Русская линия
Отрок.uaИгумен Валериан (Головченко)05.08.2005 

Записки на полях души к N1 (12)
Пару слов новоначальному

Изменять или изменяться?

Все наши беды от гордости. Порой мы переступаем церковный порог, думая, что это мы нашли Бога. А ведь прав о. Андрей Кураев: «Не мы находим Бога, это Он находит нас!»

— Я вот недавно в церковь хожу. Но вижу, так сказать, «свежим глазом», что многое здесь надо менять!

— Почти согласен с Вами, — ответил батюшка, — но изменить следует лишь одно. Нужно двери в храмах сделать очень низкими. Чтобы всякий вошедший в церковь сперва поклонился, а затем уж смотрел, что да как переиначивать.

* * *

По подходу к вопросу о понятности богослужения народ делится на «консерваторов» и «реформаторов». Мы умышленно оставим в сторонке тех, кому это вообще безразлично — тех, кто ходит лишь набрать святой воды и освятить колбасу.

Но как поступить тому, для кого посещение храма — не пустая формальность? Выход есть. Маленькая книжечка «Всенощное Бдение и Литургия» — серьезное подспорье для понимания службы. Во всяком случае, неизменяемых текстов суточного круга. То, что не воспринял на слух, с успехом восполняется чтением. Можно задержать ненадолго внимание, поразмыслить над услышанным, «проникнуться». Максимум за полгода среднестатистического посещения служб человек уже может даже часы читать. Хотя бы гражданским шрифтом. Но самое главное: прихожанин ощущает себя не зрителем, а соучастником храмового действа. Он уже знает, что за чем поют и предвкушает события службы. Но…

Стоит как-то в храме новоначальный. Следит по книжечке за литургией. Тут «бабка-черный ворон» — хвать его за книжку:

— Дома надо к причастию готовиться! А тут не читальня! Молиться надо!

— А я за службой слежу.

— Дома надо за службой следить! А тут батюшка за всем следит!

Вот тебе и ответ… Я почему-то предполагал, что батюшка тоже молится, а не «следит за всем». Ну да Бог с ней, с бабкой…

Думается, есть смысл проявить «инициативу снизу»: поговорить с настоятелем храма и завести на видном месте пачку таких книжек. Каждый может взять попользоваться, а после службы положить на место. Более опытные с готовностью подскажут опоздавшему «где мы сейчас». Да, со временем книжки растреплются и зачитаются. Но стоят они недорого — собрать средства на их обновление легко.

Струны духовные

Струна издает чистый и верный звук, лишь будучи правильно натянутой. От небрежного стояния в храме вместо молитвы выходит лишь «дребезжание». Перетяни струну — и звук фальшивый, и порвется скоро. «Перетянутость» души — свидетельство духовного прельщения.

Настрой себя на молитву — и твоя душа воспоет Богу в хоре молящихся голосов.

* * *

Чем лучше знаешь церковную службу, тем меньше обращаешь внимания на внешнее, тем глубже воспринимаешь внутреннее. Внешнее — лишь сверкание благолепия. Внутреннее — это его Источник. Внутреннее невыразимо словами, это прикосновение Бога к человеческому сердцу.

«Новости благочиния»

Поговаривают, что скоро в наших храмах введут две новые церковные должности: «отбиратор» и «растоптатор». Первые будут отбирать пищащие во время службы мобилки, а вторые…

Перед входом в храм — выключи мобилку!

Покаяние

Когда Господь касается сердца, человек вдруг понимает, что Православие — это не только стояние со свечкой на Пасху. Что быть православным немыслимо без регулярной Исповеди и Причастия. О том, когда и куда сходить на исповедь, вам подскажут. Но о чем вы расскажите священнику и как именно вы это сделаете?

Десятилетний отрок пришел на исповедь. Достал исписанную детским почерком бумажку и стал «каяться» в грехах, явно переписанных под руководством мамы из толстой церковной книжки. Часто даже не понимая смысл произносимых слов.

— Ну, это ты из книжки переписал, — прервал его батюшка, — а в чем тебе действительно стыдно? Что мешает тебе уснуть? О чем неприятно даже вспоминать?

— Я… Ну, я… Я девочке из нашего класса в портфель воды налил. А еще, когда один мальчик во дворе попросил у меня машинку поиграть, сказал что его родители — нищие. Он расплакался и ушел. А еще я голубя из рогатки убил. Просто так убил. Мальчишки смеялись — и я вместе с ними. Хотя мне ведь жалко голубя было.

— Бог тебя простит, — тихо сказал батюшка, — ты уже знаешь, что поступал подло. У одноклассницы попроси прощения. У мальчика во дворе — тоже. И постарайся подарить ему от чистого сердца хорошую игрушку. Тварей живых тоже миловать надо и защищать от злодейства. Ну, все у тебя? Или еще что?

— Все… Нет! Еще со мной, у меня… - слезы потоком полились из детских глаз, — моя бабушка! Она весной умерла. Она любила меня. И я ее тоже. Но когда она сердилась на меня, я ей в спину дули и палец показывал! Я ведь уже даже прощения попросить не могу…

— У нее не можешь — но можешь у Бога. Я думаю, милостью Божией она тебя уже простила, и молится о своем любимом внучке перед Богом. А ты молись о упокоении своей бабушки, хоть коротко, но каждый день. Бог тебя простит.

Божии Заповеди и мы

Десять Заповедей знают все — исполняют не все.

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2…3).

В погоне за «продвинутостью религиозных воззрений» многие сегодня пытаются соединить несоединимое. Оккультная литература и нехристианская мистика порождает полную «кашу» в головах новоначальных. Тут тебе и Иисусова молитва, и Агни-йога, и Будда с Кришной в одной упаковке. Тут и советы почаще собороваться — «для прочищения чакр»! Незнание своей веры и горделивое стремление познать чужие верования порождает полное смятение души. И, как результат этой путаницы, — вместо «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя…»:

— Ну, я не то, чтобы в Бога верю. Просто верю в то, что там, сверху, кто-то есть и все про всех знает.

— Судя по Вашему описанию, Вы веруете в тетю Клаву с 10-го этажа, — заметил батюшка.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20, 4…5).

Сегодня вряд ли кто-то станет вытесывать из камня истукана. Но талисманы и амулеты продаются в каждом ларьке. Однако и без них превратиться в идолопоклонника совсем не сложно. Кумиротворение — всенародное развлечение обывателей. «Культовая книга, культовый фильм, культовая группа», — слышится со всех сторон. Современная масс-культура уже породила тысячи «культов» и «культиков». Подросток с орлиным зрением вдруг начинает носить «гаррипоттеровские» очки. Девушка искренне недоумевает, почему в овощном магазине не понимают простых эльфийских слов. А кто-то и рассердиться может, если услышит от вас, что в песнях Rammstein’а нет ответов на все жизненные вопросы.

Когда же очарование сменяется разочарованием, идолы рушатся. Но, разрушаясь, ранят осколками стоящих у их подножий фанатов. А посему, «к хитам сезону относитесь спокойнeе!»

И в завершение. Если все свободное время вы бегаете по болотам в поисках «великого учителя джедаев» — немедленно прекратите смотреть «Звездные Войны»!

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7).

Многие, едва переступив церковный порог, на каждом шагу говорят: «Господи, Господи!» Не ради молитвы ко Всевышнему — просто так, ради присказки, «для связки слов в предложении». А ведь Имя Господа — крепкая башня (Пр. 18, 10) — вот и не прибегайте к нему без дела. Иначе — куча велеречивых слов — и не одного искреннего.

Или вот так:

— Батюшка! Простите-благословите!

— А за что простить? Вы мне ничего плохого пока не сделали.

— За все простите, за все грехи…

— С грехами — на исповедь. А благословить на что?

— Ну, благословите ехать к двоюродной сестре кума в Запорожье, продавать дом.

— Милейшая! Какой кум, какой дом, какое Запорожье? Я ведь Вас впервые в жизни вижу…

Нужно хорошо помнить слова Спасителя: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Лучше быть, чем казаться.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 8…10).

Непосещение храма сегодня часто оправдывают нехваткой времени. Мол, «надо деньги зарабатывать». Но ведь всех денег не заработаешь! А может, оттого не хватает их постоянно, что в храме редко бываешь?

Почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20, 12).

«Достали предки!!!», — заявляем мы, отстаивая свое право на трехдневный загул с друзьями. И напрочь забываем о «достаче», когда, выстиранные и наглаженные, выходим из дому. К родительскому житейскому опыту мы обращаемся лишь тогда, когда родителям предстоит срочно решать наши проблемы. Проблемы, возникшие от нашей собственной глупости и беспечности.

Не убивай (Исх. 20, 13).

«А я никого не убил!», — спокойно заявят многие. Неужели? По предварительному сговору, без малейшего колебания сотни пар в Украине ежедневно «избавляются от незапланированных детей»!

Но и без этого узаконенного детоубийства убийц среди нас хватает. Сколько раз желали мы ближнему: «Чтоб ты сдох»! Сколько раз чесались руки разбить чью-то голову. Разве Бога боялись мы? Мы боялись милиционера! А не было бы его… Но для живущего без страха Божия и милиционер вскоре перестает быть преградой. С каждым годом криминальные сводки все чаще заполняются сообщениями о бессмысленных, не мотивированных ничем убийствах.

Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14).

О том, что супружеские измены и блуд являются грехом, известно всем. Однако сожительство будущих супругов до брака сегодня становится печальным фактом. А потом еще удивляются, отчего болеют их дети.

Церковь называет это «бракообкрадыванием». У многих «нормой» стало знакомиться в постели, а о венчании вспоминать, лишь когда блудить надоест. Оттого и получилось, что современные браки не крепче весенних «собачьих свадеб».

Когда мир потрясают сексуальные революции, православные пополняют ряды контрреволюционеров.

Не кради (Исх. 20, 15).

Если мы не лазим по форточкам и не громим сейфы, это еще не значит, что мы «чисты на руку». Мы редко посягаем на чужое, но, не задумываясь, кладем в карман «не свое». Мы «забываем» платить за проезд, глупо оправдывая себя, мол, «другие воруют больше». Всякий, посягающий на чужое, мнит себя «благородным Робин Гудом», на поверку оказываясь банальным жуликом. Обворованным не хочет быть никто, но украсть стараются многие. А потом еще возмущаются: «Все разворовали!» Если не хочешь, чтобы к тебе залезли воры, приучи себя хотя бы платить в автобусе. Ибо как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 12).

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16).

Здесь речь идет не только о даче ложных показаний в суде. Чтобы нарушить эту заповедь, достаточно периодически «перемывать кости» окружающим. Не зная ни причин, ни обстоятельств, мы спешим поделиться с друзьями своими домыслами о нечестии ближних и дальних. Львиная доля нашей ежедневной болтовни — рассказы об окружающих нас «негодяях». Так и живем — сидя всем скопом в выгребной яме и швыряя во все стороны своими и чужими нечистотами. Может, стоит из этой ямы выбираться?

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17).

— Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? — спросил Остап, — Только подсчитайте все.

— Сто рублей, — ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.

К великому сожалению, многие люди не могут, подобно Шуре, ответить на этот простой вопрос. И оттого продолжают несытым оком обозревать окрестности, источая волны зависти.

— Вот если бы мне такой Лексус!

— Ну и что бы ты с ним делал? Думал бы, где ставить, как охранять, чем заправлять, где ремонтировать?

Наши желания могут быть безграничными. Ограничить их можем лишь мы сами. Стоит всегда помнить о том, что Бог, по милости Своей, подает человеку не желаемое, а благопотребное. То есть то, что будет благом для его души. Определи то «необходимое и достаточное», что нужно тебе, и научись довольствоваться им.

Даже в житейской практике присутствует эта мудрость. «Система должна быть адекватна пользователю», — считают бывалые компьютерщики. И вправду, нужен ли тебе самый быстрый процессор лишь для того, чтобы часами раскладывать пасьянсы и гоняться за чудовищами в виртуальном мире?

Но, если будет душа твоя чиста, Бог непременно подаст все необходимое, чтобы ты служил Господу и ближнему своему во благо. Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 31…32).

http://otrok.n-t.org/pb/zp/0501.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru