Русская линия
Газета.GZT.Ru Берл Лазар09.08.2005 

«Мир находится в родовых муках»

Главный раввин России Берл Лазар рассказал специальному корреспонденту ГАЗЕТЫ Надежде Кеворковой о проблемах, которые волнуют евреев в нашей стране. Причем на первом плане вовсе не антисемитизм и не «еврейские войны», сотрясавшие общину с 1999 года. Имя проблеме — чиновник, и она абсолютно та же, что и у остальных верующих. Чиновник здания не отдает, землю не выделяет, издает за верующих учебники по истории религии и решает, какие миссионеры должны приезжать, а какие нет.

— Пять лет еврейскую общину России сотрясали конфликты. Есть ли единство сейчас?

— Если мы говорим о синагогах, об общинах, то сегодня в России более или менее все объединено. Нигде в мире нет такой развивающейся и объединенной общины.

Когда мы говорим о еврейских организациях, то их такое множество, что говорить об одной объединительной структуре нереально. А конфликтов уже нет, еврейские войны закончены.

— В связи с судом над Ходорковским многие его защитники обвинили власть в антисемитизме. Считаете ли вы, что «дело ЮКОСа» так или иначе подогревает антисемитские настроения?

— В этом деле нет ничего, что связано с евреями. Да, Гусинский — еврей, Березовский родился евреем, потом крестился. Отец Ходорковского — еврей. Но сам бизнесмен мне лично говорил, что евреем не является и не чувствует связи с еврейством.

Еще до ареста Ходорковский мне сказал, что вероятное развитие его дела он никак не связывает со своим происхождением. Среди богатых людей есть много евреев. Но есть и неевреи в ЮКОСе, которых преследуют. Дела Гусинского, Березовского и Ходорковского не связаны с тем, что они евреи.

— Летом состоялся XXXII съезд прогрессивного иудаизма, причем именно в России. Какие будут последствия для российской общины?

— Эта организация в Россию приехала впервые, все предыдущие съезды проходили в США или в Западной Европе. Реальных последствий я не ожидаю, ведь община — это не только бумага, на которой написаны ее учредительные документы, это реальная жизнь и реальная работа. Их раввины, видимо, не готовы жить в Хабаровске или Новосибирске, не готовы там создавать структуры, которые на деле помогали бы евреям. То, что говорилось на съезде прогрессивного иудаизма, — это пока только декларации.

— За пятнадцать лет вы узнали менталитет наших людей. Готовы ли российские иудеи воспринимать раввинов-женщин из числа прогрессивных иудеев?

— Евреи в России совсем недавно получили возможность свободно жить еврейской жизнью. И не нужно удивляться тому, что сейчас они хотели бы видеть свою общину единой. Люди не хотят наклеивать ярлыки — дескать, я ортодокс, ты из другого направления, а он вообще неверующий. Они предпочитают позиционироваться просто как евреи.

Что касается вопроса о раввинах-женщинах, то, насколько мне доводилось до сих пор слышать от самих евреев, воспринимать такое явление готовности нет. Многие евреи в России не религиозны, но если им понадобится прочитать поминальную молитву, отпраздновать совершеннолетие детей или просто пойти в синагогу, они будут искать синагогу и раввина, как это было у их прадедов. Раввин-женщина — это нечто очень странное для них.

— Прогрессивные иудеи считают, что гей-парад в Иерусалиме — это нормально, что еврей имеет право быть геем и заявить об этом в Иерусалиме. Вы с этим согласны?

— Для нас это невозможно. Религиозный человек не может толковать иначе явление, если ему дана оценка в Торе.

Мы живем во времена, когда все свободны делать что хотят. Хочешь выйти на улицу и во всеуслышание заявить, что ты такой, — делай. Но шествие могло происходить в любом другом месте. Иерусалим — святой город не только для евреев, он святой и для христиан, и для мусульман.

— Вы испытываете трудности в России со строительством синагог?

— Трудности всегда есть, но мы видим динамику, позитивные изменения. Главная проблема в том, что процесс бюрократических согласований длится очень долго. Я могу привести и положительные примеры, и отрицательные. Вот, например, в Иркутске и Малаховке недавно синагоги сгорели (кстати, к антисемитизму это отношения не имеет). В Иркутске раввин уже есть, восстановление синагоги начато, примерно через год она будет открыта. В Малаховке сейчас идет отвод участка, потому что общине удобнее строить на новом месте. В Сочи мы очень долго пытались получить участок, четыре месяца назад наконец-то удалось. Очень за это благодарны.

А вот в Краснодаре до сих пор мы не можем начать строить. Старое здание синагоги используется для других целей, а участка нам не выделяют. В Смоленске — то же самое, до сих пор не решается вопрос с участком под строительство. Парадоксальная ситуация: мы часто и не претендуем на старое здание, где теперь расположен театр или госпиталь, но и под новое строительство нам места не дают.

Были случаи, когда только вмешательство президента помогало. Недавно я был у него на встрече, и он сам об этом заговорил. Он знает, что в Ростове и Оренбурге наши проблемы наконец решены. Вместе с тем президент понимает, что бюрократия ставит непреодолимые препятствия для простых решений.

— Готовится поправка к закону о свободе совести, по которой приглашать служителей смогут не общины, а только централизованные организации. Вы ее поддерживаете?

— Сегодня в России есть большая проблема — секты. Часто можно услышать: приехал раввин, при этом он не только не раввин, но и не еврей.

Взять «Евреев за Иисуса» — это очень богатая секта, которая собирает евреев, нарядившись раввинами, и обманом раздает им Новый Завет. Устраивают еврейские фестивали, а в конце обещают помощь, спасение — только крестись. В прошлом году такой концерт был в Красноярске, год назад — в Новосибирске, в Нижнем Новгороде.

Мы выезжаем на места, объясняем людям, что это не имеет никакого отношения к еврейству и к нашим общинам.

Это большая проблема нашей страны — многим людям непонятно, что есть секта и что есть традиционная религия.

— Уже целый год кулуарно обсуждается поправка к закону о свободе совести, которая передаст право образования юридического лица от местной общины центральному органу. Зачем она нужна?

— В России человек, который занимается бизнесом, даже легальным и обстоятельным, первым делом регистрирует десять фирм. В одной дело идет не так — ее банкротят, действует следующая, и так до бесконечности. А в мире существует жесткое правило бизнеса: перед закрытием банкрот должен отдать долги.

Религиозные организации точно так же растут как грибы, меняют названия. Нужно этот процесс контролировать законно. Думаю, что было бы неправильно, чтобы государство несло ответственность за еврейские организации и определяло, фиктивная она или нет, традиционная или нет, коммерческая или нет. Этим должны заниматься централизованные еврейские организации.

— Для приходов православной церкви лишение статуса юридического лица подобно ограблению нищего — последнее будут отдавать епархии, которая им ни копейки не дает. Синагоги в глуши не пострадают, потому что центр их финансирует, а не наоборот?

— Когда народ хочет избрать царя — это хорошо. Когда диктатор берет власть над народом — это плохо. Если сами общины говорят, что хотят быть объединены, — это хорошо. Если общинам сверху спускают правило их жизни, это не годится. Думаю, что наши общины в таких структурах заинтересованы.

— Министр образования и науки Фурсенко объявил, что к новому учебному году будет готов учебник по истории религии и предмет станет обязательным. Вы знакомы с текстом учебника?

— Я учебника не видел, но мне известно, что подготовкой занимаются люди, которые знают, что такое еврейская и другие религии. Сам предмет более уместен в школах, чем раздельное преподавание религии. Если принять модель добровольного и раздельного религиозного просвещения, оно приведет к разделению детей: например, в Башкирии большинство выберут ислам, но в классе останутся три православных, два иудея. Они ощутят себя чужими.

Мы считаем, что целью этого предмета должно быть не разделение, а показ того, что объединяет верующих.

— В Израиле в школах есть религиозное образование?

— У родителей есть выбор. Они могут послать ребенка в религиозную школу, частную или государственную, могут выбрать светскую. Но ребенок выходит из светской школы, не имея представления о религии вообще. Опросы показывают, что большинство не знают ни праздников, ни заповедей, ни азов религии.

