Новые Известия | Михаил Поздняев | 04.08.2005 |
Сенсационными назвать результаты июльского опроса Центра Левады можно, лишь понятия не имея о прежних. Есть, разумеется, различия с тем, что сообщали о степени нашей богобоязненности в прошлые годы и ВЦИОМ, и ФОМ, и тот же Левада, но различия эти колеблются в пределах 1−2%. Как раз настолько по сравнению с исследованием АЦЛ 2004 года возросло число тех, кто посещает церковные службы один или несколько раз в год. Московской патриархии радоваться бы, видя плоды своих трудов. Но многим из тех, кто определяет ее политику, хочется, чтобы «православизация» вчерашнего СССР осуществилась хрущевскими темпами.
По данным АЦЛ, среди респондентов, относящих себя к одному из христианских вероисповеданий, равно как и позиционирующих себя атеистами, 80% крещены. Но ходят в храм каждую неделю лишь 3%, ежемесячно — 4%, несколько раз в году — 21%, а 55% никогда не посещают церковные службы. Три четверти не ходят к причастию. Делают это более-менее регулярно лишь 3%.
Именно эти показатели вызвали на вчерашней пресс-конференции (тема которой была заявлена как «Церковь и межнациональные отношения») горячую отповедь. Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин указал на различные методологии соцопросов: «Можно составить вопросы таким образом, что будет 2%, а можно — что 98%, потому что от формулировки вариантов ответа зависит очень многое». Что же касается общей численности православных в стране, протоиерей Чаплин отделался замечанием: «Встретить некрещеного человека становится все сложнее. Церковь — это не только люди в рясах, это все православные крещеные христиане». С первой частью утверждения не поспоришь, со второй хочется. Ведь по канонам самой Церкви не крещение, а сознательная христианская жизнь после него, проводимая, в том числе, в молитве, участии в богослужении и частом причащении, делает человека членом Церкви. Крещеный и православный — не синонимы. Первое — лишь условие для второго. Отец Всеволод это знает, но ведь разговор не о спасении души в христовой вере, а о доверии социологам.
Гораздо решительнее высказался Роман Силантьев, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России (организации, настойчиво уделяющей РПЦ роль «первой среди равных»): «Делать выводы на основе того, сколько человек ходит в церковь, довольно странно… Можно с таким же успехом спросить коммуниста, читал ли он сочинения Ленина, или спросить русскоязычного человека, может ли он написать диктант на пятерку… Православный человек или нет, выясняется после смерти, а не при жизни, и выясняется Церковью». Следует, очевидно, так понимать г-на Силантьева, что наша страна сплошь состоит из «разбойников благоразумных», вроде того, что уверовал в Иисуса, будучи вместе с ним распят на Голгофе.
Шутки шутками, но и результаты опроса АЦЛ, и комментарии к ним представителей РПЦ доказывают, что самоидентификация россиян — процесс незавершенный. Отсюда и разброс в цифири. Выводы социологов верующим неприятны (в частности, то, что в стране 30% - атеисты), но не более, нежели победные реляции церковного агитпропа, будто бы число православных в России зашкаливает аж за 80%. Протоиерей Владимир Вигилянский, пресс-секретарь патриарха, убежден, что надо искать золотую середину: «Есть люди, которые считают православие элементом своей национальной самоидентификации. А среди них попадаются и такие, которые причисляют себя к атеистам. Например, в середине 90-х Лукашенко назвал себя „православным атеистом“. Можно сколько угодно иронизировать по этому поводу, но на самом деле данные, основанные на более-менее корректных опросах (в России устоялась цифра 52−55%), должны стать определяющими в решениях законодательной и исполнительной власти».
МУСУЛЬМАНЕ ТАКЖЕ «ЗАВЫШАЮТ ПЛАНКУ»
По оценке главы Совета муфтиев РФ Равиля Гайнутдина, в России сегодня проживают 23 млн. мусульман. Все они «являются коренными жителями нашей страны, которые испокон веков жили тут, а не мигрантами и иммигрантами», — отметил муфтий. Шейх Гайнутдин заявил также, что «количество исповедующих ислам в России постоянно растет». Между тем, по усредненным данным опросов, 5% (около 7 млн.) взрослых жителей России называют себя мусульманами. Согласно данным переписи 2002 года, общая численность народов страны, преимущественно исповедующих ислам, составляет 14,5 млн. человек.