Интерфакс-Религия | 01.08.2005 |
В возрасте 39 лет Серафим оставляет обитель и селится в деревянной келье в густом лесу на берегу реки Саровки, неподалеку от монастыря. Так начался путь его аскетического подвига. Он жил в строгом посте, безмолвии, телесном труде и непрестанной молитве. Ходил в простом балахоне, с медным крестом на груди, с сумкой за плечами, наполненной камнями и песком, поверх которых лежало Евангелие.
Когда преподобного Серафима спрашивали, зачем он носит на спине такую тяжесть, он отвечал: Томлю томящего меня". Три года он ни с кем не говорил ни слова, тысячу дней и тысячу ночей провел в молитве, стоя на камне. Таких камней у него было два: один находился в его келье, другой лежал в лесной чаще. На камне в келье святой стоял с утра до вечера, а на ночь шел в лес.
После 16-летнего пребывания в пустыни, в 1810 году, Серафим Саровский вернулся в монастырь. Старец никого не принимал, проводя все время в молитвенном уединении. Еще через 17 лет он вышел из затвора, получив, как сказано в житии, благословение от Богородицы, которая в течение жизни двенадцать раз являлась ему и трижды исцеляла. Она повелела старцу принимать верующих, исцелять больных, утешать скорбных, наставлять на истинный путь заблудших.
Серафим учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, а главные его средства — пост, молитва и добрые дела. «Стяжите Дух мирен, и вокруг вас спасутся тысячи», — говорил преподобный, и эти слова он пронес через всю свою подвижническую жизнь.
В последний период земной жизни он особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Смерть старец принял стоя на коленях перед иконой Божией Матери.
Как многие Божии угодники, преподобный Серафим обладал даром провидения. «Будет царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет, что восстанут против царя, произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних. Реки крови русской прольются, но Господь помилует Россию и приведет ее путем страдания к великой славе», — сказал он однажды.
19 июля 1903 года произошло обретение святых мощей преподобного Серафима, после чего он был прославлен в лике святых. В двадцатые годы XX века во время революционной смуты и гонений на Церковь, предсказанных преподобным Серафимом, святые мощи пропали, и сравнительно недавно, в июле 1991 года, были обретены вновь и перенесены в возродившийся после разрухи Дивеевский монастырь. Крестный ход со святыней прошел тогда по многим городам России.
Два года назад, 1 августа, в России состоялись торжества, посвященные 100-летию со дня обретения святых мощей преподобного Серафима, в которых приняли участие патриарх Алексий, президент Путин и тысячи обычных верующих.
Сегодня, оглядываясь назад, мы видим, что предсказания святого сбылись. Страданий на долю России действительно выпало в избытке. И теперь на вопрос о том, придем ли мы «к великой славе», каждый должен ответить сам. Как бы то ни было, сегодня мы становимся свидетелями возрождения веры, а вместе с ней — памяти о ее подвижниках. Серафим Саровский на протяжении всей своей жизни стяжал Святой Дух, и вокруг него спасались тысячи. И пока жива память о нем, жива надежда на спасение.