— Религию в российскую школу уже 15 лет ни под каким видом не пускают, а вот Фрейд у нас практически заменил марксизм. Есть у евреев какое-то отношение к фрейдизму?

— Начну с другого. Когда ребенку рассказывают о происхождении человека, ему преподают дарвинизм. Учитель не считает нужным рассказать, что есть и другой взгляд — религиозный. Так что история религии хоть в какой-то мере этот пробел восполнит.

А что касается учения Фрейда, то оно вышло из еврейства, поэтому Фрейд пошел очень далеко, хотя сам не был верующим человеком. В частности, он многое заимствовал из хасидизма. Там есть понятие комплекса, есть представление о том, с каким наследием человек рождается. Ставится вопрос, может ли простой человек быть праведником или нет. Грех просто так не бывает, у человека есть внутри механизм, который толкает его к одному греху, а не к другому. Есть целая философия в иудаизме, которая готовит к тому, как противостоять греху, бороться с ним.

— У христианства с его Троицей, Сыном Бога, Матерью Бога, есть противоречия и с иудаизмом, и с исламом. В чем коренится антагонизм между исламом и иудаизмом, если обе религии восходят к Единому Творцу, к одной пророческой традиции?

— Я бы не стал ставить вопрос так, будто у единобожеских религий есть какие-то глобальные противоречия. Религии не разделяют людей, а объединяют. Это тем более справедливо в отношении религий, которые говорят нам, что все люди созданы Богом по Его образу и подобию. Те, кто пытается использовать религиозные тексты и высказывания для того, чтобы сеять вражду, просто фальсифицируют сам дух, сами основы веры в Бога единого.

Рознь искусственно привносится теми, кто цинично использует религиозные лозунги для достижения своих корыстных целей, с религией ничего общего не имеющих. Это особенно ярко видно на примере еврейско-мусульманских отношений на Ближнем Востоке. Сто лет назад евреи и мусульмане жили в мире практически во всех арабских странах. Но начиная с 20-х годов прошлого века определенное течение в арабском национализме начало эксплуатировать еврейский вопрос для захвата власти. Сначала это привело к погромам, а потом, уже после создания государства Израиль, к массовому бегству евреев из арабских стран в еврейское государство.

— Получается, что проблемам между мусульманами и евреями меньше века и что это политические проблемы, а не религиозные?

— Да, часть этой проблемы прошла на моих глазах. Моя семья жила в Италии, где в общину приехали тысячи выходцев из Египта, Ливии, Ливана. Бежали, все бросив, чтобы спасти свои жизни, своих детей. Из Ирана, где жили десятки тысяч, евреи стали уезжать 30 лет назад.

Кстати, в арабских странах это был экстремизм вполне светский, не религиозный, у власти стояли неверующие военные, которые просто использовали религиозные лозунги для натравливания простых мусульман на евреев.

— Как вы считаете, Мессия уже родился?

— Мы знаем, что он очень близко, но нужно, чтобы он не только родился. Нужно, чтобы он пришел. Вполне может быть, что Мессия уже рожден, но пока он не получит приказа от Бога, он не может объявиться с Божьей помощью изменить мир к лучшему.

Почему мы считаем, что приход Мессии близок? Потому что сейчас мир находится в таком состоянии, которое наши мудрецы назвали «хевлей машиах» — родовые муки, предшествующие приходу Мессии.

Это такое время, когда, с одной стороны, в мире создается много хорошего, научный и технический прогресс позволяет решать множество человеческих проблем, бороться с болезнями, с голодом и так далее. А с другой стороны — впервые с момента, когда Бог создал человека, в человеческих руках оказались такие средства уничтожения, которые могут мгновенно уничтожить весь наш род и даже саму планету.

Мы живем у края истории, это чувствуется повсеместно. Рамбам (ребе Моисей Маймонид. — ГАЗЕТА) уподобляет мир весам, чашки которых находятся в состоянии равновесия. Возможно, Бог ждет еще только одного дела на добрую чашу, чтобы дать приказ Мессии объявиться. Пусть каждый из нас попробует добавить это доброе дело — возможно, именно его вклад будет решающим.

http://www.gzt.ru/rub.gzt?rubric=news&id=64 054 900 000 061 824


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика