Правая.Ru | Заур Расулзаде | 09.08.2005 |
На прошлой неделе со ссылкой на пресс-службу госдепартамента США появилась информация о том, что CША в Азербайджане и Киргизии открывают «Информационные центры по демократии», а также реализуют проекты по поддержке независимых СМИ в Казахстане и пяти независимых радиостанций в Таджикистане.
США на эти проекты намерены выделить 43,7 миллиона долларов. Госдепартамент предусматривает использование 540 тысяч долларов на создание «сети информационных центров по демократии» в Азербайджане, которые должны предоставить населению доступ к сообщениям СМИ, а также посредством обучения получить «организационные навыки на низовом уровне и умение вести пропагандистские кампании».
Стоит отметить, что госдепартамент объявил о данном проекте накануне парламентских выборов в Азербайджане, которые должны состояться в ноябре этого года. Как и ожидалось, интерес США к предстоящим выборам в Азербайджане продолжает нарастать. Недавние визиты бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт, а вслед за ней и заместителя нынешнего главы госдепартамента Полы Добрянски в Баку, основной темой встреч которых являлись ноябрьские выборы, в полной мере можно причислить к показателям роста внимания Вашингтона к ситуации в Азербайджане. В данном контексте вполне логично, что Белый дом использует в качестве механизмов влияния не только визиты политических тяжеловесов США, но и проводит комплекс последовательных мероприятий с целью непосредственной работы в массах. К числу составляющих компонентов подобной работы можно причислить и последнее решение госдепартамента США открыть в Азербайджане «информцентры по демократии».
Напомним, что в Киргизии такие центры уже существуют, а план мероприятий госдепа в этой стране предусматривает выделение 613 тысяч долларов для создания дополнительно еще пяти центров для ознакомления избирателей с их правами и международными электоральными стандартами. Киргизия на сегодня — одна из последних стран, на территории которой произошла так называемая оранжевая революция, правда, со своим колоритом и спецификой. Но, тем не менее, Киргизия стала первой из числа центральноазиатских государств, в которой произошла по сути бескровная революция. По устоявшемуся раскладу сил Центральная Азия на сегодняшний день входит в зону влияния России, и последние события в Киргизии четко показали, что даже бархатная революция не сильно может повлиять на приоритеты политиков региона. Тяготение в сторону Кремля, возможно, связано не столько с ментальностью населения, сколько со страхом правящей элиты перед ростом радикальных группировок, которые также ведут борьбу за власть. Низкий уровень жизни и безработица в этих странах являются одним из факторов, из-за которых прогрессирование передовых идей идет очень слабо.
Последние события в узбекском городе Андижане показали, что одной эйфории бархатной революции недостаточно для претворения в жизнь идей демократии. Бесспорно, что узбекские события имели множество особенностей и отличий от предыдущей цепочки революций в Грузии, Украине и Киргизии, однако процесс подавления «мятежа» властями сразу перевел ситуацию в другое русло. После жестокого подавления выступлений в Андижане руководство страны отказало международным организациям в проведении независимого расследования, тем самым вызвав шквал обвинений в собственный адрес. Таким образом, правящий режим Узбекистана лишил себя альтернативных вариантов построения международных отношений с другими странами, отдав предпочтение исключительно одной стороне — Москве, которая и превратилась в некотором смысле в защитника президента Каримова.
Во многом именно в силу этих причин госдепартамент включил Узбекистан в список стран, на территории которых будет осуществлен конкретный комплекс мероприятий. Госдепартаментом на эти цели предусмотрены расходы в размере 80 тысяч долларов для «продвижения главенства закона» в Узбекистане посредством создания «общественных центров» в городах Карши и Андижане для «защиты прав подозреваемых в криминальных преступлениях», где те смогут воспользоваться услугами бесплатных адвокатов.
Не лучшим образом дела обстоят и в Таджикистане, который также не ушел дальше других стран региона в вопросах построения демократии. Именно для продвижения демократии в Таджикистане госдепартаментом предусмотрено выделение 887 тысяч долларов на поддержку создания сети радиовещания, включая открытие пяти независимых радиостанций, а также подготовку, обучение, техническую поддержку, продюсирование программ и создание библиотеки радиопередач.
Но не во всех центральноазиатских странах такая удручающая ситуация. Среди стран региона особо выделяется Казахстан, который по своим показателям достиг определенного результата как по уровню жизни граждан, так и в повышении в государстве доли образования. В свою очередь данный фактор содействовал формированию в обществе определенной группы людей, способной составить в перспективе политическую конкуренцию нынешним властям Казахстана. Исходя из этого и нынешнего подъема экономического потенциала, именно Казахстан может сегодня претендовать на роль локомотива в Центральной Азии, активный рост экономики которой ожидается на период после 2008 года. Следовательно, за этот период в стране должны произойти определенные изменения, которые и смогут превратить Казахстан в государство, способное потянуть за собой остальные страны региона.
Надо заметить, что все эти перспективы связаны лишь с одним главным условием — проведением демократических преобразований в стране. Правление нынешнего руководства Казахстана в мире воспринимается далеко не адекватно, по сути, властная элита страны причислена к числу авторитарных режимов. Как следствие, Казахстан автоматически встает в список стран, в которых есть вероятность бархатных революций. Примечательно, что госдепартамент в рамках создания информцентров выделил 557 тысяч долларов на создание «фабрики новостей» в Казахстане, в форме интернет-портала для обмена информацией и координации среди независимых казахских СМИ.
Как известно, именно СМИ сегодня превращается в мире в самое эффективное оружие, способное оказать серьезное влияние на формирование общественного мнения. Использование современных средств коммуникаций и рациональное построение пропагандистской машины уже превратило СМИ в некую силу, способную постоянно наращивать собственные возможности влияния с целью создания нужного мнения для достижения тех или иных задач любого масштаба. С учетом этих факторов, в пяти странах Центральной Азии — Киргизии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане — США продолжат обучение журналистов освещению проблематики прав человека и созданию для них интернет-портала для обмена подготовленными сообщениями. Для этого предусмотрено финансирование в размере 300 тысяч долларов.
Хотя стоит заметить, что перспективы демократии в Туркмении, одной из пяти стран Центральной Азии, сегодня выглядят более чем туманно, так как режим Сапармурата Ниязова уже превратил страну в закрытое общество со спецификой феодального правления.
Исключительно интересным является тот факт, что Азербайджан оказался в одном списке госдепартамента со странами Центральной Азии. Не секрет, что пока центральноазиатские страны находятся в сфере влияния России, а борьба между Москвой и Вашингтоном в регионе только начинает набирать обороты. Можно предположить, что под прессом американского давления Баку, отличающийся прозападным курсом, стал пересматривать свои внешнеполитические приоритеты. Возможно, что в результате последних визитов американских переговорщиков, Баку стал всерьез рассматривать возможность возврата под «кремлевское крыло». Тем более, что в случае возникновения определенных «проблем» во время предстоящих парламентских выборов, Баку может оказаться в ситуации, в которую попал Каримов после известных событий в Андижане.