Правая.Ru | Кирилл Фролов | 08.08.2005 |
3 июля на Соловках завершился семинар «Общественный договор как основной механизм разработки и реализации стратегии развития территории: программа социально-экономического развития Соловецкого района». На нем был зачитан доклад известного искусствоведа А.И.Комеча, в котором Соловкам была отведена роль туристического центра, а от Церкви потребовались объяснения ее притязаний на Соловецкий монастырь. Также во всей этой истории постоянно упоминается имя американского бизнесмена Д.Сороса. С просьбой дать свою оценку ситуации Правая.Ру обратилась к православному публицисту, заведующему отделом Украины и Крыма Института стран СНГ, пресс-секретарю Союза Православных Граждан Кириллу Александровичу ФРОЛОВУ.
Правая.Ру: Кирилл Александрович, в чем главная мысль антиправославного доклада искусствоведа Алексея Комеча?
Кирилл Александрович Фролов: Я отмечу, что Алексей Комеч — представитель той части секулярной интеллигенции, которая вполне взяла на себя квазирелигиозные функции. Они явно ревнуют к Церкви в борьбе за души человеческие. И весь доклад господина Комеча посвящен одной мысли, будто именно музеи спасли церковную культуру; что, когда Церковь гнали, православная культура была спасена музейными работниками, поэтому теперь музеи имеют большее, чем Церковь, право на памятники церковной культуры, архитектуры и зодчества.
— Получается, что есть некая ценностная подмена?
— Да, и перед нами образец такой подмены, причем, очень опасной подмены.
— Почему опасной?
— Потому что, конечно, с точки зрения логики истории, логики Промысла честный музейный работник должен был сказать: да, мы сохранили православную культуру. Да, когда в Церквях были музеи, это было лучше, чем туалеты, лучше, чем отсутствие церкви вообще. Мы это сохранили, и пришел законный владелец, пришла Церковь, вернулась, мы вам с честью отдаем то, что мы пытались сохранить для святынь Православия, для спасения нашего народа, нашей Церкви.
Но сложилось когорта работников, которая хочет встать на место Церкви, которая решила, что музейные работники и интеллигенция вообще — это не служилое интеллектуальное сословие, это не служители просвещения, а это этакие жрецы просвещения, это люди, которые пытаются сами стать на место Церкви, на место священства и окормлять народ. И доклад Комеча о том, что именно музей, а не Церковь является охранителем национальной культуры — это претензия музейного работника, секулярного интеллигента встать на место Церкви. Доклад Комеча — это культурологическая проекция такого квазиучения, квазирелигии секуляризма, секулярной философии, согласно которой музейщик встает на место Церкви. Я повторяю, как честный человек, музейный работник скажет: да, мы сохранили православное наследие и теперь мы отдаем его Церкви, но Комеч и ему подобные действуют совсем иначе. Они уже видят себя на месте Церкви.
— Существуют ли другие похожие конфликты?
— Да, та же самая история, как с Комечем, происходит и в других местах. Мы видим, что в Ярославле, в знаменитом храме Илии Пророка, те же самые тенденции. Когда Ярославская епархия просит восстановления справедливости, возвращения святынь, ей говорят: нет, вы не сможете их сохранить. И это все, конечно, совершенно смешно, потому что именно Церковь способна сохранить национальную культуру России. Мы знаем, что наши музеи находятся в нищенском состоянии, государство о них мало заботится. И Президент Путин, прекрасно понимая ситуацию в сфере культуры, посещая Ипатьевский монастырь в Костроме, заявил, что надо отдать Церкви ее сокровища, ее святыни, потому что Церковь обеспечит их сохранность. То есть получается, государство и Церковь договариваются, государство и Церковь идут вместе, но на уровне реализации договоренности Церкви и государства мы видим вот эту вот подушку, эту прослойку квазиэкспертов, непрошенных посредников, которые сводят эти договоренности на нет.
— Однако, и у музейных работников есть свои аргументы?
— Говоря о феномене Комеча, надо объяснить его психологию, психологию интеллигенции как жреческого сословия, которая собственно и угробила Россию, потому что «мы интеллигенты». Интеллигент — это ремесленник, который получил от Бога талант, он должен его реализовывать и благодарить Бога, и отдавать его Церкви. Как говорил преподобный Серафим Саровский, любое благое дело, сделанное не во имя Христа, есть злое дело. И когда человек, которому Господь даровал талант — литературу, искусство, а человек начинает воспринимать не как дар, а как привилегию, наступает на те грабли, на которые наступил Комеч. Вместо того, чтобы благодарить Бога и отдать Его Богочеловеческому организму — Церкви то, что ему принадлежит, он начинает восставать и пытаться сохранить то, что уже сохранять не нужно, а нужно отдать законному владельцу.
— Известно, и Правая.Ру об этом писала, что в туристическом бизнесе на Соловках заинтересован Сорос. Есть ли тут связь?
— Конечно, и все эти интеллигентские рефлексии становятся заложником самых одиозных антинациональных сил. Мы видим, что Комеч фактически выступает на стороне Сороса, который хочет на Соловках создать этакий музей толерантности. Что такое Сорос? Здесь уже соросовская идеология выступает в роли квазирелигии, в роли сакральной институции, институции толерантности, религии абсолютной политкорректности, которая в религиозный догмат возводит отсутствие истины. Сам факт того, что здесь — на Соловках, которые являются оплотом Православия и православного гения, происходит подмена этих основ на идеи религии политкорректности, заставляет задуматься. Ведь, казалось бы, что Соросу Соловки — какие-то острова в далеком Белом море. Но мы видим, что именно Соловки стали полигоном обкатки этой квазирелигии антихриста. И наши искусствоведы, которые решили встать на место Церкви, которые тоже решили стать инженерами душ человеческих, выступают в роли жрецов этой соросовской религии. В частности Комеч.
— Теперь понятно, почему именно Соловки.
— Соловки — настоящий гений русского монашеского духа. Заметим, что антихриста они пытаются противопоставить самым святым местам. Протестантская миссия недавно была в Архангельской области, они пытались использовать великий Крестовоздвиженский монастырь на Кий-острове, который создал Патриарх Никон. Соловки — это великое произведение русского монашеского духа, возрастивший святителя Филиппа митрополита Московского, который как патриарх Никон и Антоний Храповицкий, был идеологом сильной Церкви. Мы видим, что Соловки были не только оплотом монашеского и иноческого дела, а проектом национальной модернизации России на основе православной традиции, потому что Соловки были центром передовых технологий своего времени. Нам Соловках были уникальные навигационные системы, которые говорят нам о том, что Россия как православная держава способна быть конкурентоспособной страной. И когда я выступал в ходе своей поездки и говорил, что в монастырях должны производиться компьютеры восьмого поколения вместе с Иисусовой молитвой и именно монастыри должны сделать Россию настоящей державой, а ученое монашество должно заменить секулярное опустошение интеллигенции и вести за собой народ, наши светские партнеры смеялись над этими словами. Но зря смеялись — Соловки именно были таким центром. И затем этот церковно-научный гений Соловков был уничтожен большевиками, и Соловки стали Голгофой, Соловки стали местом русского Холокоста. И вот здесь вот Сорос и хочет подменить православный смысл Соловков, как центр русской Голгофы, где должен быть музей новомучеников Российских, в музей толерантности, где жертвы будут перепутаны с палачами, правое с неправым, истина с ложью.
— Какие аргументы можно противопоставить интервенции Сороса?
— Наша задача — выбить Сороса из Соловков, выбить «комечей» и сделать там музей истины, музей русского подвига, музей-монастырь новомучеников Российских. Сорос нам предлагает создать на Соловках архипелаг толерантности — мы должны выдвинуть контрпроект развития Соловков. Не просто проект сосуществования — это компромисс с нашей стороны — хватит, Сорос и ему подобные не приемлют компромиссов, мы должны быть адекватны этому вызову. Когда наши православные говорят: «Вот я видел доклад Комеча, давайте создадим проект сосуществования на Соловках». Мы видим, что это не получится, потому что наши оппоненты предлагают тотальность, предлагают в лучшем случае гетто, в худшем случае — убираться с Соловков.
Поэтому наша первейшая задача — чтобы Православная Церковь взяла Соловки под свою нормальную опеку под руководством викарного епископа, непосредственно подчиненного Патриарху, и создало на Соловках пантеон, мемориал истины, который будет в хорошем смысле эксплуатироваться и политической элитой России, как евреи эксплуатируют Холокост. То есть Церковь будет почитать новомучеников Российских, сделает на Соловках великий центр паломничества, православную Мекку новомучеников Российских и будет говорить об их страшном подвиге. А государство будет извлекать из этого нормальные политические дивиденды, как евреи извлекают из Холокоста, ничего кощунственного я не говорю.
— Разве может быть паломничество — политическим? Почитание — приносить политические двиденты?
— Мало того, паломничество является не только нравственным делом для христианина, потому что прикосновение к подвигу новомучеников освящает и очищает душу, но ведь и политическим делом. Мы видим, что в Мекку приезжают миллионы мусульман, так вот Соловки должны быть такой православной Меккой, где люди будут прикасаться к святыням новомучеников, свидетельствовать о Христовой правде, а государство и общество будут извлекать нормальные, русские, политические дивиденды. Это хорошо, правильно и благочестиво. И будет непрерывный цикл истории Соловков как места монашеского подвига, места экономической модернизации передовых технологий, которые связаны с Церковью. Таким образом, мы вышвырнем на обочину истории тех, кто заявляет, что Православие является тормозом экономического и политического развития России. Нет. Церковь является модернизатором России на основе традиции и на основе созданных там технологи. Из этого мы приходим к главному смыслу Соловков — центру русских новомучеников, центру русской исторической правды, центру русского Холокоста, на основе которого будет существовать русское государство. Таким образом, на тотальный проект Сороса мы должны ответить тотальным православным проектом Соловков.