь святого, росла старая маслина, и к ней его привязали, чтобы отсечь голову ударом меча. Но не успел мученик закончить свою предсмертную молитву, как один из воинов второпях размахнулся мечом и нанес, казалось бы, смертельный удар. Однако железный меч вдруг сделался мягким, как воск, и перегнулся вокруг шеи святого мученика, не оставив никаких следов. Тогда воины в ужасе упали перед ним на колени и стали умолять о прощении. Несмотря на их категорический отказ от казни Пантелеимон велел им выполнить царский указ после окончания молитвы. Когда голова великомученика покатилась по траве, из раны вместо крови потекла белая жидкость, как молоко. А когда она впиталась в землю под маслиной, прямо на глазах у людской толпы, теснившейся поодаль от места казни, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Тот, кто брал и ел эти чудесные маслины, исцелялся от любых болезней. Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни. От «воскресшей» маслины святого великомученика Пантелеимона русский монах лет сто тому назад взял косточку, принес на Святую гору Афон и посадил в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Косточка пустила побег, и со временем на выросшей из нее маслине был повешен жестяной ящик со стеклянными боковыми стенками и неугасимой лампадой внутри.В 1968 году в русском монастыре на Афоне возник страшный пожар, от которого сгорела почти половина всех строений. Вместе с другими горел и больничный корпус, неподалеку от которого была высажена никомидийская маслина. Когда все здание было объято пламенем, вырывавшимся из окон, у которых росла маслина, уже загорелись поленницы дров, окружающие ее с двух сторон, но ни один листочек на маслине не сгорел.
Это было не единственным ее чудом. Маслина, выросшая в Свято-Пантелеимоновом монастыре из косточки того чудотворного дерева, — тоже целебная. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее дивные плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов.
Еще один отросток этой маслины был высажен на Афоне в болгарском монастыре Зограф, и, когда недавно дерево, росшее в русской обители, стало внезапно высыхать во время ремонтных работ, братия Зографа передала в Свято-Пантелеимонов монастырь молодой побег, словно возвращая бесценный дар. Дело в том, что с чудесной маслиной великомученика Пантелеимона связано одно из афонских предсказаний сродни тому, что со священным Мамврийским дубом Авраама, будто, когда он высохнет, придут последние времена. Так и маслина великомученика Пантелеимона своим иссыханием словно укажет на угасание русской обители и оскудение иноческого подвизания на всей Святой Горе Афон.
Надо сказать, что, после векового упадка и забвения, русский монастырь на Афоне возродился также благодаря чуду великомученика Пантелеимона. В середине XVIII века из-за русско-турецкой войны 1734−1739 гг. Свято-Пантелеимонов монастырь пришел в упадок, «егда стало невольно Российским монахам выходити из своего отечества в чужия страны». В начале XIX века князь Скарлат Каллимах, служивший чиновником Турецкой империи, внезапно заболел. Считанные часы оставались до его кончины. Тогда он обратился ко всем врачам и ко всякого рода знахарям, которые ничем не могли помочь, пока к нему не пришел афонский старец Савва с настойчивым призывом, чтобы тот обратился к великомученику Пантелеимону, дав строгий обет, что он восстановит монастырь, посвященный святому на Афоне.
И произошло чудо: после долгих молитв вода с чудотворной главы великомученика Пантелеимона была предложена больному, он ее выпил и — чудесным образом получил исцеление. Князь Скарлат Каллимах стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря и много трудился над его обновлением, устроив церковь на новом месте на берегу моря, где была некогда монастырская арсана (пристань). Так произошло возрождение русского монастыря в начале XIX века, приобретшего вскоре всемирную известность и великую славу. Получается, что святой радел не только о всех болящих, но и о месте своего земного почитания, в стенах Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон.
Откуда взялись полоски на морском воротнике
На самом деле известно немало монастырей, посвященных великомученику Пантелеимону, и они находились в очень тесной связи друг с другом. Так, в Охридской архиепископии, откуда, по мнению ряда компетентных специалистов, Россия приняла и христианство, и первое православное духовенство, был монастырь святого Пантелеимона, основанный Климентом Охридским. Затем в Солуни (современный греческий город Салоники — Страна.Ru) тоже был издревле монастырь в честь великомученика, а это ближайшее место к Святой горе Афон, и отсюда возникает неразрывное преемство «пантелеимоновских» монастырей. Тем более, что именно из Солуни к нам на Русь пришли первые славянские просветители равноапостольные Кирилл и Мефодий. Их так и называют — «солунские братья».Известно, что монастыри, которые были основаны на Руси афонскими насельниками и жили по афонскому уставу, по сей день именуются «северным Афоном», «уральским Афоном» и так далее. Почитание великомученика Пантелеимона пришло на Русь уже при основании первой монашеской обители в Киевских Пещерах, начало которой положил наш «Антоний Великий» русского монашества — преподобный Антоний Печерский. На это он получил благословение на Афоне, где принял иноческий постриг. Согласно историческим документам, уже в XII веке имя великомученика стало очень популярным и его часто давали младенцам при крещении. Так, великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимон. С ним связано первое чудо великомученика Пантелеимона на Руси, записанное в летописях. Князь выковал на своем шлеме изображение святого великомученика и был спасен его заступничеством от верной смерти в битве в 1151 году. С тех пор почитание святого Пантелеимона как целителя на Руси соединилось с его почитанием как небесного покровителя воинов.
Особым центром почитания Пантелеимона стал Санкт-Петербург, когда под командованием Петра I русские войска одержали две важнейшие морские победы над шведами на Балтике при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году в день памяти великомученика — 27 июля (9 августа н.ст.). Память о первой победе русского флота при Гангуте до сих пор сохраняется на синем воротнике матроски в виде одной из трех белых полосок. В память о небесной помощи Великомученика русскому флоту при Гангуте и Гренгаме в Петербурге повелением Петра был воздвигнут Пантелеимоновский собор, ставший самым большим храмом в честь этого святого в России.
Царский день
Во второй половине XIX века день святого Пантелеимона праздновался как Царский День, поскольку совпадал с днем рождения Императрицы Марии Александровны. Согласно сохранившимся афонским актам, усиление почитания целителя Пантелеимона на Руси в XII веке возможно связывать с передачей в 1169 году русскому скиту Богородицы (Ксилургу) на Афоне «на вечные времена» опустевшей афонской обители Фессалоникийца, которую греки и поныне называют Россикон. В хрисовуле (торжественной грамоте — Страна.Ru) византийского императора Андроника Палеолога, датируемом 1312 годом, ктитором «находящейся на св. горе честной обители Россов, чествуемой во имя св. Пантелеимона» назван сербский правитель. Дело в том, что именно в этом древнейшем афонском монастыре возникла и окрепла духовная связь русского и сербского народов. В русском монастыре на Святой горе Афон принял постриг величайший сербский святой — первосвятитель Савва Сербский (в миру царевич Растко, сын царя Стефана Неманича I — Страна.Ru). В память об этом один из его преемников сербский царь Стефан Душан в 1347 году даровал русской обители в знак благоволения главу святого великомученика Пантелеимона, которая являлась родовой святыней сербского царствовавшего дома, о чем сообщалось в присланном хрисовуле: «Царство мое посвящает обители Россов святую главу святого славного страстотерпца, бессребреника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть, и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов». С этого времени честная глава великомученика неизменно пребывает в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Для этой святыни в монастыре в 1812 году был заложен и в 1815 году освящен вселенским патриархом Григорием величественный Свято-Пантелеимоновский собор в византийском стиле, в алтаре которого находится ковчег с честною главой.За всю многовековую историю честная глава целителя Пантелеимона только лишь трижды покидала пределы Афона. Первый раз — в начале XIX века ее перемещали в пределы Молдовлахии для молитвенной помощи в борьбе против турок. Второй раз — в 1996 году мощи были принесены в Москву. И третий раз — в 2000 юбилейном году — святой Пантелеимон посетил три столицы Российского государства: Киев, Санкт-Петербург и Москву, что сочли знамением единства Русской земли, знаком того, что Целитель Пантелеимон молится за всю Россию, не разделяя ее границами СНГ.
Хотя надо сказать, что привоз в Россию очень сложен, потому что вывезти любые святыни со Святой горы Афон уже давно сильно затруднительно, и лишь по особому разрешению Священного Кинота. Тем более это стало невозможным для России после большевистского переворота, когда полностью пропала связь с Афоном. Это было особенно прискорбно, ведь в начале XX века как никогда процветала монашеская республика на Афоне, благодаря прежде всего многочисленным русским насельникам. В свою очередь, тот невероятный подъем духовной жизни, который наблюдался тогда в России, также был связан с «русским расцветом» на Святой горе Афон.
В наши дни чинятся всяческие препятствия восполнению негреческого монашества — якобы это приведет к усилению гегемонии России в данном регионе. В начале этого года Вселенский патриарх Варфоломей даже запретил переписку русского Свято-Пантелеимонова монастыря с Московской Патриархией, настаивая на том, чтобы это осуществлялось исключительно через вселенскую Патриархию.
Афон, который мы потеряли
Между тем, когда благословенную землю Афона — земного удела Пресвятой Богородицы — посещал в XIX веке представитель российского императорского дома, это становилось торжеством для всей Святой горы Афон. Для всего афонского многонационального монашества это было чаемое посещение помазанником Божиим их бедных краев, находившихся под властью турок. Кроме того, они, конечно же, ждали пожертвований. Надо сказать, что в нашем монастырском помяннике записан император Александр I. Факт, совершенно не известный никаким его биографам, в отличие от популярных сведений об императорах Александре II и Александре III, которые записаны во многих афонских синодиках как ктиторы, будучи щедрыми жертвователями на церковные постройки Святой горы Афон.Эта одна из многих тайн «северного Сфинкса» связана с тем, что именно благодаря российскому императору Александру I сохранились все афонские монастыри. В 1821 году, во время восстания греков, на Афон вступили турецкие войска и заняли монастыри; взята была большая контрибуция, некоторые монастыри были ограблены и разорены; монахов частью разогнали, а частью предали смерти. Султан Махмуд хотел срыть монастыри, но пощадил их лишь по ходатайству императора Александра I. После этого Афон стал пополняться монахами только после заключения мира русских с турками в Адрианополе в 1829 году. Если бы не это заступничество великой России, то ни о каких афонских монастырях как ценнейшем культурном наследии всей Европы сегодня не могло быть и речи.
Надо упомянуть, что и Крымская война была развязана именно из-за Святых мест в Иерусалиме. Вечная идея панславянизма, идея возрождения братства славянских государств, подспудно сохранялась во всех восточных военных кампаниях, которые вела Россия как правомочный преемник Византийской державы. Российская империя постоянно отстаивала интересы всех православных христиан, которые находились под властью Турции, и парадоксальным образом, добиваясь каких-то успехов благодаря огромным кровопролитным потерям в войнах, тут же теряла свое политическое влияние на освобожденных славянских и греческих землях.
В частности, после русско-турецкой войны известной 62 статьей Берлинского договора от 13 июня 1878 года были гарантированы права всех монашеских общин Святой горы Афон, которые впервые получили международную санкцию своих привилегий. Это юридическое положение сохранялось и после большевистского переворота, когда Россия уже не коим образом не могла вести активную международному политику. Севрским договором 1920 года уже на Грецию были возложены обязательства «признавать и охранять традиционные права и свободы, которыми пользовались не греческие монашеские общины Горы Афона, согласно постановлениям Берлинского договора», поскольку незадолго до этого Афонский полуостров был аннексирован греками на основании королевского декрета 2 ноября 1912 года, что нашло отражение в Бухарестском мирном договоре 1913 года. Получается, что накануне мировой войны 1914−18 гг., во время которой союзники дважды производили мобилизацию на Афоне, забрав все молодое поколение послушников на Салоникский фронт, была установлена метрополия над негреческими общинами на Афоне со стороны греческого правительства. До 1926 года сохранялись прежние исторические условия, как вдруг, не считаясь с международными договорами и обязательствами, 10 сентября 1926 года греческое правительство издало закон «Об утверждении Устава Святой Горы», объявив Афон греческой территорией. И туда был полностью ограничен доступ всех монахов — не греков.
Следует заметить, что сами греки испытывают серьезные юрисдикционные проблемы, связанные со статусом «новых территорий», присоединенных к Греции в 1912 году. Достаточно напомнить о недавнем конфликте между вселенским Патриархатом и Элладской Православной Церковью, которая пыталась отстоять автономию митрополий «новых территорий», якобы перешедших в юрисдикцию Афин еще в 1928 году. Что касается Афона, то вплоть до XIV в. он напрямую подчинялся византийскому императору, пока уже упомянутый нами Андроник Старший не отказался от непосредственного управления Афоном и не подчинил его власти Константинопольского патриарха.
В настоящее время Греция, вступив в шенгенское соглашение и в ЕС, сохранила все прежние обязательства, которые были приняты греческим правительством, и поэтому были особо оговорены права Афона, закреплен статус Афона как греческой территории со своей автономией монашеской республики. Однако ЕС неожиданно стало проводить политику феминизации, и начались международные скандалы, связанные с Афоном, в частности, связанные с ущемлением прав женщин (которым по-прежнему запрещен доступ на территорию Святой горы Афон в соответствии с древним аватоном, запрещающем вход на полуостровов не только женщинам, но и самкам животных (ст. 186 Устава). Сегодня Греция стоит перед тяжелым выбором, вплоть до выхода из ЕС, если она откажется пересмотреть те условия, под которыми она вступала в шенген. Откажется сохранить права Святой горы Афон.
Конец света приблизился на 7 лет
Невозможно не упомянуть в связи со столь славным 1700-летним юбилеем почитаемого всем афонским монашеством святого Пантелеимона, что и сам Афон окружают всяческие легенды, связанные с природными реалиями, в частности, с высотой Святой горы. Этот пик был издревле известен под названием Акта («Мыс») в античных источниках и упоминался уже в трудах «отца истории» Геродота. По греческим мифам у подножия горы погребен мифический гигант Афон из Фракии, который был побежден богом Посейдоном. Эта древняя легенда была востребована при Александре Македонском, придворный архитектор которого Динократ даже планировал переделать всю Святую гору Афон в гигантское изваяние этого знаменитого покорителя вселенной.С высотой горы, с ее уникальным расположением и связаны некоторые христианские легенды, которые до сих пор бытуют и у монахов, и у паломников. Но эти популярные сказания подчас опровергаются документальными данными. Так, известно пророчество о конце света, связанное с тем, что знаменитая Иверская икона уйдет с Афона так же, как она пришла — по морю. Тогда и наступит конец света, а его время предсказания определяли по высоте горы Афон. В большинстве путеводителей указано, что гора имеет высоту 2033 метра. Так вот 2000 юбилейный год христианства мы уже праздновали, а оставшиеся 33 года -это земные годы Христа.
Однако, согласно современным геодезическим данным и совершенно точным измерениям по военным приборам, высота горы насчитывает ровно 2026 метров. Так что, кому как удобнее считать, — то ли на 7 лет ближе конец света, то ли пророчество оказалось не вполне в ладу с замыслом Божественного домостроительства. Как бы то ни было, мир держится по молитвам святых, и одного из них любят все и верующие, и неверующие как «Всемирного Целителя душ и телес», который помогает людям вот уже 1700 лет.