Российская газета | Анатолий Шаповалов | 29.07.2005 |
Сегодня в России униатов около миллиона. Потомки украинских переселенцев предпочитают молиться ныне в Сибири втайне, что указывает на то, что перемены наступят не скоро.
Минуло сто дней, как на Святой престол взошел 265-й Папа Римский Бенедикт XVI. Тогда немцу Йозефу Ратцингеру, облаченному в золотые одежды, вручили символы папской власти — «перстень рыбака» и епитрахиль. Расшитый пятью красными крестами ритуальный шарф — шерстяная епитрахиль длиной более двух с половиной метров — символизирует заблудшую овцу. Присматривать за ней, оберегать ее от грехов призван Бенедикт XVI.
Детали чрезвычайно важны, но все же не настолько, как суть произошедшего: что следовало ожидать от «простого и скромного — как сам себя охарактеризовал Бенедикт XVI — работника в Господнем винограднике»? Для России и Беларуси, учитывая их нынешнее состояние отношений с римско-католической церковью, этот вопрос далеко не риторичный.
Ни разу в истории церкви Папу Римского не избирали с первого раза. Шла подковерная борьба и на недавнем конклаве. Мало кто знает, что победить Ратцингеру помог тайный, очень подробный доклад о ситуации в церкви. Осталось неизвестным, кто автор 10-страничной брошюры и кем она была распространена среди 115 участников конклава. Ее содержание, как и речь Ратцингера, стали шокирующими. Среди многих священнослужителей отсутствует единство, нередки нарушения правил целибата, тайны исповеди. Много проблем с деньгами, средства, поступающие от верующих, используются в корыстных целях. Важно то, что далее следовали нелицеприятные, но конкретные примеры.
Давно подмечено: до и после избрания человек предстает не тем же самым человеком. Ожидали, что после победы кардинал-танк Ратцингер покроется еще большей броней, подчеркнет свою консервативность. Ожидали, что новый Папа заговорит современным языком, но в духе ортодоксии. Ан нет. Держа в руках посох-крест, Бенедикт XVI заговорил не суровым теологическим, а простым человеческим языком: «Все мы — заблудшие овцы, которые не могут найти дорогу в пустыне. С этим не соглашается сын Божий. Он не может отказаться от людей, оказавшихся в столь ужасной ситуации. Сегодня люди страдают в пустыне нищеты, голода, одиночества, уничтоженной любви, но все эти беды берут начало из внутренней пустыни. Душа подвергнута выжиганию. Вместе с ней сгорают сознание достоинства и сам путь человека. Вывод людей из этой пустыни — главная миссия церкви».
Ватиканисты уже отметили различия между Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI. Кароль Войтыла был в германской оккупации, Йозеф Ратцингер — в гитлерюгенде, хотя этому факту была придана чрезмерная гротескность. Однако надо напомнить, что, согласно законам рейха от 1936 года, членство в гитлерюгенде было обязательно для всех, кому исполнилось 14 лет. Да и из вермахта Ратцингер сбежал, но угодил в плен к американцам. Так что война опалила обоих, хотя и по-разному. Кароль Войтыла не перестал быть поэтом. Ратцингер остался хладнокровным немцем, мыслящим очень рационально. Его въедливый интеллект быстро замечает ошибки и находит пути их исправления. Он не боится говорить прямо и принимать твердые и смелые решения. У него есть и увлечения — любит играть на пианино и органе. Не скрывает, что сладкоежка. По мнению ватиканистов, именно такой — земной Папа — способен объединить церковь ясной мыслью, сильной властью и сердцем. Путь к этому выверен: это диалог, являющийся универсальным рецептом.
28.07.2005