Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Сергей Матвейчук08.08.2005 

Идентификация России

Российское общество вновь обретает, утраченное в смутные времена, понимание того, что у нашего Отечества есть своя уникальная миссия в деле развития Мировой цивилизации. И это понимание уникальности основано на объективных исторических фактах: наши предки, с помощью Божьей, построили самую большую по территории страну; государственное устройство не имеет аналогов — в единой стране столетиями уживаются национальные республики и автономии, представляющие все традиционные мировые конфессии; страна продолжает нести миссию хранительницы Православия, а Русская Православная Церковь устояла в духовном сражении с богоборческой властью, хотя испытания были сопоставимы с гонениями христиан в языческой Римской Империи.

Впервые, за годы перестройки, мы прожили пятилетие (2000 — 2005 гг.) в условиях политической и экономической стабильности. Однако такая стабильность никого из мыслящих людей уже не удовлетворяет, так как это стабильность выживания, которая стала тормозом развития. Политические силы страны озабочены поиском национальной идеи и разработкой идеологии долгосрочного государственного развития. Эта идеология должна дать, обоснование роли и места России в Мировой цивилизации, а также раскрыть содержание целей и задач государственного и общественного развития на обозримые периоды. Попытки недалёких политиков увлечь общество фантастическими целями (типа присоединения к Европе или к США, построения нового железного занавеса и т. п.), слава Богу, потерпели неудачу, это говорит о том, что наше общество сохраняет здравомыслие. Некоторые горячие головы призывают вообще отказаться от государственной идеологии, ссылаясь на негативный опыт СССР. Однако, данный опыт показывает лишь пагубность тоталитаризма, когда государство (в лице новой политической элиты, революционным путём захватившей власть), насильственно, распространяло на всё общество чуждую традиционной национальной идее идеологию. Устойчивость же государственного развития зиждется на идеологии, соответствующей духу национальной идеи, тогда общество, в лице государствообразующего народа, задаёт направление исторического развития страны, а не государство, в лице преходящей политической власти. Мировой опыт показывает, что страны, где эгоистичная элита предаёт духовные традиции предков, рано или поздно, теряют независимость и исчезают с политической карты мира.

Характерной чертой современного развития является то, что национальные меньшинства в странах либеральной демократии всё чаще вступают в конкурентную борьбу с государствообразующим народом в деле обустройства страны, что приводит к активизации национал — патриотических политических сил. Такая реакция общества понуждает власти к превентивным мерам в государственной политике, ради сохранения стабильности в стране. В результате прихода к власти в России либеральных демократов, альянс малых народов, который будет идентифицирован ниже, перехватил политическую инициативу: конституционно закрепил свою идеологию развития государства; через СМИ прививает своё мировоззрение молодому поколению; захватил ключевые позиции в экономике. Спустя десятилетие после либерально-демократической революции 1991 года, бывший государствообразующий народ, похоже, обрёл своего лидера, в лице президента Владимира Путина. Но отсутствие у него сформулированной национальной идеи и идеологии государственного развития не позволяет встать на путь государственного развития соответствующего традициям русского общества, не позволяет синтезировать опыт Российской и Советской империй, отделив зёрна от плевел. Решить эти архисложные вопросы, по мнению автора, невозможно без предварительной идентификации, государствообразующего народа, нации и государства, так как 70 лет интернациональной коммунистической политики исказили традиционный смысл этих понятий.

Обзор мировоззренческой картины Мира

Зачинателем эпохи глобализации можно смело признать коммунистическую Россию, организовавшую в начале прошлого века идеологическую экспансию по всему миру. Только в последней четверти 20 века Запад, вооружённый новейшими информационными технологиями, перехватил инициативу, расширив глобальную экспансию на финансово-экономическую сферу. Анализ итогов идеологического противостояния СССР и Запада позволяет выявить, что в мире эволюционирует шесть мировоззренческих цивилизаций, не имеющих чётких государственных границ, но определяющих политику государств и государственных сообществ с соответствующей мировоззренческой доминантой.

Духовными источниками у данных цивилизаций являются шесть традиционных религиозных направлений: языческое; восточное (буддизм, индуизм); иудейское; западно- христианское (католицизм, протестантизм); православное; исламское. О завершении религиозной идентификации народов мира говорит тот факт, что самой молодой религии уже 13 веков, а многочисленные секты, возле традиционных конфессий, не поколебали основ традиционных учений. На базе многовекового воспитания духовных ценностей, образовались генотипы народов с устойчивым мировоззрением, которые можно сгруппировать в шесть цивилизаций, находящихся в различных состояниях развития. Почему именно шесть? Дело в том, что критерием идентификации является иерархический порядок сочетания трёх составляющих человеческой личности — духовность (в просторечии сердечность, совесть); ум (способность к осмыслению окружающего мира); плоть (телесные чувства, эмоции). Поведение любого народа (как совокупности родственных душ) основано на, исторически приобретённом, свойстве руководствоваться в принятии жизненных решений вполне определённым иерархическим порядком сочетания голоса сердца, разума и плоти, это свойство предопределяет мировоззренческий тип (характер). Вариантов такого сочетания всего шесть, и каждый из народов мира несёт типовые признаки одного из них, что предопределяет существование шести мировоззренческих цивилизаций (таблица 1). В просторечии, различие в мировоззрениях народов уже давно получает свои идентификационные характеристики — вот некоторые из них: «на Западе живут по закону, а в России по совести»; «тело христианского мира находится в Америке, ум — в Европе, а душа — в России»; «хочешь познавать Бога телом — стань буддистом, умом — иудеем, душой — православным». Любой человек, принимая ответственное решение, часто сталкивается с проблемой: голос совести предлагает одно, разум — другое, а голос плоти подсказывает совсем иной вариант. Можно не сомневаться, что в подавляющем большинстве случаев выбор будет сделан в соответствии с мировоззренческим генотипом конкретного человека.

Краткая характеристика современного состояния, представленных в таблице цивилизаций, поможет оценить их влияние на историческое развитие Государства Российского.

Таблица 1.

Цивилизация……………………….Иерархия личностных ценностей

Языческая…………………………1.Плоть.2.Ум.3.Дух
Восточная…………………………1.Плоть.2.Дух.3.Ум
Иудейская…………………………1.Ум.2.Плоть.3.Дух
Западно-Христианская………1.Ум.2.Дух.3.Плоть
Православная………………….1.Дух.2.Ум.3.Плоть
Исламская……………………….1.Дух.2.Плоть.3.Ум

Шесть параллельных миров

МИР ЯЗЫЧЕСКИЙ, некогда процветавший в империях инков, ацтеков, римлян и т. п., ныне сохраняется в реликтовом или деградирующем состоянии ряда народов и государств. Стоит охранять его остатки, чтобы зримо видеть то состояние, в которое христианское общество может очень быстро вернуться, когда гордыня народа отвергает приоритет Закона Божьего, что подтвердил недавний исторический опыт фашистской Германии и коммунистической России. Разница лишь в том, что немецкое неоязычество возродилось в дохристианском виде, а российское — в постхристианском. Промежуточной ступенью для возврата к языческому мировоззрению является атеистическая среда, где роль божественных идолов заменяют кумиры массовой культуры и магии, а жертвоприношения от наркомании, алкоголизма и других пороков переплюнули своей массовостью ритуалы самых жестоких языческих народов. Достижения этого мира остаются познавательными источниками для развития современных культур. Характерная черта мировоззрения — высокоразвитая интуиция, позволяющая выживать в природной среде, но недостаточная для успешной конкуренции с иными цивилизациями.

Ареал преимущественного распространения: слаборазвитые страны Африки и Океании; реликтовые национальные меньшинства.

ВОСТОЧНЫЙ МИР объединяют нравственные ценности буддизма. Этот Мир давно прожил стадию своего расцвета, когда Европа перенимала у Китая достижения в медицине, науке и технике, сейчас здесь решают вопросы выживания среди более сильных конкурентов. Жизненное кредо самого многочисленного народа этой цивилизации хорошо выразил один из руководителей современного Китая: «китайцы живут, для того чтобы кушать, а русские кушают — чтобы жить». В своё время, достижения Востока в науке и промышленности были развиты Западным миром на качественно ином уровне и внесли свой вклад в его военное и экономическое превосходство. Современные страны Востока интенсивно перенимают зарубежные научные и технологические достижения с целью догнать и перегнать Запад. Характерная черта мировоззрения — терпение и трудолюбие.

Ареал преимущественного распространения: Китай, Индия, Япония, Корея, Монголия, Забайкалье, Калмыкия……

МИР ИСЛАМА. Самая молодая мировоззренческая цивилизация находится в состоянии постоянного противостояния с христианским и иудейским миром. Современная фаза этого противостояния характеризуется локальными военными конфликтами, глобальным терроризмом и идеологической агрессией на информационном поле. Отсутствие политического единства в Исламском мире, обусловленное этническими и религиозными разногласиями, приводит к возникновению разрушительных идей о Мировом Халифате или глобальном терроризме. Вклад в развитие Мировой цивилизации на сегодня в основном составляют поставки энергоресурсов и рабочей силы. Характерная черта мировоззрения — горячее сердце, а способность к самопожертвованию напоминает отличительную особенность ранних христиан. Однако те христиане жертвовали своей жизнью за веру или ради спасения единоверцев, а экстремальные мусульмане, ради устрашения врагов, не гнушаются убивать и единоверцев и невинных людей.

Ареал преимущественного распространения: Иран, Саудовская Аравия, Северная Африка, Индонезия……

ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО. Внесло наибольший вклад в развитие основных составляющих мировой культуры: духовной, научной, промышленной. Если до Реформации импульс развития задавали католики, то с 17 века инициативу перехватывают протестанты. При этом реки крови, пролитой в религиозных, политических и экономических внутренних конфликтах, не поколебали мировоззренческих устоев цивилизации. Признаком устойчивости нынешнего развития данной цивилизации является наличие системообразующего для Западной цивилизации государства — США и его оппонента в лице Европейского союза. Генерация новых технологий составляет основной взнос западных христиан в развитие Мировой цивилизации. Характерная черта современного Запада — присвоение себе роли спасителя Мира путём навязывания другим странам идеологии либерализма, что, по сути, повторяет мессианский путь коммунистической идеологии.

Ареал преимущественного распространения: Западная Европа, Америка….

ИУДЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ уникальна тем, что большую часть своей истории находится в рассеянном состоянии, сохраняя духовное единство, стержнем которого является Ветхий завет и традиции еврейского общежития. Многовековое пребывание в разных странах в роли притесняемого нацменьшинства, способствовало созданию своеобразной культуры, которую можно представить в виде дерева, где ветви олицетворяют диаспоры иудейского народа (германские евреи, русские евреи, американские евреи….), впитавшие в себя культуры других народов, а ствол — вышеназванный стержень. Неудивительно, что плодами такого дерева являются глобальные системные продукты в виде: мировой финансовой системы; системы управления мировой экономикой; идеологии открытого общества и общечеловеческих ценностей. Внедрение данных глобальных продуктов происходит в альянсе с Западной христианской цивилизацией, которой отведена роль исполнителя, для краткости, далее этот альянс будет именоваться Западом. Значительный вклад в интеллектуальное развитие Мировой цивилизации внесли открытия фундаментальной науки, сделанные учёными евреями. Данные достижения стали результатом культивируемой в народе склонности к умственному труду, и принадлежность к типу нацменьшинств, для которого отечество это весь Мир, потому они не обременяют себя заботами о государственном обустройстве. Характерная черта мировоззрения — склонность к роли дирижёра окружающими народами, государствами, а в конечном итоге всем Миром, обоснованная верой в свою миссию Богом избранного народа и интеллектуальное превосходство.

Ареал преимущественного распространения: Израиль, рассеяние в Христианском мире.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ имеет тот же духовный источник, что и Западно — Христианская, однако понимание сущности этого источника у них различное, отсюда и мировоззрения сформировались различные. Развитие данной цивилизации всегда зависело от состояния дел в системообразующих государствах — Византии, а затем в России, которые исполняли роль охранителя духовных ценностей христианства и балансира в столкновениях между Западом, Востоком и Югом. Самое весомое достижение — русская литература, которую ценит весь просвещённый мир. Отличительной чертой характера является широчайший диапазон душевного восприятия мира — от, беспредельной любви и простодушия, до, безрассудной ненависти, что отражается в головокружительных рывках в развитии, победах над более сильным врагом и длительных периодах застоя.

ОБОБЩАЮЩИЙ ВЗГЛЯД на мировоззренческую картину мира позволяет увидеть её органичную целостность, основанную на принципе взаимной дополняемости всех шести её частей. Цивилизация, которая найдёт механизмы, взаимно выгодного, межцивилизационного обмена достижениями, при сохранении своего мировоззренческого своеобразия, обретёт искомую модель устойчивого развития. Иудейская цивилизация уже создала прообраз такой модели, однако она не отличается устойчивостью, так как не соответствует принципам открытости и взаимной выгоды. Теперь, с высоты обзора Мировой цивилизации нам легче будет разобраться, кем был советский народ, из которого мы (граждане России) выделились. Пожалуй, это будет самая трудная задача настоящего исследования, так как слишком мало исторического времени прошло со дня кончины этого народа.

Конец первой части.

05.08.2005

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=11 372


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru