Русская линия
Эхо МосквыПротоиерей Александр Борисов,
Николай Алексеев,
Евгений Балашов,
Илья Барабанов
03.08.2005 

Состоится ли гей-парад в Москве?
Программа «Ищем выход»

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: 20.12, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Ищем выход». Сразу представлю гостей в студии — это о. Александр Борисов, протоиерей храма Козьмы и Дамиана, здравствуйте, о.Александр.

О.АЛЕКСАНДР: Здравствуйте.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Евгений Балашов, депутат Мосгордумы, председателя Комиссии по науке и технологиям, добрый вечер, Евгений Борисович.

Е.БАЛАШОВ: Добрый вечер.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Главный редактор портала «Гей.ру» и журнала «Квир» Эд Мишин, здравствуйте.

Э.МИШИН: Здравствуйте.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: И юрист, один из организаторов гей-парада в Москве, Николай Алексеев, добрый вечер, Николай.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Добрый вечер.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Мы сегодня поговорим о правовой и нравственной стороне такой публичной акции, которую собираются делать московские геи в Москве. Думаю, будет правильно дать сразу слово организатору мероприятия, Н.Алексееву.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Во-первых, я хочу вас поблагодарить вообще за такую дискуссию, и на мой взгляд, это очень важно — вообще за последние несколько дней, с моей точки зрения, о положении геев в России заговорили больше, чем за последние 10 лет. Теперь, что касается, собственно говоря, предыстории этого вопроса. В четверг мы проводили пресс-конференцию, на прошлой неделе, которая касалась казни подростка за гомосексуализм в Иране.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: В Иране? А там казнили?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Там казнили двух лиц, двух подростков, оба из них якобы совершили это преступление гомосексуализма, еще не достигнув 18-летнего возраста. Мы оперативно отреагировали на призыв международного сообщества по этому поводу, написали письмо президенту РФ, написали письмо послу Ирана в РФ, с осуждением этих казней. В общем-то, присоединились к тому международному обсуждению, волне протестов, которая прокатилась по всему миру. И мы считали, что… один из пресс-центров предложил мне провести конференцию на этот счет, мы собрались — я, Евгения Дебрянская, одна из лидеров лесбийского движения России, мы осветили эту проблему, и самое главное — поставили вопрос, что власти должны каким-то образом отреагировать на эту ситуацию…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Власти федеральные, вы имеете в виду?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Да, власти федеральные, президент, прежде всего, как отвечающий за международную политику в России — должны нам каким-то образом дать ответ на этот счет. Ну, естественно, дискуссия в ходе конференции перешла, в том числе, в русло положения геев в России, естественно, что мы представили результаты опроса общественного мнения, который мы проводили для своего проекта еще в апреле месяце этого года, мы представили конкретные факты гомофобии в России, и в том числе. Была заявлена идея проведения в Москве гей-парада. После пресс-конференции журналисты «Интерфакса"…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Как идею, да? Простите, это как идея — у вас нет еще конкретной даты?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Есть, конечно, все есть, есть и дата. Это мероприятие пройдет 27 мая 2006 года.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я думаю, правильнее было бы сказать — хотелось бы, чтобы прошло.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Да, хотелось бы, чтобы прошло. Но дело в том, что… ну, я, наверное, скажу это позже — что мы в принципе полны решимости для того, чтобы это мероприятие состоялось, и я уверен, что оно состоится в Москве.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы это сказали на пресс-конференции?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Да. Я это сказал на пресс-конференции, журналист «Интерфакса» затем взял у меня более подробный комментарий на этот счет, в том числе, касающийся даты — дата не случайна — 27 мая 2006 г. будет ровно 13 лет с момента отмены уголовного преследования за гомосексуализм в России. В 1993 году это произошло, 27 мая вступили в силу поправки к уголовному кодексу РСФСР, и мы считаем, что эта дата вполне подходит для того, чтобы такой парад впервые состоялся в Москве, в столице России.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Какова была какая-то реакция на вот это ваше предложение?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Реакция была самая разная. Я могу сказать, что мы не ожидали, во-первых, столь быстрой реакции от московского мэра — опять же агентство «Интерфакс» распространило сообщение, на следующий же день, в пятницу, о том, что московский градоначальник, находившийся тогда в Калужской области, заявил, что к нему не поступала соответствующая заявка на проведение этого парада, но если такая заявка поступит, то он непременно ответит отказом. Он сказал, что по его мнению, это противоречит интересам большинства москвичей.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Такая формулировка, да?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Да, такая формулировка. Собственно говоря, наш мэр уже отказывал в проведении подобного мероприятия в 2001 г., которое хотели приурочить тогда к Дню города, но тогда это называлось «лав-парад», в нем должна была пройти колонна, в том числе, геев и лесбиянок, которые бы также участвовали в этом мероприятии — тогда мэр также это запретил, но тогда у организаторов не было решимости для того, чтобы добиваться в дальнейшем своих прав, в том числе, в судебных инстанциях, соответственно, это дело так и заглохло.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я вас понял. Когда вы собираетесь подать заявку? Там мы в передаче говорили — там есть какой-то формальный срок.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Да, конечно. Естественно, что мэр Москвы не мог получить нашу заявку, это можно сделать по федеральному законодательству не раньше чем за 15 дней до проведения события, и не позже, чем за 10. Соответственно, заявка будет подана, видимо, 12 мая…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: 2006 года.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Да.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Хорошо. Я бы предложил… я думаю, что радиослушатели теперь знают такую интригу.

Н.АЛЕКСЕЕВ: И я бы хотел еще уточнить момент — дело в том, что, во-первых, везде это было разрекламировано исключительно как гей-парад, но мы планируем это сделать гей-фестивалем, прежде всего, в его рамки будет входить, прежде всего, международная конференция по правам сексуальных меньшинств, на которую мы приглашаем международных экспертов. Пройдет сам, собственно говоря, парад и развлекательная часть какая-то в московских клубах, в том числе, как продолжение этого мероприятия.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вот что я предложил бы сейчас сделать. Как мы уже с вами говорили — во всяком случае, для меня, как для ведущего этой программы, здесь есть две проблемы. Первая — можно ли — формальная сторона. И вторая — нужно ли, это сторона более эмоциональная, если можно так сказать, субъективная. Давайте начнем с формальной стороны. И я хотел бы попросить председателя Комиссии по науке и технологиям Евгения Борисовича Балашова, чтобы вы сказали — если отойти сейчас от фразы мэра, как он сказал — что это противоречит… противоречит интересам москвичей — это в основном нужно ли, то есть, это ответ его на второй вопрос. А вот второй первый… существует ли, ну и вы, собственно, юрист — это я обращаюсь к Н. Алексееву, напомню, который только что рассказывал это все — существуют ли какие-то формальные ограничения нашего федерального законодательства, или законодательства г. Москвы, которые запрещают подобное?

Е.БАЛАШОВ: Я, как юрист, как кандидат юридических наук, мог бы ответить юристу, как юрист юристу, что безусловно, существует формальная сторона запрета подобного рода сомнительных мероприятий. То, к чему нас подводят — к морально-этическим, нравственным основам — конечно, это не зарегламентировано строго, и не может быть зарегламентировано законодательно, потому что это духовная часть как бы, составляющая. Но я бы ответил на лукавые подсчеты, статистику организаторов такого сомнительного мероприятия, как гей-парад, что они говорят, что неправильно мэр посчитал, как бы, что большинство москвичей как бы сомнительно, что возражают. В данном случае я скажу, что если мы проведем опрос москвичей в виде референдума, и считают ли граждане Москвы, жители, необходимым проведение подобного рода мероприятий, и получив большинство мнения, оно должно быть обязательно репрезентативно, обязательно выборка должна быть правильная и независимая, демократичная… и если мы получим большинство одобрения москвичей, то безусловно, у власти не будет основания для запрета подобного рода мероприятий. Но я очень сомневаюсь, потому что в данном случае мэр является, как и я, как представитель фракции «Родина», это законодательная власть города Москвы — мы являемся экспертами. И я в данном случае подтверждаю, что большинство москвичей будет высказываться против данного мероприятия. Потому что оно, в первую очередь, нарушает наши и традиционные ценности, нравственные основы нашего общества, сообщества московского — я не знаю, как для других субъектов федерации это возможно, но я убежден в том, что это оскорбляет, в первую очередь, москвичей, наш город, с нашими многовековыми традициями.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну, какими-то традициями.

Е.БАЛАШОВ: Да, нравственными ценностями, и так далее.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я только вас прошу обращать на меня, Евгений Борисович, немножко внимания, поскольку я ведущий. Я когда вижу, что идут такие официальные заявления…

Е.БАЛАШОВ: Теперь я вас увидел.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Да? Вы, наверное, не первый раз знаете меня на радио, вот это мне не интересно — то, что вы сейчас говорите. Будем говорить все-таки о том, что интересно. Я, во-первых… давайте так, давайте договоримся — не будет двух вещей в нашей сегодняшней передаче. Первое — не будет «если мы проведем, то они все однозначно ответят» — вот когда проведете, принесете…

Е.БАЛАШОВ: Я выступаю как эксперт, я еще раз оговорился.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Секундочку вы не поняли.

Е.БАЛАШОВ: Извините, у меня 300 тысяч избирателей в округе.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Да хоть 500.

Е.БАЛАШОВ: Нет, не хоть 500. Я в данном случае знаю, какие проблемы интересуют людей…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Евгений Борисович, а я журналист — бумага с печатью, с фамилиями, именами, тогда я приму — что было опрошено там 5 млн., 5 тысяч, 5 человек, и скажу — да, это правда. Мы же останавливаем радиослушателей, которые нам говорят — «россияне"… мы говорим — какие россияне? Ты от себя говоришь, от себя и говори. Вот когда проведете — я вам, кстати, помогу. Смотрите — у нас будет «рикошет» — видите — как вы считаете, нужно ли разрешить проведение гей-парада в Москве? Ответ вы узнаете в 20.55. Ладно? То есть я бы хотел, чтобы на «Эхо Москвы» такой общей демагогии не было. Потому что на нее время дорогое тратить зачем?

Е.БАЛАШОВ: Не надо оценивать, что это демагогия. Это позиция.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Можно я…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Секунду. Теперь я повторяю свой вопрос — скажите пожалуйста, ответьте мне — есть ли в законодательстве — видите, мне приходится возвращаться назад — есть ли в федеральном… вот сейчас — в федеральном, или в нашем московском законодательстве четкая какая-то позиция, которая подпала бы под вот эту историю, и могла бы быть формальной причиной для запрета вот этого парада.

Е.БАЛАШОВ: Разрешите узнать тогда — бумагу с печатью от организаторов, что они хотят проводить в Москве. Я такой бумаги с печатью, как и мэр Москвы, не видел. Поэтому ответить формально… если они начнут раздеваться и идти по улице — формально можно под административную статью.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Нет, никто так не будет…

Е.БАЛАШОВ: Типа хулиганства…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Типа нарушения общественного порядка, да?

Е.БАЛАШОВ: Да. Можно подвести. Но понимаете, я тоже не видел, как и вы, бумаги с печатью.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Подождите, это уже ответ. Секунду. Мы же разбираемся.

Е.БАЛАШОВ: Что они хотят сделать? Это будет научно-практическая конференция? Кто же запретит-то?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Так. Значит, я так понимаю, подождите, давайте…

Е.БАЛАШОВ: А если это будет вызов обществу — это запретят.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Стоп. Нагой на улице — согласен, это вызов обществу. Когда мы видим по телевизору, как проводятся гей-парады, например, в Голландии, в Германии, где это особенно ярко, и так далее, мы видим, что, конечно, зрелище такое очень… ну, я не сказал бы странное — вызывающее, эпатирующее. Скажите, в ваших планах это нечто такое — то есть, я касаюсь не научно-практической конференции, понимаете? Вот как вы это себе представляете?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Да, я прекрасно представляю себе, о чем в говорите, потому что и сам участвовал в гей-парадах во многих городах Европы, и даже в этом году мы были и в Лондоне, и в Париже, и прекрасно представляем, как подобные мероприятия проходят. Хочу сказать, что, конечно, мы не собираемся создавать никакого эпатажа, и каким-то образом нарушать нравственность и порядок в г. Москве. Естественно, что гей-парад в Москве пройдет абсолютно в полном соответствии с нравственностью, о которой нам говорит Мэрия Москвы и правительство Москвы, мы пойдем одетыми, мы не собираемся раздеваться на улице, мы собираемся пригласить, в том числе, как на конференцию, так и на сам парад, гостей из-за рубежа, в том числе и политиков. Сегодня, вот буквально перед эфиром, мне позвонили из приемной одного из бывших министров французского правительства, и одним из главных кандидатов на пост президента Франции Жака Ланга, и мне сообщили о том, что Жак Ланг готов лично приехать на этот парад, и лично поддержать организаторов этого парада — он нам высказывал уже такое…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Еще тоже и вас прошу, и вас прошу — давайте без общих.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Нет, мне просто сказали сказать, будет ли это аморально выглядеть, пошло или не пошло. Я вам отвечаю — это будет не пошло.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет, пошло или не пошло — не то. Люди будут одеты или раздеты?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Одеты абсолютно.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Одеты. Значит, просто представим себе — например, улица, по ней идут одетые люди. Дальше — они что, транспаранты какие-то держат?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Конечно. У нас будут флаги радужные гей-сообщества, у нас будут наверняка атрибуты, связанные там… майки соответствующие, раскрашенные в разные цвета радуги, как геевский флаг, у нас будут какие-то еще атрибуты, которые связаны с геевскими… флагом и так далее, с радужными символами. Вот и все. Вот и все, что мы говорим.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Никаких… ну, таких не принятых у нас… вы понимаете, что… ну, где-то что-то на юге принято, у нас какие-то вещи не приняты.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Нет, у нас не планируется никаких вызывающих акций. Это пройдет как мирная абсолютно демонстрация людей, которые захотят просто присоединиться к ней, которые захотят выразить свое отношение к положению геев и лесбиянок в России. Мы просто просим, чтобы это мероприятие прошло без всяких проблем, и чтобы московские власти подтвердили свое намерение его провести.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Так. Сейчас сделаем паузу. Вот теперь мне понятно, как это будет выглядеть, во всяком случае, по планам организаторов. А вот дальше мы перейдем уже к дискуссии, и будем обсуждать, можно это, или нет. Сразу после новостей. Давайте новости на «Эхе» послушаем.

НОВОСТИ

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Мы уже в эфире, господа. Я напоминаю, что мы сейчас говорим о том, состоится ли гей-парад в Москве, и наш вопрос — он подразделяется на две части, напоминаю радиослушателям — мы сейчас говорим о том, можно ли это — формальная сторона, она мне крайне интересна, вот мы ее обсуждали, и вопрос — нужно ли. Сейчас перейдем к тому, нужно ли. Но я бы хотел с помощью Евгения Борисовича Балашова сказать — вот видите, то есть, выглядеть это будет приблизительно так, как сказал сейчас…

Е.БАЛАШОВ: В заявках всегда все мирно. Надо все-таки понимать, что это…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну, представим себе, что это будет выглядеть так.

Е.БАЛАШОВ:… что это вызов, да? Ну, это скажем так — это не вызов, назовем проще — это определенная проба в нашем обществе демонстрации сексуальных меньшинств. Я могу сказать, что, в принципе, закон, сами понимаете — найти нужный пункт в нужном законе. Но есть конкретное решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге, 22 октября 1981 года, который говорит — определенная уголовно-правовая ориентация мужского гомосексуалиста, гомосексуализма, равно как и другая, других форм сексуального поведения, посредством норм уголовного права, может быть оправдана как необходимая в демократическом обществе. Другими словами, перевожу — мы можем принять соответствующий закон, который бы регламентировал и в уголовном праве, и в административном праве все формы проявления поведения гомосексуализма в России, скажем так. Это, другими словами, означает — любая демонстрация такой формы поведения, она тоже может быть зарегламентирована.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы считаете, что это необходимо?

Е.БАЛАШОВ: Я считаю, пока… ну вот наши всегда, пока гром не грянет… я прошу прощения у представителя Православной церкви — мужик не перекрестится — такая поговорка в быту, в миру. Но я хочу сказать, что мы должны развивать законодательство и в этой области. Потому что мое глубокое убеждение, как и моих коллег по фракции «Родина», заключается в том, что мы должны все-таки отстаивать традиционные национальные культурные ценности и интересы. Потому что и то, что сегодня совершенно очевиден кризис духовности, и демографический кризис, и различные следствия, в том числе, и вседозволенности, и распущенности, половой распущенности среди молодежи — налицо, что называется. И я думаю, что данное поведение, данный вызов, который делается обществу — он не во благо и не для того, чтобы подавить и решить проблему духовности и нравственности общества, а наоборот — он дальше либерализует отношения. Либерализует беспорядочные связи. И данная форма, будем говорить, сексуальных отношений — она может быть примером для подражания и манеры поведения подрастающего поколения.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Понятно.

О.АЛЕКСАНДР: Можно я нарушу ваш регламент?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет, я вам хочу сказать, что вы очень конкретно сейчас очень ответили. Я только хочу вам сказать, что может быть действительно работать на опережение? Потому что ведь они подадут эту заявку. И тогда это будет такой, знаете, паническая беготня и паническое какое-то принятие решения, очень такое судорожное и непродуманное. Потому что-то, что вы говорите — это ваша позиция.

Е.БАЛАШОВ: Но это тоже наше право. Слава богу, мы живем пока что в демократическом обществе, и право партии «Родина», фракции «Родина» тоже подать заявку в виде протеста на данное мероприятие.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Понятно. Коль заговорили о нравственности, тут, что называется, сам Бог велел. О. Александр, у меня к вам вопрос — вот стоим двумя ногами — с одной стороны, свобода человеческая, и уже давно всем известно, что геи — это не болезнь… ну, это как — это немножко другие люди, будем так говорить.

О.АЛЕКСАНДР: Вы как-то неопределенно очень. Все-таки — какие?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну вот, ну как… с другой… как по нашему законодательству…

Н.АЛЕКСЕЕВ: По нашему законодательству геи уже давно не являются преступниками, как мы сказали, с 1993 г. соответствующей статьи не существует. По нашему психиатрическая… классификация психиатрических заболеваний с 1999 г. не классифицирует гомосексуализм как…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Все, благодарю вас, понятно. В общем, с другой ориентацией, и как бы у них есть все права. С другой стороны, вот то, что говорил сейчас Евгений Балашов — вот ваш взгляд?

О.АЛЕКСАНДР: Знаете, если это событие произойдет, как о нем говорил Николай Алексеев, я счел бы для себя это огромным горем — и личным, и национальным горем. Потому что все-таки Россия вышла на мировую арену, и достигла очень почетного места, прежде всего, как страна христианской культуры. И вот для меня вот такая победа вот такого релятивистского взгляда — ну, альтернатива, все — это просто свидетельство того, что христианство как-то совершенно сдает свои позиции в умах и сердцах людей. Понимаете, есть ведь не только уголовная ответственность, есть какая-то нравственная ответственность. Мы понимаем, что, скажем, супружеские измены — они не наказуются уголовно, и правильно. Мы понимаем, что когда человек бросает больную жену с тремя детьми — мы тоже уголовно это не наказываем. Но понятно, что мы это не можем морально поддерживать и одобрять. Вот то же самое это поведение. Потому что все-таки христианская страна ориентируется на христианские ценности, которые совершенно однозначно нам изложены в слове Божием, в книге, которая называется Библия. И вот там, и в Ветхом, и в Новом Завете, совершенно определенная оценка дается. В Ветхом завете очень суровая, вот я прочту буквально две строчки: «Если кто ляжет с мужчиной как с женщиной, то оба они сделали мерзость. Да будут они преданы смерти, кровь на них». Ну, можно, сказать…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Вы к смерти призываете?

О.АЛЕКСАНДР: Нет, я не призываю к смерти. Я просто говорю о том, как это расценивалось в ветхозаветном обществе…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Толковании.

О.АЛЕКСАНДР: Никакого толкования тут нет, было все совершенно ясно. И ясно, что Израиль жил в окружении языческих народов, у которых все это в это время было, все это было совершенно нормальным, естественным, и в греко-римской культуре все это существовало. Существовало, скажем, в ханаанской культуре, которая окружала Израиль, и не только это, но и во всех ритуальных целях вообще с животными. И Библия тоже на это реагирует, тут же, буквально следом идет: «кто смесится со скотиной, то предать смерти, и скотиноубийству».

Н.АЛЕКСЕЕВ: Только не надо смешивать это…

О.АЛЕКСАНДР: Я не смешиваю.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Это совершенно разные вопросы.

О.АЛЕКСАНДР: Я не смешиваю. Я это просто говорю к тому — окружение, которое существовало вокруг Израиля, чему они должны были противостоять. И, по-видимому, вот такие суровые методы — они отражают взгляд ветхозаветного народа на это дело. Теперь в Новом Завете, где мы понимаем, что любовь, все замечательно, Христос умирает за каждого из нас, в этом показывается любовь Божия, но в то же время апостол Павел совершенно определенно говорит: «все мне позволено, но не все полезно, все мне позволено, но ничто не должно мною обладать». И далее…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я прошу прощения. Вы сейчас делаете запрещенный ход, у вас…

О.АЛЕКСАНДР: Нет, почему запрещенный? Я просто рассказываю…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: За вами мощная поддержка, которую вы цитируете.

О.АЛЕКСАНДР: Это просто слово Божие, понимаете?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я понимаю.

О.АЛЕКСАНДР: На что ориентируются все христиане.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Я хочу сказать один момент — мы в каком государстве живем?

О.АЛЕКСАНДР: Мы живем в государстве…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Мы живем в государстве светском, и это нужно, прежде всего, понимать.

О.АЛЕКСАНДР: Хорошо, все правильно. Но Церковь…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Ответьте мне на один вопрос, пожалуйста — Церковь в своей истории никогда не совершала ошибок?

О.АЛЕКСАНДР: Церковь совершала ошибки, она их признавала.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Прекрасно. И не считаете ли вы, что ваше отношение к гомосексуализму на современном этапе — это тоже ошибка?

О.АЛЕКСАНДР: Нет, я не считаю, потому что у нас твердое основание — Слово Божие. Там, где Церковь совершала ошибку — это там, где она противоречила своему же слову.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Понятно. А может, вы сейчас противоречите?

О.АЛЕКСАНДР: Нет, слово я только что прочел — совершенно определенно.

Е.БАЛАШОВ: Николай, а вы только среди атеистов проводите данное мероприятие, или у вас есть православные?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Абсолютно. По всему миру есть группы поддержки геев среди религиозных групп.

Е.БАЛАШОВ: В таком случае вы лукавите…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Пожалуйста, давайте все сразу не говорить, потому что слушатели в отчаянии.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Одним из главных лозунгов лондонского парада, на котором мы были — Бог — не гомофоб.

О.АЛЕКСАНДР: Николай, я вас не перебивал? Поэтому прошу вас меня тоже не перебивать.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Да, прошу вас, пожалуйста.

О.АЛЕКСАНДР: Так вот. И поэтому мы стоим перед такой проблемой — мы как-то считаемся с законами, или мы считаем, что, что мне хочется, то я и делаю. Потому что если говорить, что у людей такие склонности, то есть разные склонности — клептомания, эксгибиционизм, и прочее, которые тоже уголовно не наказуются, потому что у человека такая склонность — было бы жестоко. Но тем не менее, общество это отрицает. И еще раз повторю, что наша культура российская — это культура христианская. Возьмите всю нашу замечательную литературу 19 века — это замечательная проповедь Евангелия, причем тем более сильная, что не в лоб, а именно сострадание к малому человеку. Когда мы читаем слова Белинского — все мы вышли из «Шинели» Гоголя, из сочувствия, сострадания к маленькому человеку — это абсолютная правда.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Отец Александр…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Мы говорим о демагогии представителей власти, и при этом представитель религии демагогствует уже на протяжении 15 минут, и мы вынуждены это слушать.

О.АЛЕКСАНДР: Я очень сожалею, что я вас вынуждаю слушать…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Это демагогия.

О.АЛЕКСАНДР: Нет, это не демагогия, это ссылка на нравственные устои христианства — той веры, которая создала наше государство.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Прекрасно. Но у нас есть…

О.АЛЕКСАНДР: Не надо перебивать. Я вас не перебивал, когда вы говорили, заметьте…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Прекрасно, но вы можете говорить бесконечно — целый час.

О.АЛЕКСАНДР: Вот ведущий, он меня остановит.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Пожалуйста.

О.АЛЕКСАНДР: Так вот, есть определенный взгляд на нравственные и безнравственные вещи. Взгляд, который основан не на нашей выдумке человеческой, а на священном Писании, на традиции.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: О. Александр, я прошу прощения. У нас скоро будет голосование, должен еще Э. Мишин высказаться. У меня есть к вам формальный вопрос — я задаю только формальные вопросы. Понимаете, я понимаю, что тяжело дискутировать с вами, поскольку вы некоторые цитаты приводите, на которых… ну, что, как сказать — на них Россия-матушка стоит.

О.АЛЕКСАНДР: Правильно. Это основание нашей истории.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Да. Вот теперь только скажите мне такую вещь, сейчас правильно сформулирую вопрос, точно. Не правильно, а точно. Вот скажите мне, пожалуйста, вы признаете, что геи — это не болезнь, не сумасшествие, это просто другая сексуальная ориентация — так сложилось.

О.АЛЕКСАНДР: Нет, я это не признаю.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А вы считаете, что это?

О.АЛЕКСАНДР: Это аномалия.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Хорошо, называется аномалия — не важно, как назовите, значит, это аномалия.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Отец думает, что это аномалия.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Секунду. Давайте не учить друг друга жить. Есть такие аномальные люди. Теперь смотрите, формальный вопрос — вот эти люди с этой аномалией — они хотят…

О.АЛЕКСАНДР: Что они хотят? Заявить о себе во весь голос?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Не заявить о себе, не во весь голос. Кому они собираются заявить?

О.АЛЕКСАНДР: Ну как? Если фестиваль, шествие — это именно во весь голос.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Для своих, не для основных — для себя.

О.АЛЕКСАНДР: А зачем по улицам ходить? По улицам зачем с этим ходить?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вот теперь внимание — мой вопрос. Вот вы все сейчас сказали. Итак — они ходить по улицам не имеют права?

О.АЛЕКСАНДР: Нет, почему не имеют права? Они ходить — пожалуйста, имеют право, но не с целью демонстрации своего образа жизни как распространения по все стране.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Все, я вас понял…

Е.БАЛАШОВ: И для оскорбления чести нации.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я вас понял.

О.АЛЕКСАНДР: Это реклама этого гомосексуального поведения. Реклама не только ненужная, но и вредная.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Отец Александр, ну, пожалейте, мой дорогой.

О.АЛЕКСАНДР: Нет, не пожалею.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет, меня пожалейте. Время… Пожалуйста, Мишин — вы уже сверху этой дискуссии. Пожалуйста, что вы думаете…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Давайте не будем, кто сверху, кто снизу.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет, на основе того, что говорилось, то есть — это началось…

Н.АЛЕКСЕЕВ: А «Эхо Москвы» очень любит распределять позу и роли, да?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Пожалуйста.

Э.МИШИН: Признаться, конечно, после выступления о. Александра сложно оставаться быть спокойным. Я очень часто даю интервью, и каждый раз мне приходится выслушивать мнения упертых в Ветхий Завет людей…

О.АЛЕКСАНДР: И в Новый Завет тоже.

Э.МИШИН: А вы из Нового Завета ничего не сказали.

О.АЛЕКСАНДР: Сказал. Вы прослушали.

Э.МИШИН: Я вас слушал очень внимательно — там нет ни слова про гомосексуализм — ни слова.

О.АЛЕКСАНДР: Хорошо, давайте повторю.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Не надо, умоляю. Цитата: «упертый в Ветхий завет, и в Новый Завет тоже» — она останется в анналах радиостанции.

О.АЛЕКСАНДР: «… мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, делая срам и получая должное возмездие».

Э.МИШИН: Иисус Христос ни слова про гомосексуальность не сказал — все.

О.АЛЕКСАНДР: Он сказал даже на женщину…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Друзья, я очень вас прошу. Итак — состоится ли гей-парад в Москве, нужен ли он, и вы считаете — нужен, не нужен, может быть, или не может.

Э.МИШИН: Я здесь, честно признаться, нахожусь как бы в некотором смятении. С одной стороны я считаю, что не то, чтобы гей-парад в России нужен, в Москве, или не нужен.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Может ли быть — я бы так сказал.

Э.МИШИН: Запросто. Если кто-то хочет его провести, то почему бы и нет? Я, вообще говоря, всегда за свободу личности. Я не лезу ни в постель, ни в другие дела о. Александра, других христиан, и вообще кого угодно.

О.АЛЕКСАНДР: Спасибо.

Э.МИШИН: Хотят возмущаться по поводу гей-парада — на здоровье, только главное, чтобы не демонстрировали свою гомофобию, это как-то странно — вы хотите, чтобы мы не ходили по улицами и демонстрировали свою сексуальную ориентацию, а при этом как бы демонстрируете… С другой стороны, возникает вопрос — а кто проводит конкретно этот гей-парад, и зачем. Вот этот вопрос на самом деле для всех — а я говорю для всех, потому что, собственно, редакция нашего журнала провела опрос всех людей, которые читаются лидерами, или, по крайней мере, активистами гей-лесби-сообщества.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Подождите. Вот это мне совсем не интересно. Это не предмет разговора.

Э.МИШИН: Хорошо.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Это сейчас начнется ваша выяснялка внутри гей-сообщества. Мы сейчас говорим о другом — может ли это быть.

Э.МИШИН: Может.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Может?

Э.МИШИН: Да. На конкретный вопрос — конкретный ответ.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну и все.

Э.МИШИН: А нужно ли — давайте теперь обсудим.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нужно. Только не с точки зрения внутренних разборок гей-сообщества, а с точки зрения жизни нашего государства, и уважения прав меньшинств — вот с какой точки зрения. Потому что если вы сейчас начнете говорить о том, что он не тот, и лицо у него не то, и он в какой-то другой группе — так это вы выйдите после передачи.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Матвей, а вопрос можно коллеге?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Подождите. Он еще не сказал, пусть сформулирует.

Э.МИШИН: Тогда скажите — нужно ли было монетизировать льготы? Вроде бы — да. Но вопрос, как это нужно было сделать. На самом деле, перечеркнули всю идею с начала и до конца.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Интересное сравнение.

Э.МИШИН: Поэтому, на мой взгляд, вы не совсем корректно говорите о том, что раз нужно, и все, и не важно, кто там — Николай Алексеев с этим выйдет, или кто угодно.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Хорошо. Вы бы с этим вышли?

Э.МИШИН: А я и не выйду с этим.

О.АЛЕКСАНДР: Ас чем вы выйдете?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Подождите. Почему?

Э.МИШИН: По одной простой причине. Я хочу понять — зачем нужен парад? Давайте подумаем? Вот лично для меня?

Е.БАЛАШОВ: Для демонстрации, вызова обществу, себя показать, на людей посмотреть.

Э.МИШИН: По большому счету — это провокация.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вот, подождите. На данный момент вы считаете, что это провокация. Почему, объясните, расскажите?

Э.МИШИН: Потому что подавляющее число людей, как это ни печально — я уверен, что в 20.55 мы это увидим — я уже краем глаза подсматриваю, что вам пишут на пейджер, и вообще держусь двумя руками за стулья. В общем-то говоря, общество… и как ни странно, в больших городах особенно гомофобно. И подобного рода парад — при том, что я не вижу в нем ничего плохого — мог бы вызвать огромный негативный импульс. И вообще говоря, просто физически навредить этим людям. Это ужасно, на мой взгляд, и очень плохо, и ужасно, что такого рода гомофобия существует в нашем городе, и ее всячески пропагандируют подобными выступлениями и Православная церковь, и власть — это ужасно. Но это есть.

О.АЛЕКСАНДР: Гораздо ужаснее…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: О. Александр, пощадите.

Э.МИШИН: И преодолеть это проведением этого парада, я считаю, невозможно. То есть, в обещм-то, зачем должен быть парад? По логике — мы выходим на улицы, и люди думают — а геи-то, оказывается, не такие плохие, наверное — так предполагается — и думают, — ладно, не будем мы гомофобами. Ведь если посмотреть на страны, где проходят гей-парады — это страны, где проходит куча парадов каждый год. Самых разных, не только геевских. Там просто есть культура некоего парада. Для них гей-парад это радость, это веселье, это, вообще говоря, возможность просто пойти, выпить, погулять и посмеяться над тем, как выглядят геи — потому что и геи сами над собой смеются, на самом деле, в этот момент — понятно, что никто так не ходит, и никто так не чувствует. Но в нашем городе это не веселье. Это совсем другое отношение. И вот зачем проводить такой парад, я не могу понять.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: То есть вы считаете, что можно, но не нужно?

Э.МИШИН: Да.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Еще раз подчеркиваю — это ваша точка зрения. У Николая — своя, это не имеет сейчас значения. Но вот как вы считаете — власти, например, опираясь на то, что вы сказали — что это только разожжет — потому что я себе представляю того же Лужкова, который здравомыслящий очень человек, собственно, мы знаем с вами мэра — это человек такого очень ясного ума, трезвого. Он может это, например, запретить… найти лазейку, чтобы запретить, потому что он считает, например, что придут «скины», и набросятся на этот парад. А он скажет — зачем это нам, в такое террористическое время — зачем нам это нужно? И, кстати, он будет прав. То есть, мой вопрос — все-таки власть должна разрешить, или должна под какими-то предлогами запретить?

Э.МИШИН: На мой взгляд — однозначно должна разрешить. Пусть люди сами решают — хотят они проводить этот парад и участвовать в нем, или не хотят. Это не вопрос власти. Вообще говоря, нас не должно абсолютно здесь интересовать, что там думает Лужков и власть на эту тему. Мне, например, это совершенно не интересно.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Понятно. Переходим к «рикошету»

ЗАСТАВКА

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Итак. Друзья, формальный вопрос — как вы считаете, нужно ли разрешить проведение гей-парада в Москве? Если «да» — 995−81−21, если «нет» — 995−81−22. Голосование началось. То есть, еще раз подчеркиваю — это очень важный момент. Я хотел бы, чтобы вы отринули эмоции — я правильно говорю? То есть, отошли от эмоций — сейчас не думали. Геи они, хорошие или плохие, пропагандируют, или не пропагандируют, с какой целью, и так далее. Вот есть люди, некое меньшинство, которое хочет провести свой парад, некую культурную акцию. Нужно ли разрешить проведение этой культурной акции в Москве? А эта культурная акция называется гей-парад. Если вы считаете, что да — 995−81−21. Отец Александр, не уличите меня — я все говорю правильно, исключительно правильно. Я абсолютно формально подхожу к этому делу. Для меня очень важно, чтобы перед слушателями в этот момент не стоял какой-то непонятный образ гея. Мы все-таки говорим о том, что кто угодно может пожелать — нравится нам этот человек, не нравится — он может пожелать провести свой парад. Только вместо гея там будет стоять какая-то другая приставка. Напоминаю, что голосование у нас бесплатное — для москвичей, вот такие у нас элитные, зажравшиеся москвичи…

Е.БАЛАШОВ: Ну, парад — в Москве.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет, не парад, а телефонная сеть в Москве. Иногородним придется платить за минуту соединения с московской телефонной линией. Итак, считаете ли вы, что нужно разрешить проведение гей-парада в Москве. Если «да» — 995−81−21, если «нет «- 995−81−22. Причем хочу вам сказать, что вопрос казалось бы такой простой, но на самом деле я так понимаю, что вы, наверное, понимаете, за что вы голосуете. Вы голосуете за проведение общественной акции каким-то меньшинством. Потому что любое меньшинство…

Е.БАЛАШОВ: Некоей культурной акцией. Как вы сказали, а не просто какой-то акции меньшинства.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Какой-то акции, подчеркиваю…

Е.БАЛАШОВ: Под такими-то флагами.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Еще раз подчеркиваю — люди, какая-то группа людей, понятно, что мы не о фашистах говорим, если фашист — там все понятно. Они хотят провести свою акцию, свой парад. Ясно, что это не фашисты. Геи — это другие, но не фашисты. А у нас есть только одно — то, что недопустимо и мы знаем это с вами, и вы знаете позицию радиостанции. Фашистов нет нигде, никогда. Все остальные — люди. Понятно? Вот есть люди, а есть фашисты — вот такое деление. Даже не на мужчин и не на женщин. Поэтому когда вы голосуете, вы голосуете за их право на самовыявление, за их право на свободу самовыявления с их любыми идеями, какие у них там в голове. Итак, считаете ли вы, что нужно разрешить проведение гей-парада в Москве. Если «да» — 995−81−21, если «нет» — 995−81−22. То есть, другими словами, радио «Эхо Москвы» опять испытывает аудиторию на толерантность. Конечно, ничего я не могу сделать с о. Александром, потому что о. Александр к нам приходит не сам, как вы знаете — он с собой приводит еще кое-кого виртуального, что тут ничего не попишешь — как прочитает две-три цитаты, так тихо можно…

Э.МИШИН: И оказался не толерантным сейчас.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А вы с кого спрашиваете? С о. Александра, или с того, кого он сейчас читал? Вы спросите с того, кого он читал. Это мы с вами лет через 50 будем там стоять, где он, и держать отчет перед ним. А он будет книгу листать, и говорить — а что вы делали 25? Я думаю, что там все будет в порядке.

Е.БАЛАШОВ: Матвей, вы искренне считаете, что кто будет голосовать против, это не толерантные люди, что ли? Вы так аудиторию определили, запрограммировали на толерантность.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я не программировал, это о. Александр программировал.

Е.БАЛАШОВ: Вы сказали только что, что на толерантность испытываем.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Извините. Я еще раз читаю вопрос. После этого — новости, и после чего у нас с вами обсуждение результатов голосования. Итак, вопрос — считаете ли вы, что нужно разрешить проведение гей-парада в Москве. Если «да» — 995−81−21, если «нет» — 995−81−22. Голосование продолжается, слушаем новости. После этого обсуждение.

НОВОСТИ

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: о. Александр Борисов, протоиерей храма Козьмы и Дамиана — я бы так сказал мягко — сотоварищи, Евгений Балашов, депутат Мосгордумы, главный редактор портала «Гей.ру» и журнала «Квир» Эдуард Мишин, юрист, один из организаторов гей-парада в Москве, Николай Алексеев. Мы говорим о правовой и нравственной стороне такой публичной акции, которую собираются делать московские, или там российские геи в Москве. Итак, результаты голосования. Мы спросили — как вы считаете, нужно ли разрешить проведение гей-парада в Москве. Проголосовало — не поверите — 8028 человек. При том, что в вопросе — я всегда шучу по этому поводу, не стояло двух знаменитых слов, по поводу которых всегда такие громкие голосования — это слово «Путин» или слово «евреи», оказалось третье есть такое понятие, которое вызывает… ну, по всей видимости, тема важная, да? Итак, «да» — 32% - обращаю ваше внимание. Соответственно, «нет» — 68%. Обычно при проведении голосования мы обращаем внимание на то, сколько «за» — мы видим, что «за» — треть. Как-то каждый из нас это оценит. Вот такая вот история. Естественно, 68% - против. Теперь давайте мы перейдем к общей дискуссии, общим взаимным вопросам, и тут пришло много интересных сообщений по интернету. Татьяна Ярикова из Москвы спрашивает: «В чем смысл проведения такого парада? Пропаганда однополого секса по принципу «шире круг» — в России, где рождаемость неумолимо падает, то есть, нация вымирает, это особенно актуально».

Е.БАЛАШОВ: То, о чем я говорил — демографический кризис.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Подождите. «Считаю также, что Церковь занимает очень терпимую позицию в этом вопросе… - Татьяна, вы видите, что нетерпимую — необходимо постоянно напоминать о том, что гомосексуализм — грех». Вторая часть — это она как бы оценивает, но вот в чем смысл проведения такого парада?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Мы уже говорили везде, что смысл проведения такого парада — это показать, что геи существуют, что геи тоже люди, и что они имеют право на свободу выражения своих мнений. Вот, собственно говоря, этот парад поможет людям осознать, что они не одни, что это группа людей, и это самое важное. Они смогут понять, что они не одни в своих проблемах, что государство хоть и не решает эти проблемы, но они вместе могут заставить это государство решить какие-то свои проблемы.

О.АЛЕКСАНДР: А какие проблемы?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Законодательные.

О.АЛЕКСАНДР: Какие?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Борьба с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации, увольнения на работе, неприем на работу по признаку сексуальной ориентации, просто гомофобия бытовая со стороны различных людей — только потому, что вы являетесь геем, что угодно, непризнание семейных однополых союзов — все, что угодно.

О.АЛЕКСАНДР: То есть, вы за увеличение численности геев в России?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Нет, мы не за увеличение численности геев, и вы знаете, во всех странах Европы, где такие парады проходили, и где признаны уже однополые союзы, нигде число геев не увеличилось.

О.АЛЕКСАНДР: Значит, оно достигло уже потолка.

Е.БАЛАШОВ: Какая гомофобия, если по телевидению практически ежедневно и певцы, и артисты…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет, при чем тут… это не справедливо…

Е.БАЛАШОВ: И все, что с этим связано, уже становится нормой.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Подождите, это неправда.

Е.БАЛАШОВ: Ну как?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Дело не в певцах, а в обычных людях.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я бы, например, сказал — вот когда мы говорим, например, о правах инвалидов — простите, только не сразу не смотрите…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Нет, это тоже социальная группа.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вот есть социальная группа — инвалиды, и мы знаем, что их не принимают на работу — ну, вы знаете, какое отношение у нас к инвалидам, и это трагедия нашей страны. Тут вот, какая проблема, смотрите — если побили гея, просто избили, то вот такое отношение — ну, гея побили, ну, да, и так далее — то есть, это проблема, по всей видимости, все-таки она существует, все-таки изменение этого стереотипа. Потому что под этим и преступление может стоять.

О.АЛЕКСАНДР: Да, но мне кажется, что проблема ксенофобии к лицам кавказской национальности, к черным — гораздо более серьезна и более опасна.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: А чего же они не выходят на демонстрации?

О.АЛЕКСАНДР: А вот не так объединены, наверное, энергично.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Но это их проблемы.

Н.АЛЕКСЕЕВ: А вы знаете, что гомофобия — это часть ксенофобии? Вы знаете об этом?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Идем дальше.

О.АЛЕКСАНДР: Я думаю, это здоровое чувство, потому что людям естественно быть против того, что противоречит нашим нравственным устоям.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Я не знаю, каким нравственным устоям это противоречит.

О.АЛЕКСАНДР: Это пропаганда вседозволенности.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Никакой пропаганды вседозволенности. Вы должны понять такую вещь, что есть закон. И есть ваши желания навязать всему обществу ваши догмы, и возвести их в ранг закона — вот что самое главное.

О.АЛЕКСАНДР: Я думаю, что ваши желания здесь…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Вы пытаетесь возвести их в ранг закона. И я вам еще отвечу, что нет такого понятия — я перефразирую Оскара Уайльда — нет такого понятия нравственной книги, или безнравственной книги. Есть книги, написанные плохо, и написанные хорошо. Вот то же самое будет применимо к этому мероприятию. Это мероприятие можно провести пошло, некрасиво, все будут от этого плеваться, и так далее. Мы это проедем мероприятие очень организовано, и всем это понравится.

О.АЛЕКСАНДР: Вы знаете, грех, от того, что он предстоит красиво, не перестает быть правдой, и поэтому… и вот сказано у Павла: «Исполнение всякой неправды — блуда, лукавства, злобы» — мне мои американские коллеги рассказывали о том, что там, где как раз число геев гораздо больше, они очень агрессивно себя ведут на работе, именно принимая своих, и отвергая чужих, захватывая определенную власть эти кланы в университетских городках.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Это ерунда, я могу вам сказать.

О.АЛЕКСАНДР: Понимаете, наши оценки не статистические, но это существует.

Е.БАЛАШОВ: А как это вообще, какие проблемы-то сегодня решающие перед обществом ставим… Может, действительно демографический кризис больше проблема для нас, для всех, для выживания или нет?

Э.МИШИН: Давайте запретим презервативы для всех — это решит проблему.

Е.БАЛАШОВ: Не надо о презервативах. Я не про ваше лукавство, и не про уход. А скажите, что прогрессивного в том, что мы будем пропагандировать среди молодежи однополые браки, однополую сексуальную связь? То, что неестественно для развития человечества, для человеческого сообщества, для государства. Это что? Ну, давайте, к чему… помогите мне, пожалуйста. Определить границы, на чем вы остановитесь, когда вы будете удовлетворены. Когда государство будет гомосексуальным?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Нет, вы говорите…

О.АЛЕКСАНДР: Позвольте мне сказать. Вы говорите по времени гораздо больше.

Н.АЛЕКСЕЕВ: А вы говорите весь вечер.

О.АЛЕКСАНДР: Я хочу сказать, что с моей точки зрения, здесь еще, знаете, некий работает такой механизм преодоления стыда, который, конечно, у каждого существует. Так вот через эту демонстрацию как бы люди освобождаются от этого чувства стыда, и других, которые как бы еще колеблются, призывают к этому ребят — все в порядке, вот видите, мы даже идем по улице, все хорошо.

Е.БАЛАШОВ: Да, граница определенная нравственности.

О.АЛЕКСАНДР: Я думаю, что в этом есть как раз развращающее действие, такой демонстрации, а вовсе не отстаивание чьих-то прав.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я бы хотел, чтобы Эд Мишин сказал — вот тоже принимайте участие в этой дискуссии.

Э.МИШИН: Мне кажется, что цель, как вот вы говорите — я тоже, кстати, часто слышу этот аргумент — почему, давайте геев запретим, потому что и так мало рождается людей в стране. Я не могу понять — у вас задача поголовье стада увеличить?

Е.БАЛАШОВ: Как мне ответить моему сыну на вопрос, когда вы пройдете демонстрацией с плакатами, транспарантами и на которых было изображено ваше… семья — это ячейка, и мне надо воспитывать своего сына. И он спросит — папа, а кто эти люди, и я скажу — понимаете, это те, кого мы должны защищать. — А зачем? — спросит сын. — А для того, чтобы они создавали семьи свои. А дальше-то что? А дети откуда будут рождаться?

Н.АЛЕКСЕЕВ: И прекрасно, и пусть создают.

Э.МИШИН: А не нужно детей.

Е.БАЛАШОВ: Понятно.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Сколько в России бездомных детей, скольких вы довели до того, что в России… сколько миллионов детей в России…

Е.БАЛАШОВ: А вы… В том числе, от беспорядочности связей, от греха.

Э.МИШИН: Ничего подобного. Мы еще виноваты в этом?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Можно я отвечу на его вопрос?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Посмотрите на меня. У нас есть радиослушатели, которые не понимают, что происходит в эфире. А я не могу все время говорить… то есть, вас могу останавливать, о. Александра — не могу.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Я хочу ответить на вопрос относительно демографической проблемы в России. Демографическая проблема в России возникла не из-за геев. Демографическая проблема в России возникла из-за того, что ваш семейный кодекс — это ноль. Ваш семейный кодекс не гарантируют никаких прав семейным парам.

Е.БАЛАШОВ: Вы гражданин России? Почему наш семейный кодекс, он в том числе и ваш.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Ваш. Вы его принимали. Я его не принимал.

Е.БАЛАШОВ: Так вы же избирали депутатов Государственной Думы.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Так вот, я хочу сказать, что до тех пор, пока вы не предоставите семейным парам, гетеросексуальным парам, традиционным семейным парам, как вы говорите, набор прав, которыми они пользуются на Западе, экономических прав — огромное количество льгот, и так далее, и не создадите условия для создания семьи, до тех пор не будет семей, не будет детей, и будет демографический взрыв.

Е.БАЛАШОВ: Какие ценности вы будете прививать детям?

О.АЛЕКСАНДР: Николай, наконец-то я с вами согласен.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: О. Александр…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Вот, со мной согласен даже о.Александр.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я прихожу в Церковь к вам — я веду себя нормально?

О.АЛЕКСАНДР: Да.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы же свидетель. Ну так пожалуйста.

Э.МИШИН: Вам не кажется, что мы опять обсуждаем не то, ради чего мы здесь собрались?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Поворачивайте дискуссию.

Э.МИШИН: Вопрос самый главный. Я не могу понять — нравственно быть геем, не нравственно, что демонстрировать — это вообще не имеет никакого отношения к этому гей-параду. В этом гей-параде есть совершенно четкий момент — власти могут разрешить меньшинству парад? Хорошо, могут или не могут. Второй вопрос — хотят, или нужно ли… как выяснилось, что внутри сексуальных меньшинств тоже не все поддержат его…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Это сейчас не имеет значения.

Э.МИШИН: Но это вопрос даже второй. Вы совершенно правы. Самое главное — это почему власти могут разрешить или не разрешить любому меньшинству… давайте даже забудем про геев — провести этот парад. А мы сейчас опять начинаем обсуждать — вот детей мало рождается…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет…

Е.БАЛАШОВ: Ну вам мешает кто-нибудь ходить в ваши клубы?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Минуточку, вы тоже поймите, люди не машины…

Е.БАЛАШОВ: Общаться там, собираться…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вот здесь есть такое сообщение очень интересное, я бы хотел…

Е.БАЛАШОВ: Кто мешает между собой общаться? Ответьте на вопрос.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Ну, вам же не мешают на демонстрации ходить? И мы хотим пойти на демонстрацию — какие проблемы?

Е.БАЛАШОВ: Демонстрировать смотря что.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Мы докажем через судебные инстанции…

Е.БАЛАШОВ: Кому? Кому докажете?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Вам докажем. Что мы имеем такое право.

Е.БАЛАШОВ: Мы знаем, что вы имеете полные права, но зачем навязывать свои права…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Никто не навязывает свои права. Мы пользуемся своим конституционным правом.

Е.БАЛАШОВ:… нашим традиционным ценностям. Зачем оскорблять наши ценности?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Посмотрите литературу 19 века — посмотрите, какие были ценности.

Е.БАЛАШОВ: У нас ценности — семья…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Спасибо большое. Теперь наш интернет, Ираклий пишет: «Гей-парад — это урок толерантности для российского общества, которому пора перестать неадекватно и дико реагировать на совершенно нормальные явления, как-то счастливые гей-пары, идущие по городу, африканский студент, женщина в мусульманском платке, или мужчина в кипе — это все совершенно обыденно в современном обществе, на эти вещи никто не обращает внимания, потому что они повсюду — люди не стесняются показать свою сексуальную, национальную принадлежность. Всяческие гомофобы… хватит тыкать пальцем, посмотрите лучше в зеркало на себя» — ну и дальше тут он «чем вы от обезьяны отличаетесь» — довольно резко. А Ната пишет совсем другое из Санкт-Петербурга: «Дело не в том, будет ли гей-парад, или нет. Дело в том, что российское общество агрессивно, нетерпимо и невротично. Уровень ксенофобии, а гомофобия — одна из ее форм — очень высок». Яша, студент из Екатеринбурга: «У нас в Екатеринбурге каждый год проводится парад секс-меньшинств — не знаю, правду он говорит, или нет, неважно — различные машины со специальными трапами стартуют от «Малахита» — значит, правду говорит, потому что есть какой-то «Малахит» — и едут по самому центру. И ничего страшного в параде нет, и никто на них не нападает. Москва — самый развитой город России, проводить там парад можно. Какая разница, с кем они спят? Если им так нравится — пусть себе». И вот дальше Лариса из Москвы задает вопрос: «Интересно, а какая цель парада? Геи хотят бороться за свои права? Так в нашем обществе у геев прав нисколько не меньше, чем у натуралов… - дальше она иронизирует — и в думе они есть, и в Кремле, и по телевидению». Вот видите, Лариса, Николай сказал, что есть определенные проблемы. И тогда вообще как отличить? Значит, получается, вот есть какие-то хорошие меньшинства и плохие меньшинства — понимаете, в чем проблема? О. Александр — к вам, прежде всего. Понимаете, получается, что… вы меня простите… дело в том, что вы такой особый священник…

О.АЛЕКСАНДР: Да нет.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы… вот сейчас пришел с майке с короткими рукавами, в такой футболке.

О.АЛЕКСАНДР: Жарко же.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Жарко, да? Вот не представляю. Обычно к нам священники тут приходят так, что…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Наоборот, он пришел не в своей ипостаси, в качестве священника.

О.АЛЕКСАНДР: Священник это не шляпа.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я понимаю, это то, что внутри. Вот вы понимаете — проблема более широкая, как мне кажется. Проблема тогда в том, что как тогда отличить хороших других от плохих других? Что, исходя из Ветхого Завета и Нового Завета? Но ведь люди-то в основном не читают Ветхий и Новый Завет. Получается, что есть какие-то плохие меньшинства, а есть какие-то хорошие. Тогда почему бы нам не назвать африканцев, которые у нас здесь, или, например… ну, вы знаете — просто убили таджикскую девочку, да? Вы помните эту знаменитую историю. Понимаете, как-то нам нужно в нашей стране делать какие-то такие действия, которые показывают, что меньшинства — это малая часть какого-то большого мира, в котором мы все живем. Иначе как мы будем двигаться вперед?

О.АЛЕКСАНДР: Понимаете, ведь не всякое меньшинство обязательно замечательное и хорошее, надо его холить и лелеять. Потому что мы все-таки должны опираться не на численность той или иной группы, а все-таки что нам говорит слово Божие? Потому что это действительно откровение, это то, по чему мы живем. Скажем, 10 заповедей — никто из присутствующих, наверное, не будет отвергать их основополагающую ценность. Правильно?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну, да.

О.АЛЕКСАНДР: Все, о чем мы говорили сейчас из Библии, это как бы продолжение развития того, что сказано в них. И поэтому если нам сказано, что во Христе нет ни иудея, ни эллина, никакая нация не должна превозноситься, ни о какой не можно сказать, что она плохая, потому что он чеченец, грузин, еврей, и так далее… то это будет противоречить христианскому…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: То есть…

О.АЛЕКСАНДР: А то, что касается вот этих гомосексуальных связей, в Библии совершенно определенно, и в Ветхом завете говорится, что это есть «мерзость перед Богом».

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Понял, понятно — все уже написано.

О.АЛЕКСАНДР: И еще я хочу сказать, в чем вред такого рода демонстраций. Дело в том, что каждый молодой человек и девушка проходят через стадию так называемую гомоэротическую, это где-то 11−12−13 лет, когда завязываются дружеские контакты с представителями своего пола. И вот если эта стадия затягивается, то она может перейти в гомосексуальную. Она нормальная до тех пор, пока она, где-то уже в 16−17, переходит в гетероэротическую. Но если мы на этом фоне будем пропагандировать, что гомосексуальная связь — это норма, что это ничего страшного, и давайте вы ребята, вот ходите по улице… то мы тем самым будем поддерживать как раз застревание людей в этой гомоэротической… молодых людей.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Понял. Пожалуйста, Эд Мишин.

О.АЛЕКСАНДР: И будем иметь гомосексуальные пары.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я вас понял.

Э.МИШИН: У меня вопрос все-таки к Н.Алексееву. Про меньшинства все понятно — у меньшинств есть масса проблем, у всех меньшинств. Но я не могу понять одного — каким образом гей-парад решит вот упомянутые эти проблемы — там было сказано — браки, дискриминация, все прочее. Как гей-прарад эти проблемы решит, я так и не услышал этого ответа.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Почему? Он же объяснил.

Э.МИШИН: Он объяснил, что мы почувствуем сплочение, и все. И что, это сразу решит проблемы эти, что ли?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Ну, почему? Это по-разному. Когда люди… а когда «Наши», 60 тысяч человек собрались, они какие проблемы решали? Вот 60 тысяч…

Э.МИШИН: Я думаю, они решали проблемы власти, скорее, а не свои собственности.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Не важно, но они же вышли.

Е.БАЛАШОВ: Они отрабатывали определенный проект — скажем так.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я понимаю. Ну вот считайте, что тут отрабатывается определенный проект. Я не считаю, что это сущностный вопрос. Ну, как? Опять же вы говорите — как оно решит проблемы — да как они считают, так оно и будет решать проблему. Вот каждый.

Е.БАЛАШОВ: Простите, а как проблему вот увольнения… давайте так — трудовой кодекс, увольняют гея с работы. Его увольняют, что пишут в трудовой книжке у гея? Говорит Евгений Балашов. Вопрос.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Это не ко мне вопрос…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Вопрос — что пишут в трудовой книжке? Все, что угодно, только не уволен за сексуальную ориентацию.

Е.БАЛАШОВ: Так, а за что же вы будете тогда бороться-то, объясните мне. Его что, увольняют…

Н.АЛЕКСЕЕВ: За то, чтобы такие факты можно было довести до суда. И доказать тот факт…

Е.БАЛАШОВ: Так и доказывайте.

Н.АЛЕКСЕЕВ:… что его уволили по признаку сексуальному.

Е.БАЛАШОВ: Так значит у нас достаточно законодательства?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Нет. По признаку сексуальной ориентации — в настоящее время…

Е.БАЛАШОВ: Извиняюсь…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Я сейчас, в настоящий момент, сужусь с МГУ по поводу моего собственного отчисления из аспирантуры МГУ за то, что я…

Е.БАЛАШОВ: Это ваше подозрение. Меньше подозрительности.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Стоп, секундочку. За то, что я пытался представить в качестве научной диссертации книгу «Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств». Мне это не позволили сделать, мне пришлось уйти. Я сейчас сужусь с МГУ.

Е.БАЛАШОВ: Знаете, Николай, я бы порекомендовал бы вам нового научного руководителя.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Ничего подобного.

Е.БАЛАШОВ: С нормальными вашими ориентациями, и…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Сам декан факультета подтвердил, что тема не подпадает под профиль факультета.

Е.БАЛАШОВ: Совершенно разумный ответ.

Э.МИШИН: Совершенно разумный ответ.

Е.БАЛАШОВ: Если факультет химии, то конечно, может быть, и не подпадало, но я считаю, что с точки зрения как раз…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Это не факультет химии.

Е.БАЛАШОВ:… научной — очень интересная тема. С точки зрения медицинской — безумно интересная тема. Именно позиционируя, о чем говорил о. Александр, мне, например, это очень близкая тема. Ее надо развивать и рассуждать на эту тему. Но зачем же демонстрировать, навязывать и оскорблять чужую нравственность за счет удовлетворения своей нравственности? Вот это посягательство на мои права, на права моих детей. Я хочу их защитить.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Нет, мы ни на чьи права не наступаем. Мы реализуем…

Е.БАЛАШОВ: Вы нарушаете права моего ребенка.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Нет, мы реализуем свое конституционное право.

Е.БАЛАШОВ: Нет, ну как?

Н.АЛЕКСЕЕВ: Конституционное право гарантирует каждому гражданину России право на демонстрации, шествия, митинги и пикетирования.

Е.БАЛАШОВ: Вы же не просто так…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Оно не может быть ограничено даже федеральным законом.

Е.БАЛАШОВ: Вы хотите сказать обществу, что ваша ориентация…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Это написано в нашем законодательстве.

Е.БАЛАШОВ: Вы хотите доказать обществу, москвичам, что ваша ориентация нормальная.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Абсолютно нормальная. Она и есть нормальная.

Е.БАЛАШОВ: Именно в этом-то и есть противоречие с нами, с большинством.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Никакого противоречия. Сколько детей в России, и в других странах…

Е.БАЛАШОВ:… и с нашей культурой, и с нашей нравственностью…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Покончили с собой только из-за того, что вы не даете им получить объективную информацию.

Е.БАЛАШОВ: В других странах я не работаю, я работаю в Москве.

Н.АЛЕКСЕЕВ: И сколько в России покончили жизнь самоубийством детей…

Е.БАЛАШОВ: Не знаю.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Из-за того, что вы не даете им объективной информации.

Е.БАЛАШОВ: Не знаю, надо каждый конкретный случай индивидуализировать.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Все. У меня вопрос к о.Александру. О. Александр, скажите — конечно, это в основном не христианские страны, это страны католические или протестантские, но мы видим…

О.АЛЕКСАНДР: Нет, это тоже христианские. Не православные.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Не православные. Эт обычная оговорка. Мы видим, что там — я считаю, не говорю про жизнь Церкви и про скандалы внутри Церкви — это оставим. Я просто говорю, что там эти явления существуют — гей-парады, все это есть. И это не осуждается Церковью.

О.АЛЕКСАНДР: Ну, смотря какой Церковью. Там есть разные деноминации, разные конфессии, и не нужно думать, что там все одинаково терпимы к такой явной демонстрации греха. Так что за все нельзя отвечать…

Н.АЛЕКСЕЕВ: Я вам могу привести пример Испании…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Подождите.

О.АЛЕКСАНДР: И поэтому я думаю, что там также в Церкви есть разные мнения. Я знаю, что есть действительно Церкви, называющие себя христианскими, где венчают гомосексуальные браки. Но я думаю, что это просто свидетельство страшного падения этой Церкви, и, собственно, отпадения от евангельской традиции.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я прочитаю сообщение Георгия из Москвы. Тут очень интересное, тут есть размышления. Собственно, это последнее, что я прочитаю, а дальше мы просто обменяемся в конце мнениями, потому что как бы все ясно. «Гей-парады — это норма в большинстве столиц мира. Если уже говорить о Москве, то геев в Москве гораздо больше, чем многим кажется. Насколько я понимаю, юридических оснований для запрета нет, да и быть не может. Я был на многих гей-парадах в Европе, Штатах, Канаде — ничего военного в них нет. Если уж власти рассуждают о демократии и правах человека, лично мне будет очень любопытно посмотреть, как они будут рассказывать о том, почему, собственно, нельзя провести этот парад. К сожалению, я почти уверен, что этот парад не состоится, но это в том случае, я думаю, что стоит поднять шум и обратиться, как минимум, во все международные движения. Если говорить о правах геев, то это разговор, прежде всего, о правах человека. Так что и правозащитные организации молчать, как мне кажется, не должны». У меня в с вязи с этим… я бы хотел, чтобы сейчас каждый по минутке скзаал, и первый в опрос у меня к вам, Николай — вы видите, что разные страны есть. Знаете, когда меньшинство в большинстве — например, мы знаем постоянные драки в Ирландии — вы знаете, католики и протестанты, там просто доходит до кулачных боев, хотя казалось бы, там давно уже…

Е.БАЛАШОВ: До убийства, прямо скажем.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Да. Просто какая-то история. Не кажется ли вам, что настаивая на проведении такого гей-парада — может быть, здесь я бы поддержал Эдуарда Мишина — что результат будет гораздо более негативный, чем должен быть? Потому что страна вот такая, она ни хорошая, и ни плохая. Но она состоит из о. Александра, из депутата…

Е.БАЛАШОВ: Балашова.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет, из депутата — я не беру конкретно вас, есть люди и пожестче вас, которые говорят фразы. Эдуарда, других людей. Страна вот такая вот.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Да, я понял вопрос.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: И в ней… вот я жестко скажу — как бы знай свое место — вот такое вот так вот.

Н.АЛЕКСЕЕВ: У меня к вам встречный вопрос — а что может быть хуже?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Хуже? Война, цунами, многие вещи могут быть…

Н.АЛЕКСЕЕВ: То есть вы считаете, что демонстрация геев по Тверской улице приведет к тому, что начнется война или цунами?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет, это… ну, последствия социальные какие-то.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Где-то прозвучало мнение, что это приведет к тому, что снова будет рассматриваться закон о криминализации гомосексуальных отношений…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Может быть и так.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Теперь я просто хочу заверить всем сейчас нашим слушателям, кто слушает — такого в России никогда не произойдет. Даже если это будет делать Райков, «Родина», или кто-либо еще. По одной простой причине — что это противоречит европейской конвенции. И европейский суд по правам человека уже неоднократно это подтверждал.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Все, я вас понял. О. Александр, 30 секунд, пожалуйста, ваш вывод.

О.АЛЕКСАНДР: Вы знаете, я боюсь, что этот вопрос поднимет большую дискуссию в правозащитных кругах, и вместо того. чтобы тратить силы и время на действительно противостояние ксенофобии, к людям кавказской национальности, черным, желтым, и так далее, будут обсуждаться вот эти проблемы, которые в случае удачи просто нанесут оскорбление — не преуменьшу — миллионам верующих христиан.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Понятно. Г-н Балашов, пожалуйста.

Е.БАЛАШОВ: Вы знаете, я не вижу, во-первых, смысла, цели. А точнее, я вижу только одно — что заявить о себе и создать некий вызов нашим традициям, культуре, москвичам, если хотите. Раз. С другой стороны, это больше навредит, чем принесет пользы — развитию вообще духовному обществу, духовной среде в нашем городе. И я здесь согласен, солидарен с о. Александром, что это уведет от реальных проблем, в том числе, в молодежной среде. Потому что сегодняшние проблемы далеко лежат… отношение к сексуальным меньшинствам. А с точки зрения законодательства, и прочее, я считаю, что в данном случае я буду, как и вся фракция «Родина», выступать с агрессивной позицией по этому вопросу.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Против, да:

Е.БАЛАШОВ: Против.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Все, простите, время. Пожалуйста, Эдуард.

Э.МИШИН: Меня пугает, что в нашей стране с каждым годом все сложнее и сложнее проводить любому меньшинству, каким-то образом доказывать свою точку зрения. И, в общем-то, на мой взгляд, демократии в России становится все меньше. Тем не менее, возвращаясь непосредственно к гей-параду, я считаю, что никаких проблем геев гей-парад не решит, что этот гей-парад был задуман только как пиар одного человека, и, собственно, мы…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: О, вы сейчас…

О.АЛЕКСАНДР: Как же ваш брак…

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вам это обязательно нужно сейчас прокричать в эфир? Я еще раз повторяю — меня абсолютно не интересуют разборки в гей-сообществе.

Э.МИШИН: Пожалуйста.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Это новый тезис вы вбрасываетесь.

Э.МИШИН: Тогда, гей-парад, на мой взгляд, никаких проблем не решит.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Не решит. Но запрещать его?

Э.МИШИН: Запрещать его было бы несправедливо, и я сам лично буду бороться за то, чтобы такие парады разрешали. Хотя участвовать в них не буду.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Благодарю вас.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Можно одну ремарочку только? Я хотел сказать, что по поводу запрета — я вот говорил, что если мэр Москвы действительно запретит такое мероприятие, и так далее. То я вам хочу сказать, что федеральное законодательство предусматривает два места, на которых согласия мэра не требуется, для этого требуется прямое согласие президента РФ. И в случае, если подобный парад будет запрещен мэром Москвы, мы немедленно подадим заявку лично президенту РФ для того, чтобы провести этот парад в Александровском саду.

О.АЛЕКСАНДР: И на Красной площади.

Н.АЛЕКСЕЕВ: Нет.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Понятно. Хорошо. И мне остается напомнить, что в эфире сегодня были отец Александр, Евгений Балашов, Николай Алексеев и Эдуард Мишин.

Ведущие: Матвей Ганапольский

http://www.echo.msk.ru/guests/11 041/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика