Санкт-Петербургские ведомости | Надежда Хорхордина | 01.08.2005 |
Красив Петербург в раннее летнее утро. Чистые и сверкающие от полива улицы и проспекты центра. На них малолюдно и пустынно. Где есть зеленые островки, можно увидеть редких и, должно быть, с очень сильным характером горожан, бегущих трусцой. В благополучной Европе, да в том же Таллине, таких людей, бегущих или крутящих педали велосипедов, невзирая на ранний час, великое множество, причем всех возрастов.
Тем временем наш уютный и чистый Mersedes-Benz покидал пределы города. Куратор поездки и одновременно гид Людмила с хорошо поставленным проникновенным и мягким голосом предложила пропеть молитву за каждого паломника, совершающего это путешествие, поименно. Наши спутники охотно и со знанием дела поддержали идею. Также отдельные молитвы прозвучали и с нашими именами.
Автобус легко катил по дорогам. Людмила рассказывала об истории мест, которые нам предстояло посетить, попутно останавливаясь на канонах и символике православия, житии некоторых святых Русского Севера. Красочный рассказ изредка дополнялся пением молитв и псалмов всеми паломниками. Это были мужчины и женщины среднего возраста. Ехали и дети. Самому маленькому Алеше исполнилось шесть, Роману — девять и Артемию — тринадцать. В храмах мальчики вели себя достойно и очень грамотно. Взрослые были самых разных профессий: врачи, учителя, работники прокуратуры. Но всех объединяли доброжелательность и уверенность, что впереди все будет замечательно.
Иоанно-Богословскому Череменецкому мужскому монастырю 537 лет. Находится он в 30 километрах от Луги. За минувшие столетия его не обошла стороной ни одна беда, которые обрушивались на русский народ: враги-иноземцы обирали и опустошали, а пагубная внутренняя политика разрушила, как полагалось, все до основания.
Сейчас обитель понемногу, шаг за шагом, восстанавливается. Работа предстоит большая и на долгие годы. Что ж, наши предки сооружали свои великолепные строения десятилетиями. На Руси всегда было мало людей. А техническое оснащение и по сию пору не на высоте.
Пока на территории монастыря восстановлена ослепительно-белая церковь Преображения Господня. В ней находится чудотворная икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова, явившаяся в этом месте в 1478 году. От церкви ведет хорошо протоптанная стежка к разрушенному собору Иоанна Богослова. На ее развалинах еще угадывается роспись. В небольшой нише — две современные иконки со свечками.
Вековые дубы, стройные сосны, гладь Череменецкого озера с кувшинками в заводях, медовый запах цветущих лип и трав, плавание в чистейшей воде, темные леса на горизонте — все это великолепие природа дарит каждому посетителю вместе с покоем и умиротворением.
В трапезной нас ожидала матушка Мария. Это она — Мария Петровна Жукова — стала первой жительницей возрождаемой обители в начале 90-х годов минувшего века. За столами, сдвинутыми в одну линию, паломники и мы заодно, обратив лица к иконам, стоя, произнесли «Отче наш» и приступили к трапезе. Она была очень простой — постной, но удивительно вкусной и сытной.
Наш дальнейший путь лежал к часовне святого Трифона Городецкого. Этот реально существовавший человек предвосхитил подвиг Ивана Сусанина. На высокой горе над Городецким озером — старинный погост. Сейчас тут возводится деревянная церковь во имя Успения Божией Матери на месте утраченной старой. Храм строится на средства местного бизнесмена.
Чуть поодаль в низенькой полутемной часовенке с мощами святого Трифона матушка Дарья — маленькая, звонкоголосая — встретила нас, как долгожданных гостей, и одарила крохотными флакончиками с благовонным маслом, сетуя при этом, что пузырьков всегда не хватает, надо, мол, со своими приезжать.
Следующая наша остановка — мемориал «Лужский рубеж». Здесь в жестоком 1941 году мужественные ополченцы две недели сдерживали фашистскую лавину на пути к Ленинграду. Паломники пропели поминальную молитву, мужчины убрали мусор, и мы направились к святому Печерскому источнику за деревней Турово.
Пыльную сельскую грунтовку сменила совсем не гладкая лесная дорога. На месте у родника в ложбинке много частных машин, людей. В крохотную купаленку выстроилась очередь из желающих окунуться в ключевую воду. Все вежливы, спокойны. Улыбаются и ежатся, когда из купальни раздается ликующий мужской возглас — свидетельство погружения разгоряченного тела в ледяную купель.
Женщины, закрыв дверь в полутемную купальню, окунаются безмолвно. Только мокрые волосы да прилипшая к телу одежда говорят о том, что и они не робкого десятка. После приема такой ванны ступни как будто бы покалывали миллионы иголочек, распространяя блаженное тепло и умиротворение по всему телу.
Мы возвращались домой, сполна прочувствовав благодатный день нашего короткого лета.
http://www.spbvedomosti.ru.udns.incru.net/document/?id=6598&folder=191