Русская линия
Страна.Ru Глеб Борисов09.08.2005 

Битва за архипелаг
Соловки стали местом столкновения интересов массы светских и духовных организаций, в результате — страдают жители

В начале 70-х годов XX столетия, после советского ГУЛАГа, Соловецкий монастырь, который более полувека стоял в забвении был объявлен зоной музея-заповедника. Спустя пару десятков лет, 25 октября 1990 года на заседании Священного Синода РПЦ МП было принято решение о возрождении Соловецкого монастыря. В результате к началу нынешнего тысячелетия сложилась ситуация, когда свои интересы на территории архипелага отстаивают не только музей и монастырь, но и еще по меньшей мере три организации, среди которых оказалось даже ЮНЕСКО. Неожиданно Соловки, бывшие некогда одним из самых труднодоступных и уединенных русских монастырей, оказались зоной весьма громкого и яростного конфликта.

Сегодня на Соловках сосуществуют два субъекта, имеющие за собой весьма ощутимую поддержку. Один их них — монастырь, подчиняющийся Патриархии, другой — Соловецкий музей-заповедник — Федеральное учреждение, подчиняющееся Агентству по культуре и коммуникациям.

Когда началось восстановление Соловков, основным хозяйствующим субъектом стал музей-заповедник. Ему принадлежали все права в сфере использования памятников, обязанности государственного контроля за их сохранностью и функции государственного заказчика на реставрационные работы. В августе 2000 года бывший министр культуры Михаил Швыдкой, назначил на должность директора Соловецкого музея бывшего директора музея-заповедника в Кижах Михаила Лопаткина. (Стоит отметить, что сегодня Лопаткин и Агентство по культуре и кинематографии, возглавляемое Швыдким, планируют присоединить музей «Малые Карелы» к музейному комплексу Соловки.)

За последние годы события стали развиваться весьма быстро, что напрямую связано с интересом к Соловкам со стороны Фонда Сороса. В 1999 году как представитель Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Соловки посетила Екатерина Гениева. После этого Фонд издал брошюру «Программа Соловки», содержащую информацию о своей деятельности в Архангельской области. Согласно этому изданию, в 1997—1999 годах гранты на сумму около 100 тысяч долларов получили, в частности, творческие группы под руководством начальника управления культуры администрации Архангельской области.

В начале 2001 года при содействии Фонда был разработан документ «Стратегический план развития Соловецкого музея-заповедника». План был принят на совете музея 23 апреля, а 14 мая его одобрила коллегия Министерства культуры. Объем финансирования — более 515 миллионов рублей, из них 463 — из федерального бюджета. Этот проект разрабатывался без привлечения Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря и органов местного самоуправления Соловецкого района. Как известно, «Стратегический план…» был направлен на максимальное раскрытие Соловков и превращение их в товар на рынке туристических услуг. Как международном, так и внутреннем. Тогда же произошел конфликт музея с местным самоуправлением Соловецкого района, отстаивавшим интересы местного населения и монастыря.

На Соловках сегодня живут 30 иноков во главе с наместником монастыря — архимандритом Иосифом (Братищевым). Восстановлению Соловецкого историко-архитектурного комплекса уделяется огромное внимание не только со стороны духовной власти. «Мирское» решение многих проблем взяло на себя Министерство культуры, разработавшее специальную программу по сохранению святыни Русского Севера. Со стороны монастыря в свою очередь были выдвинуты свои соответствующие позиции РПЦ предложения.

Передача действующему Спасо-Преображенскому монастырю основного монастырского комплекса и скитов либо полная передача всех памятников архипелага монастырю с наделением монастыря правом определять их дальнейшее использование. Передача монастырю функций генерального заказчика на реставрационные работы с организацией соответствующей службы и кадровой поддержкой. Финансирование восстановительных работ напрямую из Москвы, минуя Архангельск. Наделение монастыря функциями и полномочиями координатора усилий по охране всех заповедных территорий. Разработка действительно совместной (монастырь — музей — местное самоуправление) программы развития Соловков. Восстановление и использование историко-архитектурного комплекса с четким функциональным разделением потоков туристов и паломников. Реорганизация музея, вывод его дирекции и основной экспозиции из монастырского комплекса в поселок. Создание новых экспозиций, экскурсий, повышение профессионального уровня. Создание должности государственного инспектора, не подчиненного ни Министерству культуры, ни Архангельской областной администрации, и контролирующего развитие событий на Соловках в государственных интересах.

Довольно быстро к делу «открытия» Соловков цивилизованному миру подключается наука. Именно там состоится встреча видных зарубежных ученых, посвященная созданию системы слежения за состоянием природной среды. Считалось, что станции слежения необходимо было разместить на местах бывших скитов. В свою очередь один из московских предпринимателей приступил к созданию на Соловках престижного яхт-клуба.

Минуя бесконечное количество цифр и дат стоит лишь отметить, что в августе 2004 года Соловецкий государственный музей-заповедник и Институт толерантности провели летний университет музейных работников «Музей и проблемы локального сообщества», финансируемый Дж. Соросом. Основными докладчиками на котором стали разработчики «Концепции развития Соловецкого государственного музея-заповедника», утвержденной и финансируемой в приоритетном порядке из госбюджета при поддержке Министерства культуры РФ. Концепция также разрабатывалась без участия Соловецкого монастыря.

14 сентября 2004 года в Соловецком музее-заповеднике состоялась встреча статс-секретарей Баренц-региона. Речь шла о принятии решения о признании Соловков культурной столицей Северной Европы. Не стоит забывать и о том, что за судьбой региона внимательно наблюдают представители общественных и правозащитных организаций, в частности, «Мемориала». Для них Соловки не менее памятное и святое место, чем для музейщиков или православных. Место, ставшее братской могилой для сотен тысяч репрессированных в годы Советской власти.

С ноября того же года заработал новый сайт ЮНЕСКО. Во всемирную сеть передается «живая» картинка Соловков. Сайт «Соловки — ЮНЕСКО Online» не имеет аналогов, и Соловецкий архипелаг, представлен здесь в кругу других объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Посетители сайта имеют возможность в режиме реального времени увидеть изображения Венеции, Иерусалима, Кельна, Лондона, Сан-Мишеля, Парижа, Праги, Таллинна с их памятниками истории и архитектуры. Сайт «Соловки — ЮНЕСКО on-line» разработан по заказу Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Надо отметить, что на последнем семинаре, который был проведен на Соловках этим летом, Институтом толерантности, между светским структурами и представителями Русской Православной Церкви был впервые достигнут прогресс во взаимопонимании. Причин тому можно найти несколько. Но основная заключается в том, что на сегодня достигнута негласная договоренность между Церковью и государством о том, что Соловки отходят в ведение РПЦ. Подтверждением чему может служить тот факт, что и Секирная гора и Анзер уже отошли монастырю. Судьба музея — сегодня ютящегося в единственном небольшом здании, больше напоминающем церковную сторожку — практически решена. Либо его не станет вовсе, либо он окажется в ведении Московского Патриархата по примеру музея в Троице-Сергиевой Лавре.

Так что сегодня, после достигнутых договоренностей, эскперты-миряне, представляющие Соловецкую обитель по благословению наместника архимандрита Иосифа впервые начали конструктивно режиме взаимодействовать с составителями очередных проектов и программ «развития Соловков». А таких программ сегодня две, из которых складывается два принципиально различающихся пути развития Соловецкого архипелага.

Первая из рассматривает Соловки, прежде всего, как комплекс выдающихся историко-культурных памятников общероссийского и мирового уровня и ориентирована в первую очередь на получение крупного государственного финансирования, на разворачивание туризма, в том числе международного, как ресурса развития местного сообщества. Монастырское наследие, сама действующая обитель и природа архипелага в этом случае может стать «сырьем» для глобальных процессов, экономических и политических, живым аттракционом в крупном международном туристическом центре. Расходование привлекаемого ресурса (в том числе федерального финансирования) местным сообществом практически не контролируется.

Вторая программа, защищаемая монастырем и православной общественностью, основана на представлении о Соловках, прежде всего, как о православной святыне — объективно существующем, традиционном почитаемом месте молитвы, поклонения, памяти, включающем и память о тысячах мучеников Соловецкого концлагеря. В круге Святыни неизбежно оказываются все жители, посетители, учреждения и организации Соловков. Восстановление Святыни общими усилиями в этом случае может стать главным, объемлющим процессом, под покровом которого могут найти достойное место все участники соловецкой жизни.

Однако в последнем случае возникают весьма серьезные проблемы, поскольку при потере Соловками статуса района резко ограничиваются возможности финансировать образование, здравоохранение, жилищно-коммунальный комплекс поселка Соловецкий. Кроме того, в предлагаемых программах отсутствует проработка конкретных механизмов эффективного освоения многомиллионных денежных средств, а также общественного контроля над их целевым использованием.

То есть в борьбе за регион пока, как водится, пострадавшей стороной оказывается его население.

http://www.strana.ru/stories/05/08/08/3629/256 097.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика