Правая.Ru | Заур Расулзаде | 28.07.2005 |
В Баку с двухдневным визитом прибыла Пола Добриански — заместитель госсекретаря США по глобальным вопросам. По официальной информации, госпожа Добриански проведет встречи с представителями власти, оппозиции, СМИ и т. д. На встречах будут обсуждаться азербайджано-американские отношения. А как известно, на прошлой неделе с рабочим визитом Баку посетила бывший госсекретарь, ныне руководитель Национального института демократии США (NDI) госпожа Мадлен Олбрайт. Вместе с этим ожидается ее повторный, можно сказать, инспекционный визит, уже осенью этого года. Что касается Добриански, то, выступая в мае этого года на слушаниях в Комитете по международным отношениям палаты представителей конгресса США, она заявила, что Штаты поддерживают борцов за свободу и демократию в тех странах мира, где граждане лишены возможности пользоваться этими благами. «Тем, кто жаждет свободы в Иране, Китае, Вьетнаме, Кубе, Беларуси, Египте, Саудовской Аравии, Бирме, Туркменистане, Зимбабве, Судане, КНДР и в других странах, мы говорим, что надежда и история находятся на вашей стороне. Мы вас не забудем и будем поддерживать вас в вашей борьбе», — подчеркнула тогда Добрянски. Что-то не верится, чтобы сотрудники американской администрации совершали бессмысленные «дежурные» вояжи! По мнению аналитиков исследовательского центра «Южный Кавказ», в последнее время пока что однополярном мире делаются попытки как-то противостоять стремлениям американцев демократизировать как отдельно взятые государства, так и целые регионы. Как известно, сейчас, когда более 20 стран мира объявили Кавказ зоной своих стратегических интересов, этот регион превращается в эпицентр процессов мирового значения.
Здесь переплетаются сложные узлы региональных и глобальных интересов России, США, Турции, Ирана, многих европейских и азиатских стран. Но, кроме Кавказа, есть и другие регионы, где переплетаются интересы сразу нескольких сильных государств мира. Например, Центральная Азия.
Тут еще до недавнего времени Россия противостояла США в гордом одиночестве. Если ей не удалась отстоять Кыргызстан, то в Узбекистане, сыграв на опережение, Россия смогла сохранить режим И. Каримова, поставив его в еще более зависимое от себя положение. Россия, поняв, что без поддержки региональных государств не обойтись, вкупе с другими азиатскими странами начала свою игру, пытаясь втянуть в нее как можно больше государств региона и перевести ее на международный уровень. Тут российские политические деятели вспомнили, что еще в 2001 году в составе шести стран — Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана — была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Цель организации — сотрудничество в сферах политики, экономики и безопасности. Для справки надо отметить, что уже существует механизм взаимодействия военных ведомств в рамках этой организации. Проводятся встречи министров обороны стран-участниц, переговоры на уровне делегаций генеральных штабов, двусторонние и многосторонние учения антитеррористической направленности. В сентябре планируется проведение первых российско-китайских совместных учений.
5 июля на саммите стран ШОС в Астане было принято заявление о недопустимости вмешательства извне во внутренние дела региона, имея в виду недавние беспорядки в Узбекистане и Кыргызстане. В тексте заявления сказано, что на земле не могут быть достигнуты мир и безопасность, если только одна страна доминирует на мировой арене. Участники саммита предложили собственную концепцию «рационального и справедливого миропорядка», который «должен базироваться на укреплении взаимного доверия и добрососедства, на установлении подлинно партнерских отношений без претензий на монополию и доминирование в международных делах. Такой порядок будет тем стабильнее и безопаснее, чем прочнее он станет опираться на верховенство принципов и норм международного права, прежде всего Устава ООН. В области прав человека необходимо строго и последовательно уважать исторические традиции и национальные особенности каждого народа, суверенное равенство всех государств».
Но самым главным, по мнению аналитиков, являются призыв стран — участниц ШОС к США объявить график вывода военных баз из Узбекистана и Кыргызстана и «перед лицом внешних угроз» принятие в организацию Ирана, Индии и Пакистана в качестве наблюдателей. Надо отметить, что расширение ШОС за счет Индии и центральная роль в этой структуре Китая превращают эту организацию в опасный для Вашингтона центр геополитической силы. Ведь объединение политического и экономического потенциала России, Китая и Индии способно кардинально ослабить позиции США не только в регионе, но и в мире.
Кроме того, возможное участие в ШОС Ирана, в отношении которого у США особые планы, придает этой организации откровенно антиамериканский характер. Теперь, когда узбекское правительство разрешает лишь ограниченное число полетов с размещенных на территории страны военных баз, США вынуждены искать иные возможности не только для своих военных целей, но и для гарантированной поддержки со стороны режимов региональных государств.
Визит госсекретаря США Кондолизы Райс в Китай сразу после саммита стран ШОС и переговоры президента США с премьер-министром Индии в Вашингтоне только подтверждают вышесказанное. К. Райс отвергла на переговорах с китайским руководством призыв ШОС назначить крайние сроки вывода американских войск из стран Средней Азии и Афганистана, а Дж. Буш заявил о «новых шагах» США и Индии в области оборонного сотрудничества, в сфере ядерной энергии и о поддержке в ООН.
В это же время премьер-министр Великобритании встречался с президентом Афганистана Карзаем. Как подобает правовому государству, 20 июля палата представителей конгресса США на заседании проголосовала за законодательную поправку, в которой была выражена обеспокоенность в связи с заявлением лидеров ШОС о необходимости обозначить сроки пребывания американских баз на территории Центральной Азии.
Заявление лидеров ШОС — это «явная попытка Китая и России выдавить США из этого региона», говорится в поправке к законопроекту об ассигнованиях на 2006 год для госдепартамента США. Поправка также призывает администрацию США «начать диалог с соответствующими странами — членами ШОС для разъяснения им важности сохранения присутствия коалиционных антитеррористических войск». У всех перечисленных государств в регионе есть свои интересы. Испытывающие энергетический голод Китай и Индия прицениваются к обширным газовым месторождениям в регионе. Кроме этого, регион рассматривается как рынок, имеющий огромный потенциал. А Россия ведет себя так, будто среднеазиатские страны все еще являются частью СССР.
И еще, Россия никак не может смириться с тем, что американцы подписали контракт на строительство трубопровода для доставки азиатского углеводорода через Афганистан к Аравийскому морю. То же самое можно сказать о трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан, поддерживаемом США, и газопроводе Баку-Карс-Эрзурум. Эти «артерии» позволят вывести в будущем на мировой рынок не только азербайджанские, но и среднеазиатские энергоносители. И все это в обход России. Вот почему значение Южно-Кавказского региона, особенно Азербайджана, для США возрастает.
Во-первых, США для проведения успешных операций против Ирана необходимы плацдарм на севере и демократический Азербайджан. Во-вторых, Азербайджан с его в основном мусульманским населением является одной из самых миролюбивых стран в исламском мире, имеет добрые отношения не только с Соединенными Штатами, но также с Израилем. В-третьих, занимает позицию, которая помогает войне цивилизованного мира с терроризмом — разрешая американским самолетам использовать свое воздушное пространство. Этим и объясняется обеспокоенность американцев предвыборной ситуацией в Азербайджане.