Русская линия
Итоги Дмитрий Серков01.08.2005 

Ноев ковчег в степях Казахстана

Жители южного Казахстана считают, что ветхозаветный Ной причалил на своем ковчеге не к Арарату, а к горе Казыгурт, что под Чимкентом. Как библейский патриарх мог оказаться в казахской степи, решили разобраться корреспонденты «Итогов»

На протяжении многих лет ученые, краеведы и путешественники ищут и не могут отыскать следы знаменитого Ноева ковчега, благодаря которому, согласно библейским текстам, на нашей планете сохранились жизнь и род человеческий. Ищут ковчег на Арарате, на Синае, в горах Азербайджана и на Черноморском побережье. А вот с легкой руки казахских исследователей список мест, где мог бросить якорь легендарный патриарх, пополнился еще одной географической точкой. Это гора Казыгурт, расположенная в 60 километрах от южноказахстанского города Чимкент (Шымкент).

Оазис имени Ноя

Шельде — так казахи называют период в самый разгар лета, когда температура воздуха в здешних местах достигает максимальных значений. «Зря вы сюда сейчас приехали, очень сильный жара стоит!» — пожаловался на погоду таксист Сабрхан. В тени термометры показывали сорок пять.

Остроконечная скала на одном из склонов горы Казыгурт, по мнению местных жителей, и есть окаменевший Ноев ковчег

Даже привыкшим к южному климату кочевникам такой скачок температуры доставляет немало хлопот. Зато в это жаркое время года в гостиницах Чимкента предлагают уникальную услугу — два бесплатных посещения сауны. Видимо, для тех, кто любит погорячее. А нам предстояло отправиться в парилку под открытым небом — в Казыгуртский район, территория которого по большей части состоит из выжженных солнцем степей. Первым, кого мы встретили, был одиноко сидевший в тени такого же одинокого дерева карагач старый пастух Айдар. На вид ему было не меньше сотни лет. «Уж он-то наверняка слышал местные легенды о Ноевом ковчеге, а может быть, и сам был свидетелем Всемирного потопа», — подумали мы, но расспросы решили начать осторожно. Поговорили о его работе, о том, как ему живется на этой земле. После бытовой преамбулы перешли к главной теме:

— А не слышали ли вы, ага (так в Казахстане обращаются к пожилым людям), от своих предков что-нибудь о Ноевом ковчеге, который, по легенде, останавливался здесь в библейские времена?

— Какой еще ковчег-мовчег?! Не морочьте мне голову! У моих коров на жаре молоко скисает, не успеваешь подоить, а вы мне про какой-то ковчег! Вам в администрацию надо. Это они на горе строят корабль, значит, что-нибудь слышали.

В Казыгуртском акимате нас встретила Гульмира Абаева, заместитель районного главы по вопросам идеологии.

— Как вы переносите нашу жару? — первым делом поинтересовалась она. — Если нормально, тогда давайте я покажу вам наш Ноев ковчег.

Вот это удача! Мы не верим своему счастью и примерно через полчаса восхождения по Казыгуртскому перевалу оказываемся у цели нашей поездки, морально готовые лицезреть все что угодно. Сердце билось то ли от крутого подъема, то ли от волнения: «Вот-вот мы увидим легендарный Ноев ковчег!» Однако Гульмира Абаева не спешила: «Сперва надо выпить местного кумыса». Надо — значит надо. Наверное, подумали мы, это такой необходимый ритуал. После продолжительной церемонии распития казахского национального напитка мы наконец-то завершили наш подъем. Над степями возвышался огромный недостроенный корабль. Вот те раз!

— А что? — спокойно заявила Гульмира Абаева. — Пусть евреи ищут ковчег на горе Синай, христиане на Арарате, а у нас есть свой ковчег — здесь, на горе Казыгурт.

Монумент под названием «Ковчег пророка Нуха» находится аккурат на перевале Казыгурт. Его возведение обойдется местным властям в 24,5 миллиона тенге (180 тысяч долларов). Общая площадь монумента составляет приблизительно 1800 квадратных метров. Через несколько лет на этой территории появится оазис с зоной отдыха и автостоянкой. С окрестных сел сюда свезут деревья и цветы, а для того чтобы палящий зной не погубил растительность, у подножия перевала уже прорыли три артезианские скважины, из которых воду насосами будут подавать к саду. Гульмира Абаева с хозяйской щепетильностью рассказывала, как будет развиваться строительство. «А ковчег в конечном итоге обошьем орехом», — резюмировала она. Честно говоря, было несколько странно слушать рассуждения представителя власти о деталях строительства легендарного корабля. Наверное, примерно так же и пророк Ной описывал единомышленникам свои планы.

Собственно, возведение казахского Ноева ковчега началось, когда к власти Казыгуртского района своим постановлением узаконили право местных жителей называть себя прямыми потомками Ноя. После того как печать в документе была поставлена, жители села Казыгурт перестали сомневаться в подлинности библейских сказаний. В Средней Азии авторитет избранной власти непререкаем. В подтверждение серьезности своих намерений районная администрация разработала герб, на котором на переднем плане красуется непотопляемый ковчег. Желание чиновников обозначить причастность своего района к ветхозаветной истории очевидно. «В скором будущем здесь разместится туристический комплекс с развернутой инфраструктурой», — рассказал один из заместителей главы района Абай Серкебаев.

Местные историки не подтверждают и не отрицают правдивость казахской легенды. «Я думаю, что стремление акимата придать легенде современный облик можно объяснить желанием выделить район в ряду соседних и, соответственно, извлечь из этого практическую пользу, — уверен научный сотрудник Южноказахстанского областного краеведческого музея Владимир Горянов. — В то же время, если глубже копнуть историю края, то можно найти много интересного». Действительно, ведь не на пустом же месте рождаются легенды. В Южном Казахстане есть немало людей, которые поднимались на самую вершину горы Казыгурт и видели там причудливую каменную выкладку, по форме напоминающую днище лодки. К тому же ходят слухи, что с древних времен в этом месте, опять же из камней, выложен круг диаметром 120 метров, в центре которого расположен 36-метровый каменный крест. Как рассказал нам один из сельских аксакалов, просто так это место и этот крест не найдешь: надо долго молиться, а при восхождении читать суры Корана, и тогда духи горы покажут загадочное место. Может, это и так, но проверить на практике данное утверждение весьма непросто. Покорить вершину Казыгурта можно, только имея хорошую альпинистскую подготовку.

Если посмотреть на Казыгурт издалека, складывается полное впечатление, будто в казахских степях остановился на отдых двугорбый верблюд. Высота горы 1768 метров. Сегодня у ее подножия проходит международная трасса, соединяющая Казахстан и Узбекистан. А несколько столетий назад здесь пролегал Великий шелковый путь. Доктор исторических наук Ольга Чечина не один десяток лет путешествовала по отдаленным районам Южного Казахстана, собирая этнографический и исторический материал. «Гора Казыгурт не простая возвышенность, — рассказывает она. — С древних времен казахи поклонялись этому месту».

Казахские писатели и поэты неоднократно пытались исследовать достоверность легенды о казыгуртском Ноевом ковчеге. Писатель Сауырбек Бакбергенов в своих трудах пересказывал местные предания о том, как великие воины перед дальними странствиями приходили поклоняться этой горе. В трудах казахского поэта-философа XV века Асан Кайгы также встречаются упоминания о деяниях Нуха: «Казыгурт является горой, помилованной и благословленной Богом, что в тебе много добрых качеств, потому что к тебе пристал ковчег пророка Нух».

Из рассказанного стариками у Ольги Чечиной сложилась своя версия, которая подкрепляет местные легенды о Ноевом ковчеге. По ее мнению, топонимика района вполне может указывать на то, что именно здесь причалил Ной. Название города Чимкент (Шымкент), по версии историка, состоит из двух частей: корень «шым» («чим») на тюркских языках обозначает дерн, насквозь пропитанный влагой, а корень «кент» на языках иранской группы — «город», что вполне ложится в легенду о Всемирном потопе. После библейской катастрофы на месте южного Казахстана бушевало море. Однако спустя какое-то время вода начала спадать, и над ее поверхностью появились верхушки холмов. Поэтому, считают местные «ковчеговеды», когда голубь принес Ною весточку о том, что потоп закончен, выбор места для стоянки пришелся на удобный для жизни участок суши, пропитанный влагой. Со временем там, где плескалось море, остались лишь казахские степи.

В южных районах Казахстана протекает река Кошкарата, где-то на ее берегах, как гласит предание, располагался древний храм, первым жрецом которого якобы и был Ной, или, как его называют мусульмане, Нух. В далекие времена местные племена почитали бога солнца — Дао. Ной, как утверждают аборигены, помнил рассказы своих предков о былых неспокойных временах, когда разгневанный Дао изрыгал огонь, земля содрогалась, рушились горы, гибли люди и животные. Однажды Ною пришло видение, что Дао опять просыпается и хочет за грехи наказать людей. Божество через видение донесло до Ноя свою волю. После этого пророк принял решение взять на себя тяжкую ношу ответственности и спасти часть людей, своих домочадцев, и хотя бы по одному из творений божьих с помощью непотопляемого ковчега. Ной, согласно местной легенде, строил свой ковчег из камыша, несмотря на насмешки соседей и друзей. И вот настал черный день — день великого бедствия. Дождь обрушился сплошным потоком, и вершины высоких гор Тянь-Шаня исчезли из виду. После того как стихия успокоилась, Ной добрался до горы Казыгурт и благополучно обосновался на ее склонах. По легенде в память об этом событии на горе был поставлен тот самый ковчег, который со временем окаменел и стал вечным памятником великому бедствию и божьему гневу.

«Вряд ли наша легенда известна где-нибудь за пределами области, — говорит Владимир Горянов, — тем не менее сказание не опровергает основные события, которые были изложены в писаниях трех религий. Если не считать небольших деталей, то в Библии, в Торе и в Коране обстоятельства похождений Ноя не противоречат друг другу».

О том, что область Южного Казахстана была издревле (примерно с III в. до н. э.) заселена людьми, говорят археологические находки. Раскопки могильных курганов ведутся в Южном Казахстане и по сей день.

По ту сторону легенды

А тем временем жители Южного Казахстана пока еще не могут прийти к единому мнению относительно того, в каком месте горы Казыгурт останавливался пророк — на южном или на северном ее склоне. После посещения южной части со стороны Казыгуртского района мы решили исследовать противоположный склон горы и поискать следы Ноя там. Еще в начале пути нас предупредили, что местные жители вряд ли разрешат проводить фотосъемку в священных местах.

Местный житель, старик Бостан-теги, который ежедневно сопровождает паломников к святым местам, передвигался по довольно крутым склонам горы, как проворный юноша. В начале маршрута он провел инструктаж и строго поинтересовался: «Арак шарап вчера не пили, легкомысленных девушек не водили?» «Нет», — честно признались мы. «Тогда с Аллахом на устах и с чистыми помыслами приступим», — проговорил Бостан-теги. По узкой тропке, шагая нога в ногу за суровым старцем, мы поднимались в гору. «При виде чего-либо необычного не пугайтесь, — нагнетал обстановку наш проводник, — если дорогу переползет змея, то надо будет вернуться, значит, местные духи не приветствуют вас».

По легенде, место это открыла маленькая девочка, которая жила в ближайшем к горе селе Ангар-ата. Она постоянно гуляла в этих местах, а впоследствии стала известной целительницей. По глубокому убеждению казахов, сила горы идет со времен Ноя: когда пророк причалил со своим ковчегом в этих местах, на них спустилась благодать.

Бостан-теги порекомендовал пройти между двух больших скал. «Если сумел протиснуться в узкую щель, то получил духовное очищение, если не смог и вернулся обратно — грешен», — говорит он.

Кульминацией нашего восхождения стала громоздкая остроконечная скала, возвышающаяся над комплексом мегалитов. «Это и есть окаменевший Ноев ковчег, который Аллах решил сохранить и заковал в горную породу», — бесстрастно объяснил проводник.

Когда мы спустились к подножию, то наткнулись на родник. По словам аксакалов, именно в этом месте пророк Нух напоил своего коня. «Этот источник имеет три разных вкуса, — объяснил Бостан-теги. — Попробовав воду из трех ложбинок, которые были промыты водой в камне, можно стать здоровым человеком». После сообщений о случаях заболевания брюшным тифом на юге Казахстана от дегустации мы вежливо отказались.

Фирменное казахское блюдо

— Так где же остановился Ноев ковчег? — спросили мы Владимира Горянова.

— Если говорить о библейской трактовке, то Ной, согласно тексту, причалил на горах Араратских. По Корану пророк Нух остановил ковчег на горе Аль-Джуди. Такое географическое название не значится на картах Казахстана. В переводе с арабского «аль-джуди» означает «возвышенное место», то есть пророк мог найти сушу на любой из возвышенностей. Поэтому, если придерживаться принципа «Не отрицает — значит подтверждает», то вполне возможно, что этим местом является гора Казыгурт. Ну, а право утверждать, на каком именно склоне это произошло, я оставлю местным жителям.

Между тем Ноев ковчег уже начал свое плавание по региону. В Чимкенте появился ресторан под названием «Причаливший кораблик». В центре открытой площадки воздвигнут макет непотопляемого судна, зажатого между скал. У подножия горы бьет фонтан. Однако с директором ресторана нам так и не удалось встретиться. Видимо, как и хозяин легендарного ковчега, он не всех принимает на борт своего судна. Зато удалось попробовать одно из фирменных блюд — салат под названием «Ковчег Нуха». После дегустации этого кулинарного произведения у нас сложилось впечатление, что в рецепт блюда вошло каждой твари по паре.

http://www.itogi.ru/Paper2005.nsf/Article/Itogi_200507_2613_2117.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика