Труд | Дарья Гусева | 04.08.2005 |
— Само понятие «вампир» лишь в XVIII веке пришло в румынскую литературу из западноевропейской, — говорит специалист по балканскому средневековью, профессор Черновицкого университета Богдан БОДНАРЮК. — Дракулу вампиром «сделала» фантазия ирландского романиста XIX века Брэма Стокера.
Впрочем, личность Влада Дракулы интересна и без писательских вымыслов. Представители рода Дракулэшты живы до сих пор, никогда фамильной бледностью и прочими «вампирическими» недугами не страдали. Сам валашский князь Дракула рост имел невысокий, но очень широкие плечи, толстую шею, крупный орлиный нос и пышную шевелюру. Физической силы был необыкновенной. Летописи рассказывают о нем как об искусном наезднике и фехтовальщике: еще в юности Влад выиграл известный Нюрнбергский рыцарский турнир.
Деду Влада — Мирче Старому, господарю Молдавии, в центре Кишинева стоит памятник. Их предки пришли в Румынию из Венгрии в XIII веке, переняв веру и язык своей новой родины. Воспитывался Влад при дворе турецкого султана, как и другие юные отпрыски вассалов. Это делалось для того, чтобы их родители не вздумали своевольничать в своих уделах. И впервые воцарился он на троне Валахии по воле султана, убившего его отца. Отца звали Влад Дракул, по-румынски — «дракон». Ничего таинственного в этом имени нет: Влад-старший вступил в католический орден Дракона в надежде получить поддержку в борьбе против мусульман. Другое же прозвище Влада-младшего «Цепеш» (в переводе с турецкого «Казыклы») означает «Протыкатель». Больше всех пострадали от забав Дракулы именно турки, хотя он и представителей других наций особо не щадил. Сам же наш герой подписывался просто — «Влад, сын Влада».
Жестокими в XV веке были все правители, однако злодеяний своих они не афишировали. Дракула же изощренные казни использовал как средство «воспитания» народа и психологического давления на противников, а то и просто как проявление черного юмора. Первые уроки жестокости он усвоил при дворе султана. У турок Дракула научился и «фирменному» сажанию на кол. Достиг в этом такого совершенства, что кол проходил сквозь тело жертвы, минимальным образом повреждая внутренности. Казненный перед смертью мучился несколько часов.
Не чурался Дракула и других «воспитательных мер». Воров казнил. Иностранцы с изумлением рассказывали о золотом кубке, которым много лет пользовались все желающие попить воды из родника. Воровать действительно панически боялись.
Однажды Дракула обратился с речью к городским нищим: «А хотите вы навсегда избавиться от голода и холода?» Те, конечно, захотели. Их привели в замок, щедро накрыли столы. Едва гости начали трапезу, Дракула велел запереть снаружи все двери и поджечь замок. Нищие действительно больше уже никогда не страдали от голода и холода. Впрочем, по другим версиям, на самом деле они были иноземными соглядатаями. А внешних врагов, как и внутренних, у Влада было немало. Маленькая православная Валахия оставалась достаточно независимым княжеством между могущественными мусульманской Османской империей и католической Венгрией, словно между жерновами.
…Правитель Валахии однажды строго спросил у прибывших к нему турецких послов: почему они не снимают шапки в гостях у православных людей?
— А нам вера не позволяет.
— Вы так любите Аллаха, что готовы страдать за веру?
— Конечно!- ответили турки, не ожидая подвоха со стороны вассала своего владыки. И зря! Дракула велел прибить шапки к головам послов гвоздями.
Этот инцидент не был просто выходкой безумного князька. Влад с самого начала своего правления готовился к борьбе против турок, и момент настал. Он прекратил выплату дани. Потом совершил опустошительный набег на север Османской империи и стал готовиться к отражению ответного. Султан Мурад II направил в Валахию всего несколько тысяч воинов с приказом привезти голову Дракулы в Стамбул. Те сами попали в плен. Их всех в течение одного дня посадили на колья в городе Тирговиште. Аге (командиру) была оказана особая честь: для него Влад заготовил позолоченный кол.
Влад подготовился и ко второму нашествию турок. Расположив мобильные отряды по пути следования османской армии, он нападал в самые неподходящие для врага моменты — на переправах, либо ночью. Итог: 40-тысячная армия уничтожена, а Влад обошелся малыми потерями.
В третий поход султан двинул на Дракулу 250 тысяч воинов: больше, чем население Валахии, включая женщин и детей. У Дракулы была 40-тысячная армия. Влад избегал масштабных столкновений и использовал партизанскую тактику. Лично производил разведку и в основном обходился силами своей гвардии. Переодеваясь в турецкую одежду, Дракула со товарищи налетал ночами на вражеский стан, поджигал шатры, рубил турок. Начиналась паника, турки спросонья убивали своих же, а гвардия Влада исчезала во тьме.
Однажды после особо кровопролитного набега на лагерь отборная турецкая конница бросилась вдогонку за отрядом валашских ночных «оборотней», а вся османская армия двинулась вслед авангарду. Когда рассвело, глазам турецких воинов предстало ужасное зрелище. Семь тысяч их всадников во главе со знатным воеводой Юнус-беем сидели верхом не на конях, а… на колах. В том же боевом построении, в каком преследовали Дракулу. Султан, покоривший множество держав, изрек: «У мужа, способного на такие деяния, невозможно отобрать страну».
И только четвертый поход османов завершился поражением Дракулы. Его предали все: наемники, трансильванцы, клявшиеся в верности. Молдаване не спешили с помощью. Даже родной брат Раду участвовал в походе на Валахию в составе турецкой армии. В итоге обессиленного валашского воеводу венгерский король Матиаш взял в плен и посадил в темницу.
Годы заточения Дракулы подробнее всех описывает русский дипломат Федор Курицын, дьяк великого князя Ивана III. Первый период неволи валашский властитель просидел в темнице, где проявил еще один из своих многочисленных талантов. Тачал сапоги, которые охранник продавал на рынке, и это пополняло скудный рацион знатного пленника.
— И все же русские летописцы доброжелательней рассказывают о Дракуле, чем немецкие и, конечно, турецкие, — говорит профессор Боднарюк, — Валахия и Московия направляли друг другу дипломатические миссии, большей частью состоявшие из православных священников. Ивану III льстило, что валашский князь лично писал ему письма на церковнославянском языке. (Большинство историков почему-то упускает из виду, что Влад был образованнейшим человеком: владел еще турецким, венгерским, латинским, немецким языками.) Дьяк Курицын свидетельствует: Влад долгие годы пребывал в темнице и стойко держался православной веры, хотя Матиаш постоянно уговаривал принять католичество, суля свободу, возвращение трона и руку своей кузины. И потому русский летописец освобождение Дракулы связывает с тем, что он все-таки «приял латинску прелесть» (католичество). Но последние исследования доказали, что Влад не изменил православию. А милость Матиаша объясняется просто: король Венгрии, получая от Римского Папы деньги на войну с неверными, злоупотреблял «нецелевым использованием». Он освободил ярого борца с исламом, чтобы его руками жар загребать.
Погиб Дракула спустя год, 2 января 1477 года, в возрасте 46 лет. Он стал жертвой своего же маскарада: вечером на исходе битвы Влада, переодетого в турецкое платье, окружили собственные воины и пронзили множеством копий.
— Правитель Валахии стал самым популярным персонажем своей эпохи, но унес с собой в могилу много тайн, — говорит заведующий кафедры истории Сучавского университета Штефан ПУРИЧ.- Впрочем, многие сознательно искажают правду о нем. Я уж не говорю о киношниках и писателях. Даже румынские музеи заполнены откровенно «вампирическими» атрибутами на потребу американских и западноевропейских туристов, насмотревшихся фильмов, но не читавших исторических книг. Более того, приезжают всякие сатанисты и прочие сектанты, почитая Дракулу своим «духовным отцом», хотя на самом деле он был истовым православным и строил церкви, монастыри. Экскурсантов в музеях предупреждают, что все показанное и рассказанное здесь, — легенда, но делается это без желания переубедить. Турецкие и немецкие летописцы усугубляют мрачные черты Дракулы, добавляя мистики. Румынские историки, напротив, обеляют, подчеркивая его героические деяния. Действительно, правитель малой страны в одиночку противостоял мусульманской военной экспансии на рубежах христианского мира, и во многом благодаря Владу сохранился румынский народ и его православная вера. При нем в Валахии поднялись торговля, ремесла. Но румыны часто замалчивают злодеяния Влада. Ведь Дракула убивал не только иноземных врагов. Известно, что он у Ивана Грозного был любимым героем и примером для подражания, в частности — при введении опричнины.