Трибуна | Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) | 03.08.2005 |
— После перемен пятнадцатилетней давности в Латвии, как и в России, начался массовый приход людей в церковь. Ведь большинство видят в православии духовный ориентир, ответы на многие философские вопросы нашей нелегкой жизни. Но вот уже лет 6−7 этот процесс стал более осознанным. К нам идет особенно много молодежи. 17 августа мы устраиваем традиционный Крестный ход из Риги в нашу латвийскую православную святыню -" женский монастырь Свято-Преображенская пустынь. Путь нелегкий -" 60 километров. Больше половины паломников -" молодежь.
Но мы понимаем, что судьба православия в Латвии и где бы то ни было во многом зависит от России, ее духовного и материального подъема. Мы молимся за возрождение святой Руси.
Особенным событием для православных в Латвии, которое привело в лоно Церкви много новых людей, было прибытие чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. За три дня православной святыне поклонились более 200 тысяч человек. Храм был открыт день и ночь, люди стояли в очереди по 18 часов. Нас очень удивило, что вместе с русскими к иконе шли и латыши, и люди других национальностей, православные и неправославные. Это продемонстрировало консолидирующую роль нашей Церкви в латвийском обществе, в котором, что греха таить, есть немалые противоречия.
— Вы имеете в виду особое отношение к русским в Латвии со стороны властей?
-" Я бы сказал не о власти в целом, а о некоторых политиках и партиях, которые наживают дешевый политический капитал на национализме. Но я убежден, что сегодня уже далеко не все латыши разделяют эти взгляды. К сожалению, деление общества на своих и чужих еще по инерции существует, оно заметно и обидно для людей. Латвийская Православная церковь очень болезненно переживает такое отношение к людям, тот раскол, который в результате в обществе возникает. С одной стороны, в Латвии говорят о демократизации общества, а с другой -" некоторые подогреваемые СМИ националисты тянут его в доисторическое прошлое нетерпимости.
— Национальные проблемы, к сожалению, дополняются сильнейшим материальным расслоением, и русские здесь не в самом выгодном положении. Как Церковь к этому относится?
— Как и во всех республиках бывшего Союза, у нас есть эти проблемы. Мы скорбим и призываем помогать обездоленным. Каждый наш храм бесплатно кормит самых бедных. Например, здесь, в Троицком монастыре в Риге, каждый день обедают по 200-«250 человек. Это противно разуму и душе, когда у одних нет даже хлеба насущного, а другие купаются в роскоши. И это в XXI веке в европейском государстве!
— Владыка, сколько же всего православных в католической Латвии?
— Около 300 тысяч. Но вместе с приходом новых верующих наша паства и теряет людей -» ручейки текут в противоположные стороны. Раньше в основном уезжали в Россию, и мы радовались за тех, кто возвращался на свою историческую родину. Но вы знаете, как, к сожалению, трудно устроиться в России. Сейчас стало легче уехать на Запад -" в Ирландию, Испанию, Норвегию. Есть у нас один небольшой приход, расположенный в двух километрах от границы с Россией. Там этим летом школу окончили 16 русских православных детей. Все они были прихожанами местной церкви. И все уехали в Ирландию. Никто не поручится, что эти ребята сохранят свою православную веру в этой стране. Их можно понять: в Латвии есть проблемы с работой, есть проблемы языковые и межэтнические.
— Если бы Россия помогала таким людям, поехали бы они на Восток, а не на Запад?
— Россия — наша общая духовная Родина, там наши корни, православные святыни. Эта образованная и нравственная молодежь могла бы послужить возрождению России.
— А вообще получаете ли вы какую-нибудь поддержку российского государства?
— Духовную — конечно. Мы понимаем, что у России сейчас хватает своих проблем, и рассчитываем в основном на свои силы. Но они не так уж велики. Я рискну через «Трибуну» обратиться за помощью к богатым людям в вашей стране. У нас произошло большое горе, какого не было на протяжении веков: сгорели продовольственные склады и другие хозяйственные постройки Свято-Преображенской пустыни. Латвийская пустынка всегда вдохновляла православных людей, сюда ехали со всей России. А сейчас сестры Свято-Преображенской пустыни сами находятся без еды и без крова. И мы взываем к милосердию наших российских соотечественников.
— Но ведь в Латвии немало богатых людей, помогают ли они Церкви?
— Приведу всего лишь один пример. Житель Риги Олег Колосов продал квартиру и на личные средства восстановил уникальную, старинную православную церковь. Причем он взял на себя немалые хлопоты по организации реставрационных работ, сам преодолевал латышские бюрократические рогатки. Такие люди есть. Но большинство наших прихожан сами испытывают материальные трудности. А русский бизнес в Латвии как-то не горит желанием помогать своим соплеменникам. Некоторые вообще боятся признаться, что они православные.
— А помогают ли Церкви латвийские власти? Ведь сотни тысяч православных Латвии -" это ведь тоже налогоплательщики этого государства?
— Никогда никто не дал ни сантима. Ни латвийский сейм, ни дума Риги.
— Владыка, на торжественной службе, посвященной 16-летию вашего вступления в должность, я не видел ни одного представителя латвийской власти. Им абсолютно не интересна жизнь огромной части латвийского общества?
— Ну, я бы этого не сказал. Вот президент Вайра Вике-Фрейберга поздравляет нас на Пасху и на Рождество.
— А есть ли взаимопонимание с братьями по христианской вере?
— Да, есть. Мы постоянно поддерживаем диалог. Недавно мы вместе выступили против марша геев и лесбиянок, который был организован в Риге.