Православие.Ru | Юрий Крестников | 05.08.2005 |
РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ
мужской МОНАСТЫРЬ
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Георгиевская башня |
Прп. Пафнутий родился в с. Кудиново, в 4,5 км от Боровска в семье благочестивых родителей и при крещении наречен Парфением. Согласно преданию, дедом святого был татарский чиновник-баскак, принявший Православие. Достигнув 20 лет, Парфений поступил в Боровский Высоко-Покровский монастырь[1], где и принял постриг с именем Пафнутий.
Видя сердечное желание Пафнутия, настоятель отдал его в послушание старцу Никите[2], который был учеником прп. Сергия Радонежского и 19 лет управлял Серпуховским Высоцким монастырем (см. Вып. N1, с. 28−31), став в 1396 г. преемником прп. Афанасия Младшего.
Когда через 20 лет прп. Пафнутий возрос «до меры учительного мужа» высокой духовной жизни, св. митрополит Фотий рукоположил его во игумена обители.
В 1444 г. прп. по внушению Божьему оставил Покровский монастырь и поселился в 3 км от него, в пустынном месте при впадении р. Истерьмы в Протву. Вскоре здесь также возникла обитель и повелением св. митр. Ионы выстроена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы.
Аскеза прп. Пафнутия не отличалась чрезвычайной суровостью, но он был строг в соблюдении устава, церковного правила и благочиния. Блюститель канонов, он не желал признавать митр. Иону, избранного без утверждения Константинопольского Патриарха, за что подвергался строгому наказанию. Прп. суров к мирянам, перед смертью отказывается принимать и письма и дары князей и бояр. Но он внушает им такое уважение, что дары щедро текут в его обитель. Брат Ивана III, Серпуховской князь Юрий Васильевич, живший безбрачной и чистой жизнью, говорил: «Как пойду на исповедь к отцу Пафнутию, ноги у меня подгибаются». Почитание его в великокняжеском доме сделало прп. как бы фамильным святым московских князей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. и сам называл его имя в ряду величайших московских святых — Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.
Восемнадцать лет проходил у прп. Пафнутия школу иноческого воспитания будущий великий деятель Русской Православной Церкви — прп. Иосиф Волоцкий, который возглавил обитель после преставления святого в 1477 г. Пострижениками прп. Пафнутия были: брат прп. Иосифа Вассиан Санин, позднее автор жития прп. Пафнутия и архиепископ Ростовский; прп. Давид — основатель Вознесенской Давидовой пустыни (см. Вып.1, с.23−27); прп. Даниил — основатель Троицкого монастыря в Переславле-Залесском и крестный отец Ивана Грозного.
Прп. Пафнутий был сторонником объединения удельных княжеств под властью Москвы. Поэтому он пользовался поддержкой Великого князя; уже в 1467 г. в обители возвели каменный собор во имя Рождества Богородицы, расписать который пригласили крупнейших иконописцев того времени — Митрофания и его ученика Дионисия. Именно Дионисию было адресовано знаменитое «Послание иконописцу» прп. Иосифа Волоцкого. Великий художник и мыслитель оказал сильное влияние на процесс формирования в монастыре особой художественно — ремесленной традиции. Среди тех, кто глубоко воспринял ее, был свт. Макарий, также постриженик Пафнутьева монастыря, позднее глава Русской Православной Церкви (в 1542—1563 гг.).
В XVI веке Пафнутьев монастырь становится одним из славнейших и богатейших в России. Именно здесь летом 1513 г. останавливались основные силы русского войска во главе с Василием III перед походом на Смоленск. Уже во 2-ой половине XVI в. монастырь, занимавший стратегически выгодное положение на юго-западных подступах к Москве, получил каменные стены и башни. Сильно пострадавшие в годы Смуты, они будут восстановлены в XVII в. Трофимом Шарутиным, потомственным каменщиком из Кашина.
В 1511 г. была сооружена величественная Трапезная палата с теплым храмом во имя Рождества Христова, а в конце столетия перестроили Соборный храм — один из самых совершенных на то время. В архитектуре этого четырехстолпного, пятиглавого храма заметно влияние Архангельского собора Московского Кремля. В 1644 г. он был расписан фресками. В 1651 г. на средства царицы Ирины Михайловны был построен северный придел во имя св. вмц. Ирины. Архитектурная композиция самого собора нарушена в XIX в. пристройкой притвора и переделкой куполов.
Подошедший к Боровску в июле 1610 г. «тушинский вор» (Лжедмитрий II) не смог взять монастырь-крепость до тех пор, пока двое изменников-воевод не открыли ворота. Неравная битва продолжалась в обители. Многотысячное войско, вся братия и укрывшиеся в монастыре окрестные жители погибли. Возглавлявший оборону кн. Михаил Волконский был убит в бою в соборном храме. Погибли настоятель монастыря архим. Никон и находившийся здесь на покое защитник Троице-Сергиева монастыря архим. Иоасаф. Все богатства были расхищены, а документы и жалованные грамоты сгорели в пожаре. В память об этой обороне и подвиге кн. Волконского в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке.
В XVII в. монастырь был не только восстановлен после разорения, но и пережил период расцвета. К этому времени сформировался его архитектурный ансамбль, почти полностью дошедший до нашего времени. В 1666−67 гг. в монастырской тюрьме содержался печально знаменитый протопоп Аввакум. Отсюда он был сослан в Пустозерский острог. Осенью 1674 г. сюда же по Указу Государя были привезены упорствующие в расколе «духовные чада» неистового протопопа боярыня Ф. Морозова, ее сестра Е. Урусова и жена стрелецкого полковника М. Данилова. Несчастные жертвы раскольничьей пропаганды скончались здесь голодной смертью осенью 1675 г.
В XVII—XIX вв. монастырь славился редкими иконами, фресками, богатыми ризницей и библиотекой. В 1744 г. к обители были приписаны 11 тыс. крестьян. Посетители монастыря в XIX в. отмечают его ухоженность, тишину, особенное спокойствие и умиротворенность. Нам не известны имена выдающихся подвижников тех времен, но, судя по духу монастыря, его налаженному и спокойному быту, жизнь братии протекала тихо и размеренно, в неспешных монастырских службах и трудах на послушаниях. Процветанию монастыря не помешало даже троекратное посещение его наполеоновской армией в 1812 г. Тогда, как и в 1610 г. монастырь был полностью разграблен, а библиотека сгорела. Но главное разорение было еще впереди.
В 1923 г. обитель была закрыта. На ее территории разместили музей, а затем вселили исправительно-трудовую колонию, которую сменила школа механизации сельского хозяйства. Учебный корпус школы был возведен в 1933−35 гг. на месте снесенного монастырского некрополя. В ночь на 14 мая 1954 г. (день памяти прп. Пафнутия) центральный купол Рождественского собора рухнул, раздавив стоявшую в храме училищную технику. Так прп. Пафнутий положил начало возрождению обители. В 1960 г. здесь начались реставрационные работы.
В начале 1991 г. с территории монастыря был выведен сельскохозяйственный техникум, а летом сюда пришли первые насельники. Символично, что первым наместником монастыря стал игумен Никон (Худяков) — ученик и духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова)[3] - последнего из братии Боровской обители до ее закрытия. Таким образом, сохранилось духовное преемство. 13 апреля 1991 г. состоялось освящение церкви св. прор. Илии, в которую была перенесена часть мощей прп. Пафнутия, — она сохранялась в Псково-Печерском монастыре и была перевезена оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом.
С лета 1994 г. начались торжественные и праздничные (с1995 г. — утренние и вечерние) богослужения в соборе Рождества Богородицы. В нем построен трехъярусный иконостас, устроен придел в честь прп. Пафнутия, 14 сентября 1996 г. подняты колокола на колокольню. В октябре 1996 г. отслужен водосвятный молебен в храме св. вмц. Ирины.
Управляет монастырем игумен Серафим (Савостьянов). В 2000 г. в обители подвизались 23 насельника.
Храмы:
Соборный — во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1467, 80 гг. XVI в.), сев. придел — св. вмц. Ирины (1651 г.); притвор — XIX в. с приделом во имя прп. Пафнутия Боровского (90-ые гг. XX в.)
во имя Рождества Христова, при Трапезной палате (XVI в.)
во имя св. пророка Илии, больничный (1670 г.)
во имя св. Митрофана, Патриарха Цареградского, в верхнем этаже при настоятельских кельях (возобновлен в 1760 г.; освящен после нашествия Наполеона в 1819 г.; после возвращения монастыря Русской Православной Церкви освящен 27 июля 1992 г., приэтом устроен новый четырехъярусный иконостас)
во имя Всех Святых (1837 г.; в 30-х гг. XX в. на его месте выстроили школьное здание)
Святыни:
часть св. мощей прп. Пафнутия Боровского
древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы в храме св. Митрофана
Источник: Прп. Пафнутия — рядом с монастырем. Купальня.
Подворья:
в Калуге — ц. Преображения Спасителя, т.н. Спас за Верхом
в Москве — Ипатьевский пер., 12 (не действует)
Адрес: 249 002, Калужская обл. Боровский р-н, с. Роща.
Телефон (8 238) 4−37−39; 4−47−62
Проезд: До ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км). Далее автобусом до ост. с. Роща (15 км) Киевское, Боровское шоссе.
Город БОРОВСК
Боровск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы |
В городском соборном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилась древняя святыня — чудотворный образ свт. Николая. Согласно преданию, резной образ был выполнен в XIV в. мастерами из калужского города Перемышля. Ранее находился в деревянном Никольском храме; когда в 1812 г. храм сгорел, чтимый образ перенесли в Никольский придел Благовещенского собора.
В 1544 г. повелением царя Иоанна Грозного, на юго-вост. окраине г. Боровска, на посаде был основан Христорождественский муж. монастырь (с 1651 г. — женский). В 1610 г. при нашествии Лжедмитрия II обитель была сжжена, но затем восстановлена. В 1764 г. ее упразднили, а в 1834 г. на этом месте выстроили новую ц. Рождества Христова. В 1930-е гг. храм был взорван, после войны на его месте построили среднюю школу N 2.
С 1633 по 1761 гг. в городе известен мужской монастырь Пресвятой Богородицы, что на Гноище. В 1826 г. на месте упраздненного монастыря была выстроена каменная ц. Успения Пресвятой Богородицы. Во время хрущевских гонений храм был взорван, сегодня на его месте — кинотеатр «Родина»
БОРОВСКИЙ ВЫСОКО-ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ныне городское кладбище)
Расположен на высоком правом берегу р. Протвы. Впервые упоминается в 1410 г. Около 30 лет здесь подвизался прп. Пафнутий Боровский. Его духовный наставник прп. Никита в 1421 г. ушел на север, где им был основан Костромской Богоявленский монастырь, в котором он и погребен (с 1864 г. Богоявленско-Анастасиинский м-рь стал женским).В 1610 г. обитель была сожжена, в 1618 г. восстановлена и приписана к Пафнутьеву м-рю, а в 1764 г. упразднена. Существующий ныне Покровский храм в с. Высоком (сегодня часть г. Боровска) построен на рубеже XVII—XVIII вв. В XIX в. он был приписан к Крестовоздвиженской церкви Боровска (сохранилась в изуродованном виде). Не действующий. За алтарем находится отреставрированная часовня на могиле родителей прп. Пафнутия.
Проезд: до ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км), далее авт. до г. Боровска (17 км)
Город ВЕРЕЯ
Расположен в Наро-Фоминском районе, в 113 км к ю.-западу от Москвы, на правом берегу р. Протвы. Первое летописное упоминание относится к 1371 г. В 1432−86 гг. центр Верейского княжества. С 1487 г. в составе Московского государства. С 1782 г. — уездный город Московской губернии. Сохранил архитектурный облик, сложившийся в XVIII—XIX вв. В 1812 г. разорен французами. 29 сент. 1812 г. отряд под командованием генерала И.С.Дорохова[4] штурмом освободила город. С нояб. 1941 г. по янв 1942 г. был оккупирован немецко-фашистскими войсками.На территории бывшего кремля, обнесенного земляными валами (т.н. Городище) — собор во имя Рождества Христова (1552 г., перестроен в кон. XVII — нач. XVIII вв.), в подклете которого захоронение И.С.Дорохова; классицистическая колокольня (1802г). По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия один из приделов трапезной части верхнего храма освящен во имя сщмч Илариона Троицкого, который носил титул архиеп. Верейского. В соборе хранится частица его св. мощей[5].
Город Верея. Собор во имя Рождества Христова |
До 1764 г. в городе действовал Спасский-Входо-Иерусалимский муж. монастырь, возникший до 1631 г. В 1725−28 гг. он был приписным к Николаевскому Возмицкому мон-рю. Сохранилась монастырская ц. Входа Господня в Иерусалим, что в Красной слободе (1667−1679 гг).
Бесстолпный кубический объем храма, поставленный на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. В подклете храма в конце XIX в. был освящен престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Гладкий восьмигранный столп примыкающей к храму колокольни украшен муравлеными изразцами и завершен каменным шатром. Частично реставрирован в 1960-е гг.
Город Верея. Ильинская церковь |
Несколько выше Входоиерусалимского м-ря по течению р. Протвы до 1629 г. существовал Воскресенский монастырь. С сев. стороны земли, принадлежавшии обители, граничили с деревнями Рождествено и Годуново, которые сохранились.
Проезд:
До ст. Дорохово Белорусской ж/д (87 км), далее авт. (27 км).
От Москвы авт. (автостанция у м. Тушинская, т.490−24−24) до Вереи (114 км). Минское шоссе.
СЕРГИЕВО — ДУБРОВСКИЙ женский МОНАСТЫРЬ
Находился в лесу, близ с. Дуброво, в 12 км от г. Вереи Московской губернии. Образован Указом Св. Синода от 10−12 сентября 1914 г. на основе Сергиево — Дубровской женской общины, в связи с чем, 4 окт. в новооткрытый монастырь прибыл благочинный монастырей Московской епархии архим. Валентин. Он отслужил в обители малую вечерню, за которой облек в рясофор 6 послушниц монастыря, и Всенощное бдение.Село Дуброво. Димитриевская церковь |
Духовником обители со дня своего посвящения в сан (5 сент. 1926 г.) и до кончины (2 марта 1929 г.) стал известный церковный историк о. Сергий Мансуров.
После 1917 г. Сергиево — Дубровский монастырь прожил еще 12 лет под видом сельскохозяйственной артели. В 1929 г. он был закрыт. Ныне от него сохранились лишь следы фундаментов.
Адрес: Московская обл., Наро — Фоминский р-н, с. Дуброво.
Проезд: От г. Вереи авт. до с. Вышгород — 16 км, далее пешком — 2 км.
Город МОЖАЙСК
Можайск. Никольский Собор. Фотография С. М. Прокудина-Горского |
В 1608−14 гг. был занят войсками Лжедмитрия II, а в 1617−18 гг. осаждался войсками польского королевича Владислава. В 1620-е гг. воевода Д.М.Пожарский построил новую крепость вокруг города. С 1708 г. — уездный город Московской губ. 18 окт. 1941 г. оккупирован немецко-фашистскими войсками и разрушен; освобожден 20 янв. 1942 г.
Уже к XVI в. город известен как один из крупных духовных центров России. Сохранились сведения о многочисленных монастырях Можайска:
Якиманский (Иоакимоаннский), муж. Стоял к сев. от крепости. Собор свв. Богоотец Иоакима и Анны был возведен в 90-е гг. XIV в. и в перестроенном виде сохранился до наших дней. В XVI в. имел приделы Воскресения Христова и свт. Леонтия Ростовского, а ныне — придел Ахтырской иконы Божией Матери. В монастыре была шатровая деревянная ц. Трех Святителей, две кельи игуменских, шесть келий братских. В конце 1675 г. обитель была приписана к Лужецкому м-рю, а затем упразднена; церковь стала приходской. Современный адрес: ул. Крупской, 6.
Благовещенский на Посаде, жен. Стоял западнее крепости, справа от дороги в с. Марфин Брод. В 1597 г. имел собор Благовещения, келью игуменьи, 9 келий стариц и 3 кельи нищих, «питавшихся от церкви Божией». В 1720 г. упоминается как «бывший». Ныне здесь пахотное поле.
Борисоглебский, муж. Стоял с левой стороны Большой Московской улицы (дороги на Москву). Имел холодный собор свв. Бориса и Глеба и теплый храм свт. Иоанна Златоуста. В 1660 г. еще существовал, но к 1724 г. закрыт. Современный адрес: ул. Пионерская, 5−9
Петровский, жен. Стоял к ю.-зап. от кремлевской горы, на Петровской горе, при впадении безымянного ручья в речку Петровку, слева от дороги на Вязьму. Имел шатровый собор свт. Петра, митр. Московского и теплую ц. Покрова Пресвятой Богородицы (клетского типа), келью игуменьи и 16 келий стариц. Ныне на месте обители городское кладбище.
Петропавловский, муж. Стоял сев.-западнее крепости, за р. Можайкой и лугами. Имел собор свв. Апп. Петра и Павла (клетского типа). Ныне здесь пахотное поле.
Сретенский, муж. Стоял на восточной окраине города, на холме близ Московской дороги. Имел собор Сретения Господня (деревянный, шатровый) и ц. св. Екатерины с приделом св. архид. Стефана (клетского типа). Ныне здесь городская больница.
Троицкий, муж. Стоял восточнее крепости посреди посада, на Троицкой улице. Имел собор Пресвятой Троицы (дерев., клетского типа) и ц. Усекновения Главы Иоанна Предтечи (клецкого типа), келью игумена, 2 кельи братии и 8 келий нищих. Упразднен между 1672 и 1685 гг., собор м-ря стал приходской церковью. В сер. XIX в. выстроен новый, каменный храм, разобранный в 1941 г. на месте древнего монастырского кладбища выстроен дворец культуры.
Успенский-Богородицкий, жен. Стоял в 250 метрах юго-западнее крепости, венчал собой Богородицкую гору между речками Можайкой и Петровкой. Имел собор Успения Божией Матери (дерев., шатровый). Обитель запустела после морового поветрия 1570−71 гг., а храм стал приходским. Ныне здесь городское кладбище (занимающее и место Петровского м-ря)
Алексеевский, муж. Стоял сев.-восточнее города, на берегу Москвы реки при впадении в нее Чернцовского ручья. Имел собор свт. Алексия, митр. Моск. (дерев., клетского типа). После Смуты здесь была приходская церковь. Ныне монастырский холм срыт под песчаный карьер.
Васильевский, муж. Стоял на сев.-вост. окраине посада, на высоком холме близ устья р. Можайки. Имел собор свт. Василия Великого (дерев., шатровый). Обитель исчезла после моровых поветрий кон. XVI в. Ныне здесь мототрек местных «рокеров».
Воскресенский, муж.(?). Местоположение точно не известно. Возможно, стоял на Воскресенской горе, над дорогой в Вязьму, напротив Петровского м-ря. Имел собор Воскресения Христова, исчез после мора 1571 г.
Настасьинский, жен. Стоял на сев.-вост. окраине посада на высоком восточном берегу Псаревского ручья, при впадении его в р. Можайку. Имел собор св. Анастасии Узорешительницы (дерев., шатровый). С конца XVI в. собор стал приходским. Ныне здесь огороды.
Мироносицкий, жен. Стоял севернее крепости, напротив Иоакимоаннского м-ря, через р. Можайку. Обитель запустела после мора 1571 г. Соборный храм пострадал в Смутное время, но окончательно исчез только в сер. XVII в. Ныне здесь дворы местных жителей (ул. Стрелецкая, 19−21)
Мокро-Никольский, муж. Стоял к югу от крепости, на сев. берегу Никольского ручья, впадающего в Можайку. Собор свт. Николая Чудотворца («Николы-Мокрого») — дерев., клетского типа, — после мора 1571 г. стал приходским храмом. Ныне здесь дворы местных жителей (ул. Герцена, 10−12)
Пятницкий, жен. (?). стоял к югу от крепости, близ дороги в Верею. В XVII в. обращен в приходскую ц. Собор св. Параскевы Пятницы до Смуты был шатровым, затем была выстроена приходская ц. клетского типа. Второй храм — Вознесения Господня — был также клетский, в XIX в. его возвели в камне, а в 1941 г. уничтожили. Современный адрес: ул. Карасева, 19−21.
Иоанно-Богословский, муж. Находился за пределами городского посада, «на Псарне». Возник не позднее 1569 г. В 1672 г. здесь была ц. св. Георгия — бывшая монастырская.
Проезд: до ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км). Далее авт. 2 км. Минское ш.
МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ЦАРЕВО-БОРИСОВОМ Городке (Не Сохранился)
Борисов городок. Церковь Обновления Храма Воскресения Христова |
В 1598 г. Борис Годунов выстроил здесь каменную крепость, украшением которой стал каменный шатровый храм в имя свв. Бориса и Глеба, созданный по образу и подобию Вознесенского храма в Коломенском, но превосходивший его по высоте (74 м). Позднее городок превратился в обычное село. В 1755 г. обветшавший храм разобрали для строительства присутственных мест в Можайске и Верее. Вероятно, монастырь, известный с кон. XVI в. и имевший 15 келий, пострадал от «литовских людей», т.к. в 1629 г. здесь значилось только «место монастырское». Не пережил Смутного Времени и храм св. Иоанна Предтечи. До наших дней в с. Борисово дожила лишь обезображенная ц. Обновления Храма Воскресения Христова[6], впервые она упомянута в 1629 г. как приходская, в 1811 г. на средства прихожан вместо деревянной выстроили каменный храм с приделами Собора Пресвятой Богородицы и свв. Бориса и Глеба, — под последним похоронен благотворитель храма крестьянин Матвей Яковлев. Храм не действует.
Проезд: до ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км). Далее авт. N 35 (на Верею) до ост. с. Борисово (10 км.).
ФЕРАПОНТОВ ЛУЖЕЦКИЙ МОЖАЙСКИЙ
Мужской МОНАСТЫРЬ
Ферапонтов монастырь под Можайском |
Прп. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от свт. Федора, племянника прп. Сергия Радонежского.
Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку. Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства — так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма. В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526−42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV — нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.
В 1681−92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761−68 гг.). Тогда же (1673−92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX—XX вв.
В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.
Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.
В 1961−65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Свят. Патриарх Алексий II.
Ныне рака с мощами великого угодника Божия находится в надвратной Преображенской церкви. Братия монастыря (5 насельников) во главе с настоятелем игум. Борисом неустанно трудится, возрождая древнюю обитель.
Храмы:
соборный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1420, 1526−42 гг.)
во имя прп. Иоанна Лествичника (кон.XVI в., с 1723 — во имя прп. Ферапонта) с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Разобрана в 1960-е гг. Сохранились фундаменты.
во имя Преображения Господня, над святыми вратами (1547 г.)
во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (1-я пол. XVI в., перестроена во 2-й пол. XVIII в.)
Источник: Родник (колодец) прп. Ферапонта. В 100 м. от монастыря.
Подворья: в г. Дмитрове. Адрес: 141 800, Моск.обл., г. Дмитров, ул. Профессиональная 19.
Телефон: (222) 3−28−10
Часовни:
Ферапонтов монастырь под Можайском. Собор Рождества Богородицы |
в Москве, на пл. Калужских ворот (угол Б. Калужской, ныне Ленинский пр-т, 1 и Донской ул, близ Калужской пл.) Издревле принадлежавшая Николо-Перервинскому монастырю она в 1859 г была передана Ферапонтову монастырю. Закрыта в нач.1920 гг. Сломана позднее при сносе стрелки улиц — Донской и Б. Калужской
Адрес: 141 200, Московская обл., г. Можайск, ул. С. Герасимова, 1
Телефон: (238) 4−06−73
Проезд: до ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км), далее авт. до ост. Река Москва (3 км) Минское шоссе
[2] См. там же
[3] Прп. Амвросий Балабановский (1 января 1882 г.-15 октября 1978 г.) проживал в Пафнутьево-Боровском монастыре с 1904 г. по 1923 г. Преемник по имени и духу прп. Амвросия Оптинского. Считается последним Оптинским и Боровским старцем. Был репрессирован. После освобождения служил до самой кончины. Похоронен на месте своего многолетнего служения у храма с. Спас — Прогнань, недалеко от г. Балабаново. (см. очерк о с. Спас-Прогнань)
[4] И.С.Дорохов (1762−1815гг) — герой Отечественной войны 1812 г, командир Изюмского гусарского полка. В Бородинской битве командовал резервным кавалерийским отрядом, защищавшим Багратионовы флеши. За отличие произведен в генерал-лейтенанты. В сражении при Малоярославце был тяжело ранен. Предвидя свою кончину, Иван Семенович писал жителям Вереи: «Если вы слыхали о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врагов отечества вашего, то я прошу вас за то воздаяние, почтенные граждане, дать мне три аршина земли для вечного моего упокоения при той церкви, где я приступом взял укрепление неприятеля, истребив его наголову. Дети мои вам будут за то благодарны.» Жители Вереи 5 верст несли гроб героя до Рождественского собора, где и упокоились его честные останки.
[5] Мощи свт. Илариона ныне почивают в соборном храме московского Сретенского монастыря
[6] В Заруцкой слободе