Интерфакс-Религия | Муфтий Шафиг Пшихачев | 08.08.2005 |
— За последние несколько лет во всех северокавказских муфтиятах, за исключением духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии, сменилось руководство. Как это сказалось на развитии ислама?
— Я думаю, что совсем негативно наверняка не сказалось. Вообще по этому региону особых разногласий у духовных лидеров северокавказских республик никогда не было. Конечно, нужна какая-то проработка, чтобы из духовных управлений Северного Кавказа создать команду. Нужен лидер, чтобы он мог сплотить их и повести дальше. У нас уже есть Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Сегодня необходимо направить усилия на то, чтобы он в новых условиях работал более слаженно, получил новый импульс в своей деятельности.
— Каковы сейчас приоритетные направления деятельности Координационного центра мусульман Северного Кавказа?
— Я могу выделить два основных направления. Во-первых, это противодействие экстремизму. Необходимо не допустить втягивания молодых людей в экстремистские группировки. И здесь проводится целый комплекс мероприятий, в первую очередь, образовательного характера. Поэтому в качестве второго приоритета можно выделить просвещение, улучшение системы образования. Я рад, что сейчас в Дагестане приняли образовательный стандарт для исламских учебных заведений, которых очень много в республике. Здесь более 16 высших религиозных учебных заведений. Я считаю необходимым принятие многоуровневой программы образования, чтобы люди могли иметь возможность узнавать и понимать, что такое отклонение от религиозных истинных норм. Сегодня есть намерение созвать руководителей в сфере образования северокавказских республик и принять образовательный стандарт для всего региона. Проработка уже идет. Если получится этого достичь, то это будет продвижением вперед к упорядочиванию религиозного образования, а значит, и в борьбе с экстремизмом. Ни для кого не секрет, что образование — это самая большая препона распространению экстремистских идей.
Кроме того, говоря о приоритетах деятельности нашего Центра, хотелось бы видеть системное развитие отношений между государством и религией в республиках Северного Кавказа. В аппарате Южного федерального округа очень эффективный Миротворческий межконфессиональный совет. С его помощью можно более системно организовывать церковно-государственные отношения.
Хотелось бы добавить, что мы работаем в очень тесном взаимодействии с Русской православной церковью, особенно в Адыгее. Там, насколько я знаю, и муфтий республики Нурбий Емиж, и епископ Майкопский Пантелеимон все вопросы, которые находятся в их компетенции, решают совместно перед республиканскими властями. Я часто за советами обращаюсь к епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану. Будучи человеком, который долгое время работал в Кабардино-Балкарии, я могу сказать, что там представители иудейской общины всегда принимают участие во всех мероприятиях и взаимодействуют с ДУМ республики и настоятелями православных церквей.
— Вы долгое время боролись с экстремизмом под знаменем ислама. Как может неспециалист отличить ваххабита от добропорядочного мусульманина?
— Мы несколько лет назад давали определение такой группе людей, которые себя считают «ваххабитами» или сторонниками «чистого ислама». С одной стороны, это можно считать внутренними вопросами мусульман, но здесь нужно учитывать очень важную вещь. Когда человек не признает никакие законы, которые нужно соблюдать в том государстве, где он живет, обозначает, что он игнорирует их и позиционирует себя вершителем судеб, начинает проводить своего рода «ревизию» душ — это для меня дикость, которую не принимает ни одна религия. Мне непонятно, почему человек, такой же смертный, как и я, начинает разбираться в моей душе и выяснять, насколько я верю во Всевышнего. Это недопустимо, потому что даже сам Пророк говорил: «Я не господин ваших душ, я господин ваших ушей», то есть он доводил до нас то, что ему обязывал передавать Всевышний, а состояние душ знает только Бог, и ему судить. А эти люди, выясняя, что тот или иной человек якобы не уверовал искренне, дают себе право похищать его, лишать имущества, жизни. И когда во главу угла ставится война, воинственность, только силовой метод, конечно, это ислам не приемлет. Мы считаем, что это — отклонение от норм ислама.
Кроме того, представителей других религий или религиозных направлений они открыто называют «неверующими». Самое интересное, что и внутри религий они не признают никаких юридических богословских школ, в частности, четыре «мазхаба», то есть правовые школы, в суннизме, а шиизм они вообще считают сектой. Все это приводит к дискредитации истинных целей ислама.
Еще основоположник ваххабизма Мухаммад бен Абд уль-Ваххаб обозначил методы достижения цели мусульманина. И, к великому сожалению, основным средством этого достижения он поставил именно силовой прием. Когда же это движение начало разворачиваться, он обвинил всех, кто не был согласен с его взглядами, в неверии и объявил им войну. Есть такая печальная страница в истории Саудовской Аравии, связанная с именем Мухаммада бен Абд уль-Ваххаба, когда он вырезал целые мусульманские поколения ни в чем не повинных людей, из которых некоторые вообще даже не знали о его существовании. Поэтому сегодня сторонники таких идей и методов получили прозвище «ваххабитов» не «с потолка». Кроме того, основной настольной книгой их является «Единобожие» Мухаммада бен Абд уль-Ваххаба. И выражение «ваххабиты» появилось впервые у брата основателя ваххабизма, который всю свою жизнь боролся против этих абсурдных идей. В Саудовской Аравии Мухаммада бен Абд уль-Ваххаба считают революционером в положительном смысле слова, но стоит подчеркнуть: то, что происходит у нас, Саудовская Аравия никогда не допустит. Например, в Сирии, Турции и Египте ваххабизм не запрещен законодательно, поэтому давать юридическую формулировку, кого считать ваххабитом, а кого нет, мы не в состоянии. Но в народе он остается как ваххабизм, и мимо этого названия пройти нельзя.
— Достигнуты ли какие-нибудь успехи в борьбе с ваххабизмом или же, наоборот, это течение продолжает беспрепятственно распространяться?
— Сейчас, конечно же, достигнуты успехи. Эти люди занимались декларированием своих идей, в том числе и в Кабардино-Балкарии, но долгое время это не выходило на поверхность. Они находились в подполье. В Нальчике, Чечне, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии мы видим подвижки в сфере борьбы с ними. Развитие эти идеи не получили и потеряли свою привлекательность еще в середине 2000 года. Сначала они пользовались некоторой поддержкой населения, но со временем стало видно, что идеи расходятся с их реализацией. Я делаю такой вывод на основе многочисленных бесед с родителями молодых людей, которых ваххабиты вербовали. Эти люди стали вносить расколы в семьи. Некоторые дети отказывались принимать пищу только потому, что их матери готовили, не надев платка. Некоторые покидали учебные заведения с аргументом, что нельзя учиться там, где шариат не является основополагающим. Потом их начали отправлять в лагеря, которые находились на территории Чечни. В конце девяностых годов, когда функционировал лагерь Басаева, случалось, что в месяц отправляли до 20 человек. Парень уходил и отсутствовал два месяца, говоря, что едет на двухмесячные курсы или семинар. Сегодня применяется законодательный механизм, и экстремисты находятся в розыске, в бегах, а их идеи не находят позитивного развития в республиках Северного Кавказа.
— Как Вы оцениваете недавнее объявление чеченским муфтиятом джихада ваххабизму?
— Джихад ваххабизму объявлял еще Ахмад Кадыров. Мы все объявляли джихад ваххабизму, потому что он вне шариата как такового в той форме, о которой мы говорили, когда силовой метод, убийства «неверных» ставятся во главу угла.
— Как Вы объясняете тот факт, что, по данным правоохранительных органов и экспертов-исламоведов, среди новообращенных мусульман исключительно высок процент экстремистов? Так, не менее 200 «русских мусульман» объявлены в розыск, арестованы или уже осуждены за участие в террористических организациях.
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Я слышал и такие высказывания, в том числе и муфтия Татарстана Гусмана Исхакова, который выступил против обращения русских в ислам. Если человек принял ту или иную религию и его внутреннему состоянию соответствует та или иная религия — это его право. Если он преследует какие-то свои цели — это плохо. Я мало знаком с новообращенными мусульманами, поэтому мне очень трудно судить.
— На какой стадии сейчас находится возведение в Москве мечети, которое мусульмане Северного Кавказа начали еще несколько лет назад?
— В настоящее время происходит проработка и согласование этого проекта в Мосгорархитектуре. И после этого, я надеюсь, мы сможем начать строительство.