Русская линия
Военно-промышленный курьер Виктор Бусловский29.07.2005 

Патриотами не рождаются
Справедливо ли относить к «потерянному поколению» выросших в годы перестройки?

Вряд ли кто будет спорить, что за последние годы мы многое подрастеряли в патриотическом воспитании молодежи. Между тем патриотизм как основа сплочения нации и возрождения духовно-нравственных устоев издавна был присущ российскому обществу. Но как избавиться от беспечности, которая уже привела к деформации сознания многих людей и самого понятия «патриотизм»? Как добиться большей отдачи и эффективности от реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы»? На эти и другие вопросы в интервью «ВПК» отвечает первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Виктор БУСЛОВСКИЙ.



ЛИЧНОЕ ДЕЛО

БУСЛОВСКИЙ Виктор Николаевич

Генерал-лейтенант Виктор БУСЛОВСКИЙ
Родился 19 июля 1950 г. в селе Гусевка Волоконовского района Белгородской области. Окончил Калининградское высшее военно-инженерное командное училище (1971 г.), Военно-политическую академию (1982 г.), и оба вуза с отличием. Служил на различных должностях, связанных с воспитанием личного состава, в Прибалтийском, Закавказском, Ленинградском военных округах, на Балтийском флоте, в Группе советских войск в Германии. Был начальником политотдела мотострелковой и танковой дивизий, первым заместителем начальника политотдела общевойсковой армии, заместителем командующего по воспитательной работе отдельной общевойсковой армии, сухопутных и береговых войск флота, начальником управления воспитательной работы округа. С декабря 2001 г. — заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, с октября 2003 г. — первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ. Награжден орденами «За военные заслуги», Почета, «За службу Родине в ВС СССР» III степени.



— Виктор Николаевич, совсем в недавние времена слово «патриотизм» склоняли вдоль и поперек. Дошло до того, что это, мол, чуть ли не последнее прибежище сторонников радикального консерватизма. Со временем пена осела. Сегодня любить Россию, отстаивать государственные интересы не считается зазорным. Разработана даже Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Но насколько она востребована и как работает?

— Сегодня, как вы знаете, принимаются неотложные меры по реформированию общества, повышению эффективности борьбы с терроризмом. В этих условиях формирование патриотического сознания россиян является той цементирующей силой, с помощью которой достигается духовно-нравственное единство общества, сплочение народа, обеспечение национальной безопасности страны. Сегодня происходят глубокие преобразования во всех сферах нашей жизни, связанные с преодолением деформации духовно-нравственных ценностей.

Минобороны России совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами является разработчиком и исполнителем Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы». В войсках скоординированы и реализуются планы совместной деятельности органов военного управления, федеральных и региональных органов исполнительной власти по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке ее к военной службе. Организаторами работы по патриотическому воспитанию, особенно командирами и офицерами-воспитателями в армейских условиях уже много сделано для успешной реализации указанной программы. Так, Минобороны РФ совместно с Росвоенцентром в рамках программы провели Всероссийские научно-практические конференции «Отечество. Армия. Церковь» (2003 г.), «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития» (2004 г.). В феврале 2004 г. прошло заседание коллегии Министерства обороны Российской Федерации «О работе по укреплению единства общества и армии, совершенствованию патриотического воспитания молодежи». В ходе международной конференции «Военное дело России и ее соседей в прошлом, настоящем и будущем», прошедшей в марте 2005 г. в Санкт-Петербурге, работала секция по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Рекомендации этих научных форумов активно использовались в организации патриотического воспитания личного состава в канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Наконец, с февраля 2005 г. создан и успешно вещает, правда пока лишь на центральный регион, военный информационно-патриотический телевизионный канал «Звезда». Наполнение его эфира свежим информационным материалом, посвященным современному опыту и практике организации патриотического воспитания, программами духовно-нравственной направленности — наша общая задача.

Полномасштабная работа всех министерств и ведомств позволила сделать вывод, прозвучавший на Всероссийской конференции по патриотическому воспитанию граждан России в октябре 2004 года: «Создана основа системы патриотического воспитания в стране, налаживается взаимодействие всех ветвей власти в части патриотического воспитания граждан России».

Благодаря последовательной реализации этой программы патриотизм сегодня все более осознается населением как защита национальных интересов, наведение порядка, осуществление социальной справедливости, как согласие на поддержку усилий по укреплению правовых основ общества. И этому есть подтверждение. Одно из ведущих информационных агентств Европы недавно представило данные исследований молодежных настроений в ведущих странах Европы, в том числе и России. В них отмечается, что оценки восприятия мира, отношения к своей стране, к будущему у российской молодежи более динамичны и позитивны, чем у западноевропейской. У 93% молодых россиян есть абсолютно четкие жизненные цели, так как они более целеустремленны, а 64% респондентов готовы сражаться за свою Родину с оружием в руках. Эта цифра в 2 раза превышает число потенциальных защитников других стран Европы из числа молодежи.

— Какие же процессы в обществе стали катализаторами рождения и новой жизни Государственной программы? Как ее основные мероприятия затронули воинские коллективы?

— Реализуя накопленный опыт и социальные ожидания населения, правительство Российской Федерации приняло решение о разработке новой Государственной программы патриотического воспитания граждан России уже на 2006−2010 годы. В начале июля она принята. Осуществление указанной программы должно придать новый импульс в преодолении кризисных явлений при переходе к реальному обновлению страны, продолжить создание системы патриотического воспитания с централизованным руководством, координирующим работу всех заинтересованных государственных и общественных структур. Свое место в этой системе занял и недавно созданный Координационный совет по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В последние годы в соответствии с поручением президента РФ от 23 марта 2000 г. в Вооруженных Силах были приняты меры по перестройке всей системы воспитания, морально-психологического воздействия и информационного обеспечения. Сегодня формирование российского государственного патриотизма у личного состава Вооруженных Сил по-прежнему является одной из приоритетных задач руководства страны.

Несмотря на некоторые негативные тенденции, имеющиеся в обществе по отношению к военной службе, большинство военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и практически весь офицерский корпус сохранили высокие нравственные качества, основанные на патриотизме. Этому способствовала достаточно эффективная система воинского воспитания, созданная в армии и на флоте.

По данным социологического центра Вооруженных Сил РФ, 74% офицеров и прапорщиков гордятся службой в Российской армии — наследнице Армии-Победительницы, а 67% солдат и сержантов заявили о своей готовности к самопожертвованию во имя интересов России.

Принят целый ряд важнейших законодательных актов и других документов, определяющих структуру взаимоотношений между государственными органами, обществом и военной организацией России. Сформирована система гражданского контроля над Вооруженными Силами, соответствующая требованиям демократического государства. Совсем недавно состоялось подписание меморандума о взаимном сотрудничестве между Минобороны России и аппаратом уполномоченного по правам человека. А 1 июля с. г. Министерством обороны РФ проведено расширенное совещание руководящего состава ВС РФ по вопросам состояния воинской дисциплины в армии и на флоте. В нем приняли участие представители органов государственной власти, общественных организаций, духовенства, СМИ.

В обществе в целом положительно воспринято введение в школах программ начальной военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности; создание муниципальных военных лицеев, кадетских корпусов, военно-технических, юнкерских и суворовских классов, специализированных школ казачества, классов юнг и гардемаринов, школ-интернатов с углубленной военно-профессиональной подготовкой. Выпускники таких классов и школ, как правило, истинные патриоты России. Многие из них искренне желают стать защитниками Отечества, наследниками славных боевых традиций армии и флота.

Однако для более активного развертывания военно-патриотической работы нужны дальнейшие совместные действия различных заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций. Серьезный шаг в этом направлении — проведенный 8 апреля этого года в Культурном центре Вооруженных Сил РФ с участием Минобороны и Минобрнауки России, РОСТО (ДОСААФ), Российского союза молодежи круглый стол по теме: «Взаимодействие государственных органов и общественных объединений в организации работы с допризывной молодежью в интересах патриотического воспитания». По результатам обсуждения стороны вынесли решение и уже подписали четырехстороннее Соглашение о взаимодействии в работе по патриотическому воспитанию граждан РФ допризывного и призывного возраста.

— Из ваших слов видно, что работа с гражданской молодежью ведется серьезно. А какие все-таки еще есть проблемы в патриотическом воспитании военнослужащих? Как они могут быть решены?

— На наш взгляд, требует корректировки и совершенствования законодательная база государственно-патриотической работы. Речь идет прежде всего о разработке совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами федерального закона «Об организации патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Его принятие позволит определить социально-правовой статус патриотического воспитания, роль, место, задачи и функции каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания. Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы» разработка такого законопроекта уже предусмотрена.

Следующая проблема, над которой нам предстоит совместно работать, — подготовка молодежи к военной службе. У нас есть немало хороших примеров деятельности государственных и общественных организаций в этом направлении, особенно в Башкирии, в Архангельской, Ярославской, Пензенской, Омской, Калининградской областях, Ставропольском и Хабаровском краях.

Тем не менее в последнее время мы часто сталкиваемся со многими проблемами непосредственно на местах. Например, в целом ряде общеобразовательных учреждений пришла в упадок учебно-материальная база начальной военной подготовки, в нерабочем состоянии находятся стрелковые тиры, классы. Ощущается острая нехватка руководителей НВП и ОБЖ, элементарного оборудования, инвентаря, имущества, учебной литературы и наглядных пособий.

Важным направлением в решении проблемы подготовки молодежи к военной службе мы считаем также укрепление делового и конструктивного сотрудничества с РОСТО (ДОСААФ). Нам необходимо накапливать такой опыт, развивать практику взаимодействия органов воспитательной работы, военкоматов и воинских частей с республиканскими, областными и краевыми организациями РОСТО. Наглядным воплощением сотрудничества стала совместная военно-патриотическая акция «Во славу Великой Победы», проведенная в феврале текущего года.

С переходом Вооруженных Сил на контрактный способ комплектования возникает еще одна проблема. Речь — о корректировке методов, форм и содержания не только патриотического воспитания, но и воспитательной работы в целом применительно к категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В 2006—2007 годах в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы» Главное управление воспитательной работы ВС РФ планирует провести научно-исследовательскую работу, в основе которой будут социологические исследования среди российской молодежи по ряду проблем, связанных с совершенствованием патриотического воспитания в армии и на флоте в современных условиях. Результаты его станут основой для разработки методических рекомендаций патриотического воспитания воинов-контрактников.

Организуя воспитательную работу в войсках, мы порой констатируем, что те ценности, понятия, образы, примеры, на которые ссылается офицер-воспитатель, часто оказываются для солдата непонятными и неизвестными. К сожалению, у части современной молодежи отсутствует тот культурно-нравственный фундамент, на котором можно достраивать систему воинского и патриотического воспитания. По этой причине иногда требуется серьезная корректировка духовно-нравственных ценностей и идеалов молодых защитников Отечества.

Что делается в этом направлении? Накануне 60-летия Великой Победы мы пересмотрели тематические планы общественно-государственной подготовки в сторону увеличения часов на изучение тем, посвященных истории Великой Отечественной войны, ввели самостоятельный раздел «Патриотическое воспитание» для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Из двадцати одной темы, изучаемой солдатами в течение учебного года, девять прямо направлены на формирование их патриотического сознания.

Мы ожидаем от Министерства культуры и массовых коммуникаций и Министерства образования и науки, государственных каналов телевидения и радиовещания увеличения времени эфира для информационно-рекламных передач, видеоматериалов, репортажей. А также роста тиражей печатной продукции, посвященной современным будням российской армии, боевой выучке личного состава, условиям жизни и быта военнослужащих, воинским специальностям, примерам мужества и героизма российских воинов, правдивому освещению истории Великой Отечественной войны.

— Вы сказали, как непросто работать офицерам с молодым пополнением. А нет ли проблем с формированием мировоззрения самих воспитателей, особенно недавних выпускников военных училищ?

— Современный офицерский корпус — это в целом подготовленные в военном отношении профессионалы, обладающие высокими духовно-нравственными качествами. Люди в погонах сохранили в себе нравственную чистоту, верность Отечеству, готовность к подвигу во имя народа. Всевозможные разговоры, слухи и домыслы о развале армии сильно преувеличены.

И все же трудности с офицерскими кадрами есть. Есть отток из армии молодежи. Встречаются люди, дискредитирующие высокое звание российского офицера. Мы с ними расстаемся без сожаления.

И тем не менее с гордостью могу сказать: основным методом воспитательного воздействия офицера на подчиненных был и остается метод личного примера. По оценкам Социологического центра Вооруженных Сил, российский офицер остался стержнем армии, благодаря ему в войсках сохраняется высокий военно-корпоративный дух и готовность защищать Россию от внешней агрессии.

Несколько снижает эффект воспитательной работы отсутствие достаточного количества профильных военно-учебных заведений по подготовке офицеров-воспитателей ротного звена. Первый отряд выпускников ввузов — заместителей командиров рот (батарей) по воспитательной работе поступит в войска только в 2006 году.

— Патриотическое воспитание невозможно без использования лучших достижений культуры и искусства. Вы с этим согласны?

— Еще 10−15 лет назад тема патриотизма, современной армейской жизни не была востребованной. В настоящее время ситуация постепенно меняется к лучшему. В прошлое уходит время, когда у молодежи на первом месте были видеофильмы и книги о делах криминальных авторитетов, мастеров восточных единоборств и супергероев, рассказы о жрицах эротического жанра, об удачливых коммерсантах, а учреждения культуры, решая свои проблемы, не заботились особо о духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи и военнослужащих.

Духовные запросы молодых людей меняются. Они стали больше задумываться над смыслом жизни, своими истоками и настойчиво искать ответы на мировоззренческие вопросы.

Больше стало различных творческих конкурсов на темы патриотического воспитания. Для возрождения культурно-шефской работы, нормативно-правового регулирования этой деятельности, активного вовлечения как учреждений, так и деятелей культуры и искусства в патриотическое воспитание граждан и военнослужащих, полагаю, необходимо создание органа, координирующего деятельность учреждений культуры и творческих союзов в рамках художественного обслуживания войск. Пока же мы работаем с учреждениями культуры на основе налаженных ранее прямых деловых контактов, активно используя потенциал Домов офицеров, военных театров и музеев, ансамблей песни и пляски, клубов и библиотек воинских частей, средств массовой информации армии и флота.

— Вы рассказали о проблемах, если можно так сказать, культурного шефства. Но есть еще один путь активизации патриотического воспитания. Это военно-шефская работа. Сегодня она приносит результаты?

— Наиболее успешно проводят эту работу в Военно-морском флоте. Неплохая практика по взаимодействию с теми субъектами Российской Федерации, на территории которых они дислоцируются, сложилась и в РВСН. Хотя, соглашусь с вами, здесь есть еще широкое поле для совместной работы.

Один из путей решения данной проблемы — комплектование подразделений по признаку «землячества». Такие примеры в Вооруженных Силах уже есть, например, в Ленинградском военном округе и на всех флотах. Воинские коллективы этих подразделений и кораблей отличаются настоящим коллективизмом, взаимовыручкой и взаимопомощью.

Кроме того, это расширение связей с регионами и возрождение шефства воинских частей, кораблей, военно-учебных заведений над общеобразовательными заведениями, а также над военно-патриотическими клубами. Требует наращивания работа и с беспризорниками. Сегодня воинские части «содержат» 416 «сынов полков». Необходимо активизировать совместную работу также по увековечению памяти защитников Родины, сохранению мемориальных комплексов и памятников, военных кладбищ, могил павших воинов и по благоустройству и уходу за ними. Зачислению военнослужащих, совершивших героические и мужественные поступки, почетными солдатами, курсантами в списки воинских частей и военно-учебных заведений Министерства обороны, увековечению имен героев в названиях улиц, школ, военных училищ и т. д. Уверен: эта работа имеет перспективу.

Особый участок деятельности в год 60-летия Победы — усиление внимания к ветеранам и заботы о них. Бездушное отношение к этим людям — своего рода вандализм по отношению к памяти старших и непростительная опрометчивость и близорукость по отношению к будущим поколениям защитников Отечества. Нам надо правильно, в интересах дела, использовать активную жизненную позицию ветеранских организаций, всемерно поддерживать их стремление передать свой жизненный и боевой опыт молодому поколению. Словом, так построить работу, чтобы каждый школьник, юноша и тем более солдат гордились славной Победой, своей страной, армией!

Вы только посмотрите, как дружно, с энтузиазмом откликнулась молодежь на акцию «Повяжи Георгиевскую ленточку», проводимую в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне! Желающих принять участие в этой акции было столько, что организаторы решили продлить ее до 24 июня 2005 года — 60-летия парада Победы.

Поэтому если в обществе, как и прежде, об армии будут судить как о школе жизни, воспитания и патриотизма, то, будем полагать, что свою часть пути в этом длительном процессе мы прошли достойно.

Вадим ТАРАСОВ

http://www.vpk-news.ru/print.asp?pr_sign=archive.2005.94.articles.names01


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика