Русская линия
Труд Дарья Гусева04.08.2005 

Непьющий вампир
Так ли уж похож средневековый валашский князь дракула на голливудского монстра?

Влад Дракула стал популярнейшим героем мирового кинематографа. Образ князя тьмы, пьющего кровь из жертв, воплощали «звезды» Голливуда. Между тем Дракула — реальный исторический персонаж. Но был ли он вампиром?

— Само понятие «вампир» лишь в XVIII веке пришло в румынскую литературу из западноевропейской, — говорит специалист по балканскому средневековью, профессор Черновицкого университета Богдан БОДНАРЮК. — Дракулу вампиром «сделала» фантазия ирландского романиста XIX века Брэма Стокера.

Впрочем, личность Влада Дракулы интересна и без писательских вымыслов. Представители рода Дракулэшты живы до сих пор, никогда фамильной бледностью и прочими «вампирическими» недугами не страдали. Сам валашский князь Дракула рост имел невысокий, но очень широкие плечи, толстую шею, крупный орлиный нос и пышную шевелюру. Физической силы был необыкновенной. Летописи рассказывают о нем как об искусном наезднике и фехтовальщике: еще в юности Влад выиграл известный Нюрнбергский рыцарский турнир.

Деду Влада — Мирче Старому, господарю Молдавии, в центре Кишинева стоит памятник. Их предки пришли в Румынию из Венгрии в XIII веке, переняв веру и язык своей новой родины. Воспитывался Влад при дворе турецкого султана, как и другие юные отпрыски вассалов. Это делалось для того, чтобы их родители не вздумали своевольничать в своих уделах. И впервые воцарился он на троне Валахии по воле султана, убившего его отца. Отца звали Влад Дракул, по-румынски — «дракон». Ничего таинственного в этом имени нет: Влад-старший вступил в католический орден Дракона в надежде получить поддержку в борьбе против мусульман. Другое же прозвище Влада-младшего «Цепеш» (в переводе с турецкого «Казыклы») означает «Протыкатель». Больше всех пострадали от забав Дракулы именно турки, хотя он и представителей других наций особо не щадил. Сам же наш герой подписывался просто — «Влад, сын Влада».

Жестокими в XV веке были все правители, однако злодеяний своих они не афишировали. Дракула же изощренные казни использовал как средство «воспитания» народа и психологического давления на противников, а то и просто как проявление черного юмора. Первые уроки жестокости он усвоил при дворе султана. У турок Дракула научился и «фирменному» сажанию на кол. Достиг в этом такого совершенства, что кол проходил сквозь тело жертвы, минимальным образом повреждая внутренности. Казненный перед смертью мучился несколько часов.

Не чурался Дракула и других «воспитательных мер». Воров казнил. Иностранцы с изумлением рассказывали о золотом кубке, которым много лет пользовались все желающие попить воды из родника. Воровать действительно панически боялись.

Однажды Дракула обратился с речью к городским нищим: «А хотите вы навсегда избавиться от голода и холода?» Те, конечно, захотели. Их привели в замок, щедро накрыли столы. Едва гости начали трапезу, Дракула велел запереть снаружи все двери и поджечь замок. Нищие действительно больше уже никогда не страдали от голода и холода. Впрочем, по другим версиям, на самом деле они были иноземными соглядатаями. А внешних врагов, как и внутренних, у Влада было немало. Маленькая православная Валахия оставалась достаточно независимым княжеством между могущественными мусульманской Османской империей и католической Венгрией, словно между жерновами.

…Правитель Валахии однажды строго спросил у прибывших к нему турецких послов: почему они не снимают шапки в гостях у православных людей?

— А нам вера не позволяет.

— Вы так любите Аллаха, что готовы страдать за веру?

— Конечно!- ответили турки, не ожидая подвоха со стороны вассала своего владыки. И зря! Дракула велел прибить шапки к головам послов гвоздями.

Этот инцидент не был просто выходкой безумного князька. Влад с самого начала своего правления готовился к борьбе против турок, и момент настал. Он прекратил выплату дани. Потом совершил опустошительный набег на север Османской империи и стал готовиться к отражению ответного. Султан Мурад II направил в Валахию всего несколько тысяч воинов с приказом привезти голову Дракулы в Стамбул. Те сами попали в плен. Их всех в течение одного дня посадили на колья в городе Тирговиште. Аге (командиру) была оказана особая честь: для него Влад заготовил позолоченный кол.

Влад подготовился и ко второму нашествию турок. Расположив мобильные отряды по пути следования османской армии, он нападал в самые неподходящие для врага моменты — на переправах, либо ночью. Итог: 40-тысячная армия уничтожена, а Влад обошелся малыми потерями.

В третий поход султан двинул на Дракулу 250 тысяч воинов: больше, чем население Валахии, включая женщин и детей. У Дракулы была 40-тысячная армия. Влад избегал масштабных столкновений и использовал партизанскую тактику. Лично производил разведку и в основном обходился силами своей гвардии. Переодеваясь в турецкую одежду, Дракула со товарищи налетал ночами на вражеский стан, поджигал шатры, рубил турок. Начиналась паника, турки спросонья убивали своих же, а гвардия Влада исчезала во тьме.

Однажды после особо кровопролитного набега на лагерь отборная турецкая конница бросилась вдогонку за отрядом валашских ночных «оборотней», а вся османская армия двинулась вслед авангарду. Когда рассвело, глазам турецких воинов предстало ужасное зрелище. Семь тысяч их всадников во главе со знатным воеводой Юнус-беем сидели верхом не на конях, а… на колах. В том же боевом построении, в каком преследовали Дракулу. Султан, покоривший множество держав, изрек: «У мужа, способного на такие деяния, невозможно отобрать страну».

И только четвертый поход османов завершился поражением Дракулы. Его предали все: наемники, трансильванцы, клявшиеся в верности. Молдаване не спешили с помощью. Даже родной брат Раду участвовал в походе на Валахию в составе турецкой армии. В итоге обессиленного валашского воеводу венгерский король Матиаш взял в плен и посадил в темницу.

Годы заточения Дракулы подробнее всех описывает русский дипломат Федор Курицын, дьяк великого князя Ивана III. Первый период неволи валашский властитель просидел в темнице, где проявил еще один из своих многочисленных талантов. Тачал сапоги, которые охранник продавал на рынке, и это пополняло скудный рацион знатного пленника.

— И все же русские летописцы доброжелательней рассказывают о Дракуле, чем немецкие и, конечно, турецкие, — говорит профессор Боднарюк, — Валахия и Московия направляли друг другу дипломатические миссии, большей частью состоявшие из православных священников. Ивану III льстило, что валашский князь лично писал ему письма на церковнославянском языке. (Большинство историков почему-то упускает из виду, что Влад был образованнейшим человеком: владел еще турецким, венгерским, латинским, немецким языками.) Дьяк Курицын свидетельствует: Влад долгие годы пребывал в темнице и стойко держался православной веры, хотя Матиаш постоянно уговаривал принять католичество, суля свободу, возвращение трона и руку своей кузины. И потому русский летописец освобождение Дракулы связывает с тем, что он все-таки «приял латинску прелесть» (католичество). Но последние исследования доказали, что Влад не изменил православию. А милость Матиаша объясняется просто: король Венгрии, получая от Римского Папы деньги на войну с неверными, злоупотреблял «нецелевым использованием». Он освободил ярого борца с исламом, чтобы его руками жар загребать.

Погиб Дракула спустя год, 2 января 1477 года, в возрасте 46 лет. Он стал жертвой своего же маскарада: вечером на исходе битвы Влада, переодетого в турецкое платье, окружили собственные воины и пронзили множеством копий.

— Правитель Валахии стал самым популярным персонажем своей эпохи, но унес с собой в могилу много тайн, — говорит заведующий кафедры истории Сучавского университета Штефан ПУРИЧ.- Впрочем, многие сознательно искажают правду о нем. Я уж не говорю о киношниках и писателях. Даже румынские музеи заполнены откровенно «вампирическими» атрибутами на потребу американских и западноевропейских туристов, насмотревшихся фильмов, но не читавших исторических книг. Более того, приезжают всякие сатанисты и прочие сектанты, почитая Дракулу своим «духовным отцом», хотя на самом деле он был истовым православным и строил церкви, монастыри. Экскурсантов в музеях предупреждают, что все показанное и рассказанное здесь, — легенда, но делается это без желания переубедить. Турецкие и немецкие летописцы усугубляют мрачные черты Дракулы, добавляя мистики. Румынские историки, напротив, обеляют, подчеркивая его героические деяния. Действительно, правитель малой страны в одиночку противостоял мусульманской военной экспансии на рубежах христианского мира, и во многом благодаря Владу сохранился румынский народ и его православная вера. При нем в Валахии поднялись торговля, ремесла. Но румыны часто замалчивают злодеяния Влада. Ведь Дракула убивал не только иноземных врагов. Известно, что он у Ивана Грозного был любимым героем и примером для подражания, в частности — при введении опричнины.

http://www.trud.ru/004_Cht/200 508 041 422 101_.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru