Труд | Владимир Гаврилов, Валерий Коновалов | 08.08.2005 |
Любопытно, что собрание проходило в главной мечети родового селения Кадыровых — Центорое. Принявший в нем активное участие вице-премьер республики Рамзан Кадыров приветствовал объявление джихада, пояснив, что ваххабиты — «зло, которое надо уничтожать, и носители этой идеи — международные террористы». Он посоветовал духовенству обратить особое внимание на молодежь, чтобы идеологи ваххабизма не забивали им головы чуждыми традиционному исламу идеями.
Руководство Чечни понять в общем-то можно. Именно среди ваххабитов террористы и боевики находят самую активную поддержку, продолжая вылазки против федеральных сил и местных правоохранительных органов. К примеру, в ночь с четверга на пятницу в станице Щелковская бандиты убили одного милиционера и еще одного ранили. Однако, даже учитывая менталитет жителей республики, объявление джихада террористам — шаг неординарный и неожиданный. Ведь участники бандформирований тоже утверждают, что «ведут джихад против неверных и за свободную Ичкерию». Кроме того, непонятно, насколько этот акт сочетается с законами, которыми обязаны руководствоваться сотрудники силовых структур республики, ведя борьбу с боевиками и террористами.
КСТАТИ
Джихад в исламском богословии — понятие сложное, многозначное. Есть, например, в Коране такие слова: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». Понимать это следует, как переход от войны с неверными к духовному самосовершенствованию. Многократно делались попытки придать характер джихада как «священной войны» тем или иным военно-политическим конфликтам. Что же касается обнародованного решения чеченского муфтията, то, по мнению исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России Романа Силантьева, его стоит оценивать положительно.— Террористы ведут мощную пропаганду, пытаясь использовать при этом и религиозные аргументы, — сказал он. — И у некоторых сотрудников правоохранительных органов могут в результате возникнуть некоторые сомнения в правильности своих действий с точки зрения ислама. Чтобы развеять эти сомнения, укрепить людей в понимании того, что терроризм напрасно прикрывается исламом, и было принято это религиозное предписание, так называемая фетва, что вполне соответствует нормам исламского вероучения.