Время новостей | Пинхас Полонский | 08.08.2005 |
— Что означают дни скорби по двум разрушенным еврейским храмам?
— Евреи всегда рассматривали историю в неразрывной связи с религией. Вся еврейская история — это диалог Бога и человека. 17 таммуза (в этом году 24 июля) 70 года н.э. римские войска ворвались в Иерусалим. Начались ожесточенные уличные бои, которые длились три недели. После этого 9 ава (14 августа) второй храм был разрушен. Поэтому эти три недели и называются неделями скорби. В эти же дни в 586 году до н.э. вавилонянами был разрушен первый храм. Для евреев это день катастрофы. Если бы в эти дни сейчас началось размежевание с палестинцами, то у иудеев всего мира эта программа ассоциировалась бы с еще одной катастрофой еврейского народа.
— Многие ли в Израиле соблюдают религиозные посты?
— Все население Израиля можно условно поделить на три части. Примерно 30% - ортодоксальные евреи. Их называют соблюдающими, то есть они не просто верующие, а соблюдающие заповеди Торы. Они говорят на идише и живут общинами. Они носят специальную одежду и черные шляпы, поэтому их любят снимать журналисты. В эту же группу входят и так называемые религиозные сионисты — это люди, которые ведут светский образ жизни, но соблюдают заповеди Торы. Они носят вязаные кипы, считают День Независимости Израиля религиозным праздником и служат в армии. Особняком стоят ортодоксальные евреи из секты «Натурей Карта» («Стражи города»), которые вообще не признают государства Израиль. Еврейский народ был изгнан из Земли обетованной за грехи и до тех пор, пока не искупит их, не может вернуться на землю Израиля. «Натурей Карта» считает, что грехи мы еще не искупили.
— А вы считаете, еврейский народ искупил грехи?
— С точки зрения религиозного сионизма, тот факт, что Всевышний позволил нам вернуться на землю Израиля, означает, что грехи мы искупили.
— Вы рассказали о первой группе населения Израиля, а какие еще две?
— Еще примерно 40% израильтян можно назвать полурелигиозными. Какие-то заповеди они соблюдают, какие-то — нет. Обычно они соблюдают кашрут (свод законов о разрешенной и запрещенной Торой пище), частично соблюдают шаббат (запрет работать в субботу), еврейские праздники и посты, иногда ходят в синагогу. Остальные 30% евреев вовсе не религиозны, не соблюдают кашрут и шаббат, однако несмотря на это многие из них отмечают еврейские праздники. Как видите, ортодоксальные евреи (соблюдающие) находятся в меньшинстве, впрочем, как и нерелигиозные. Поэтому нельзя однозначно сказать, что Израиль — религиозное государство.
— Однако религия сильно влияет на политическую жизнь страны…
— Безусловно, ведь есть население, которое поддерживает религиозных деятелей. У раввинов нет определенного политического статуса, однако население хочет, чтобы они имели влияние. Религия является одним из аспектов жизни, но политического статуса у нее нет. Государство отражает интересы населения. Поскольку население полурелигиозно, то и государство полурелигиозное.
— Каково отношение иудаизма к программе одностороннего отделения, предложенной премьер-министром Ариэлем Шароном?
— Среди религиозных израильтян единого мнения по этому поводу нет. Есть те, кто поддерживает программу размежевания, а есть те, кто относится к этому крайне отрицательно. И все же большинство верующих против. Это не размежевание, а изгнание. Никто не предполагает, что палестинцы начнут вести самостоятельную жизнь, а Израиль перестанет предоставлять им рабочие места. На самом деле речь идет об изгнании евреев из сектора Газа. Это земля, которую Всевышний дал евреям, и ее нежелательно отдавать, но дело даже не в этом. Если бы речь шла о том, что мы отдаем некий кусок территории в обмен на мир, то, я думаю, на это согласились бы все. Однако никакого мира мы не получим, мы получим только войну и еще больше террора. Религиозные сионисты более других противятся программе одностороннего отделения. Для них еврейский народ не просто сборище индивидуумов, это социальный организм. Смысл нашего существования также и в том, чтобы вернуться к себе домой, на свои земли. Религиозные сионисты первыми стали строить еврейские поселения.
Беседовала Мария ГРИШИНА
http://www.vremya.ru/2005/142/5/131 520.html