Интернет против телеэкрана | А. Ходов | 02.08.2005 |
К примеру, тезис, что по причине потери инстинкта самосохранения (из-за беззаботной и полной гарантий советской жизни), лени и злонамеренного вмешательства враждебных стране сил, люди начисто утратили рациональное мышление, а поэтому становятся легкой добычей манипуляторов. В том смысле, что нет у них теперь возможности связать причины и следствия, просчитать последствия собственных действий (или бездействий), а тем более последствия действий власти. Посему и попадаются они на разнообразные удочки, действуя против своих же очевидных жизненно-важных интересов.
А в реале люди (и не только в России, и не только сейчас) вообще не слишком часто используют это самое рациональное мышление, да и элементарную логику тоже. Разве только профессионалы-аналитики, да немногочисленные любители-энтузиасты этого дела. То есть «утрачивать» тут особо было и нечего. Во всей этой перестроечной и постперестроечной истории мозгов у нас не напрягал никто: ни народ, ни правящая элита ни уж тем более творческая интеллигенция (которая отродясь не имела не только пресловутого рационального мышления, но и самих мозгов). Все действовали исключительно в соответствии с имеющимися у каждого стереотипами поведения, то есть практически на автомате. Действовали, разумеется, по-разному, ибо и стереотипы у всех разные. У кого преобладал хватательный рефлекс, тот шустро греб все под себя, другие ждали халявных галушек с небес, третьи смотрели с неодобрением на всю эту вакханалию, но ничего не предпринимали, ибо «политика не их дело» и так далее. И это вполне нормальное поведение.
Совершенно зря, на мой взгляд, авторы книги (неоднократно) ставят в пример «гражданское общество», как образец «рационального мышления». Мол, в сходной ситуации в таковом обществе быстро бы оценили негативные последствия проводимых реформ для каждой из имеющихся в обществе групп, самоорганизовались и поставили бы на место зарвавшихся реформаторов. А у нас, мол, это не сработало за отсутствием рационального мышления, соответствующих структур и навыков. Со структурами и навыками я готов и согласиться, ибо долгое житие в капитализме неизбежно способствовало появлению соответствующих поведенческих стереотипов. Но вот насчет «рационального мышления», извините. Уверяю вас, что думают там ничуть не чаще чем в России, а, скорее всего еще и реже. То есть говорить надо не о «рациональном мышлении», а о «рациональных» стереотипах поведения.
Самое забавное то, что манипулировать людьми, которые не имеют других стереотипов кроме «рациональных» проще всего. Их реакции просчитываются с наибольшей точностью, а, следовательно, и манипуляция ими предельно облегчена. Достаточно только намекнуть, что определенные модели поведения принесут им выгоду — клюнут немедленно, и не задумываясь о последствиях. И напротив, достаточно намекнуть, что другие модели поведения ухудшат их благосостояние, то сразу будут отброшены и честь, и совесть и любые формы альтруизма. Лично мне совершенно не хочется, чтобы в моей стране получили широкое хождение «рациональные» стереотипы подобного толка.
Я прекрасно помню, как усиленно внедряемые с хрущевских времен пусть и несколько иные, чем на западе, но, несомненно «рациональные» стереотипы поведения в конечном итоге и угробили страну. Именно на них и играли «реформаторы», обещая бесплатную манну с небес. И основной удар пресловутые «враждебные силы» наносили вовсе не по «рациональному мышлению», какового вообще не имелось, а по уцелевшим к тому времени «нерациональным» стереотипам: честному труду, чувству долга, жертвенности, любви к родине и так далее. Для этого требовалось выбить у огромной массы людей любую почву из-под ног. То есть наглядно показать им, что имеющийся набор стереотипов больше не адекватен ситуации.
Механика этого дела прекрасно раскрыта в старом фильме «Город Зеро». Кто забыл: отправившийся в командировку герой попадает в некий населенный пункт. И начинается: голая секретарша в приемной директора, торт в виде собственной головы, постмодернистский музей и прочие вопиющие несообразности. От острого противоречия наблюдаемой действительности с привычными стереотипами у героя начинает явственно ехать крыша. Вскоре он уже в должной кондиции и готов к усвоению любых установок, которые вложат в голову закулисные кукловоды. А куда бедному человеку деться? Рационально мыслить (именно мыслить!!!) он не приучен, для этого требуется немалый тренинг, а быть белой вороной никому не хочется. Если отказывают привычные, приобретенные в процессе социализации программы, то единственной альтернативой принятию новых (услужливо подготовленных манипуляторами) является откат к уровню врожденных поведенческих программ, то есть к голым инстинктам. А это не слишком здорово, ибо нынешнее общество довольно сложно. Инстинктивные действия с большей вероятностью приведут к неприятностям, чем избавят от них. Тем более что эти самые инстинктивные действия тоже легко просчитываемы и учтены в планах манипуляторов. Именно это все мы и наблюдали в перестройку, когда по всем каналам СМИ шла сплошная «шоковая терапия» массового сознания.
Каждый человек еще в переходном возрасте создает себе личную матрицу поведенческих стереотипов. По сути дела создается не больше не меньше, как индивидуальная модель вселенной. В нее входят личные представления о добре и зле, правде и истине, смысле жизни, отношение к обществу и природе. На основе созданной модели принимаются потом практически все осмысленные и автоматические решения. В дальнейшем (в процессе бытия) личность сталкивается с фактами, которые не укладываются в имеющуюся схему, и она подвергается коррекции (правда большинство этим себя не утруждает, а неудобные факты просто отбрасываются). Основными источниками информации, на основе которой создается матрица, являются: семья, окружение, книги, средства массовой информации, школа. Но школа решает проблему закрепления в сознании учащихся некого объема обязательной информации (обычно не носящей мировоззренческого характера). Это старая проблема. Сформировавшаяся в XIX веке система образования обеспечивала прошедшим ее определенные преимущества социального плана, но в то же время (из-за отсутствия воспитания и системы формирования целостного мировоззрения) способствовала моральному одичанию общества. И это не удивительно, ибо хотя власть имущие и испытывали постоянную потребность в квалифицированных специалистах для развивающегося производственного процесса, они совершенно не были заинтересованы в появлении слишком большого числа мыслящих индивидуумов. В течении ХХ века если что и изменилось в системе образования — то в худшую сторону. По-прежнему система образования готовит не гармонично развитую личность, а специалистов, причем все более узких и узких. В семье с момента вовлечения в ХХ веке женщин в производственный процесс, воспитание тоже сошло на нет. Родители занятые ежедневной гонкой на выживание не в состоянии уделять детям должного внимания. Таким образом, основными источниками мировоззренческой информации становятся: телевизор, книги, Интернет и окружение (чьи стандарты поведения и идеи тоже большей частью почерпнуты с телеэкрана). Учитывая, что телепрограммы, популярная печатная продукция, сайты Интернета большей частью наполнены расхожими штампами, ложными проблемами, откровенной дезинформацией и чепухой, в которых тонут редкие крупицы истинной информации, то не приходиться удивляться, что сформированные на такой базе матрицы стереотипов крайне убоги, негативны и имеют мало общего с реальной картиной окружающего человека мира.
У моего питерского родственника в соседях две забавные старушенции. До сих пор задергивают шторы и боятся подходить к телефону. Все опасаются всепроникающего ока всесильного КГБ. То есть, как получили в далеких шестидесятых соответствующие программные установки, так и шуруют по ним без оглядки на окружающую действительность. Кстати говоря, очень многие интеллигенты от них не далеко ушли. Уж, казалось бы: жизнь сломана, перспектив никаких, фактически превратились в деклассированные элементы в результате реформ. Но все поют песни о проклятом тоталитарном прошлом, свободе и демократии. Разве только к старой теме «проклятой страны» добавился новый мотив о «неправильном народе». А ведь это, как мы все неоднократно слышали, были самые думающие люди в стране. Так чего тогда ожидать от всех прочих?