Московские епархиальные ведомости | 27.07.2005 |
2 декабря 1373 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича, посетил Серпухов и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго Зачатия Ее праведной Анной. Настоятелем новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.
Желая «научиться пути Господню», юный Амос пришел в 1375 году к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем — Афанасий. В 1381 году, через год по пострижении, при освящении каменного собора в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, возведенного князем Владимиром Андреевичем Храбрым над братской могилой воинов-серпуховичей, павших в Куликовском сражении, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия возвел Афанасия старшего в сан игумена, а Афанасия младшего рукоположил во иеродиакона. В 1382 году Афанасий младший был посвящен во иеромонаха.
Во время путешествия в Киев в 1382 году, преподобный Афанасий старший, видя опытность преподобного Афанасия младшего, поручил ему управление обителью. В 1387 году преподобный Афанасий старший вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии II Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни, «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах неленностен, в нищете терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и молитвенным подвигам и братии. Умел удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя ум, сердце и помыслы ко Господу.
Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи.
В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился ко Господу. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей. Его преемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия.
С самого момента погребения преподобный Афанасий был прославлен чудесами. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошел на его погребение и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освободился от лукавого духа. Когда опускали в землю тело преподобного Афанасия, этот инок упал в могилу, и когда был из нее извлечен, то сообщил братии, что преподобный Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: «Тебе, брат, суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя». На третий день после этого инок скончался. Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного горящие свечи. Они шли позади Престола, по правой стороне и, достигнув гроба преподобного, становились невидимыми. Не раз братия слышала над гробом его сладкогласное пение: «Святый Боже…» или видела преподобного Афанасия, ходящего кругом монастыря с кадильницею и возжженными свечами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю.
Вскоре после кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра I, царица Наталия Кирилловна, выстроила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была снесена реставраторами «как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности». Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней.
По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 24 сентября 1994 года совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они с торжеством были перенесены в храм.
Подлинные житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.
Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.
* * *
От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих. Чудеса стали происходить буквально с самого момента обретения мощей.Вот один из самых первых случаев помощи преподобного, случившийся в день обретения его нетленных благодатных мощей. Случилось это с рабом Божиим Владимиром С., который уже не один раз бывал к тому времени в Высоцком монастыре и был знаком с настоятелем и братией. Владимир страдал тяжелой наследственной болезнью — разрушением суставов. Недуг прогрессировал, и Владимир ходил уже с палочкой, с трудом садился и вставал, не мог долгое время выстаивать на одном месте, т. к. у него нестерпимо болели суставы ног. Оказалось, что в день его приезда (24 сентября 1995 года) в обители совершается обретение мощей преподобного Афанасия (младшего). С благоговением стоял Владимир перед местом погребения преподобного, на котором уже начались раскопки. Это давалось ему с большим трудом, т. к. боль не оставляла его ни на секунду. Владимира мучил вопрос, как же отличат мощи преподобного от других останков, прошло-то уже целых 600 (!) лет. «Недостоин я милости Твоей, Господи, — просил он с верою и страхом, — но если будет воля Твоя, дай мне знак, что обретены мощи святого». И вот началось чтение 17-й кафизмы, слава Богу — открылись мощи. С благоговением монахи передавали наверх святые частицы, где их с молитвой принимали. Господь сподобил и Владимира прикоснуться к святым мощам угодника Божия. Так прошла вся ночь. На следующий день была архиерейская служба и торжественное перенесение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого (младшего) в Покровский храм. Владимиру нужно было уезжать, он и так задержался и поэтому очень торопился. Он быстро взбежал по лестнице на второй этаж в Покровский храм, взял благословение у отца Настоятеля на дорогу, так же быстро сбежал вниз, легкой походкой вышел из храма и вдруг остановился как вкопанный. Мучительно соображая, что что-то не так, как всегда, он наконец с трудом понял, что где-то забыл свою палку, без которой в последнее время не делал ни шагу. Еще он понял, что она ему больше не нужна, поскольку боль в ногах, годами мучившая его, куда-то исчезла. Владимир сразу вспомнил свою вчерашнюю молитву и уразумел, что чудо это произошло по молитвам преподобного Афанасия, и Господь дал ему тем самым узнать, что найденные останки воистину есть святые мощи сего угодника Божия. После этого Владимир еще несколько раз приезжал в Высоцкий монастырь, стоял подолгу у раки с мощами преподобного Афанасия, благодарил за чудо, происшедшее с ним. Боль, причинявшая ему страдания долгое время, не возобновляется и по сей день.
Замечено, что особенно преподобный помогает просящим у него помощи страждущим болезнями ног.
Со слезами боли и радости рассказывала прихожанка нашего монастыря раба Божия Раиса о тяжелой болезни и исцелении по молитвенному предстательству преподобного Афанасия своей сестры А. Несколько лет назад у А. начала побаливать нога, но, как обычно бывает в таких случаях, та отнеслась к этому легкомысленно: не обратила на больную ногу внимания. Через некоторое время заболела и вторая нога. На этот раз, уже испугавшись по-настоящему, А. пошла в больницу, где ей сказали, что ноги у нее застужены, нужно их греть и все время держать в тепле. Болящая начала лечиться по этому совету, но положение быстро ухудшалось. Вскоре А. слегла в постель, т. к. не могла ходить из-за сильных болей в ногах. К тому же на ногах открылась мокрая незаживающая язва. Врачи вынесли свой приговор, сказав, что язва вряд ли когда-нибудь заживет. Три года несчастная лежала в постели — надеяться, как ей казалось, было не на что. Тем временем сестра ее Раиса, приходя в монастырь, видела помощь преподобного Афанасия верующим при подобных болезнях. Наконец-то она решилась: принесла А. святого масла от неугасимой лампады над мощами преподобного, рассказала ей об этом святом угоднике и посоветовала молиться и читать акафист ему. С согласия А. в монастыре был отслужен молебен преподобному Афанасию с поминанием об исцелении рабы Божией А. С этого момента А. стала быстро поправляться. Через некоторое время — поразительно! — А. совсем исцелилась. От язвы и боли в ногах не осталось и следа. Сейчас она, несмотря на весьма преклонный возраст, проходит довольно большие расстояния, не испытывая боли или усталости в ногах.
Другой не менее знаменательный случай. Одна раба Божия, давно и сильно страдавшая варикозным расширением вен на ногах, приехала помолиться за своего пьющего мужа перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Случайно узнав, что преподобный Афанасий часто помогает людям, у которых болят ноги, она с верой долго молилась у раки преподобного об исцелении своего давнишнего недуга. Попросив святого масла от лампады над мощами преподобного, она уехала домой, где продолжала мазать больные ноги взятым маслом. Прошло некоторое время. Женщина эта, давно уже собиравшаяся делать операцию на ногах, наконец решилась лечь на операцию. Тем более что врачи давно уже настаивали на этом, говоря, что в ее случае промедление грозит смертью — ни больше ни меньше. В Московском институте сосудистой кардиологии она сдала все положенные анализы и, собрав их результаты, пошла к профессору за направлением на операцию. Профессор, внимательно изучив результаты, удивленно посмотрел поверх очков на ничего не понимавшую больную и изрек: «Я не понимаю, зачем вам непременно надо делать эту операцию? Никакой болезни у вас нет». Каково же было удивление и как безмерно была рада несчастная женщина, когда она много лет назад, смирившись с мыслью о том, что каждый следующий день ее жизни при такой болезни может быть последним, получила исцеление! Сейчас она чувствует себя отлично и даже внешне ее ранее обезображенные болезнью ноги приобрели нормальный вид.
Но не только болящим ногами подает свою дивную помощь сей угодник Божий. Выводит он из тьмы неверия и бесовского обмана заблудших и прельщенных. Вот лишь два ярких примера.
Некто С., который внес немалый вклад на сооружение раки преподобному, по наущению бесовскому стал водить своего маленького сына к «бабкам» для «исцеления». Мальчик непрестанно плакал и уже почти две недели толком не спал, не давая покоя родителям ни днем ни ночью. Те все извелись и не знали, что делать. Наконец как-то ночью (С. до сих пор не может сказать, был ли это сон или видение) явился к нему монах с игуменским жезлом в руках, в котором С. узнал преподобного Афанасия. С грозным видом преподобный начал обличать С. за то, что он носит свое дитя к «бабкам» (которые по существу являются колдуньями), а в его обитель за помощью не идет. Потом С. рассказывал, что в тот момент он с ужасом чувствовал, что его жизнь находится в руках преподобного, и если тот захочет, то сию же минуту она может оборваться. С. был сильно напуган и потрясен всем увиденным и услышанным. Не теряя времени, он в то же утро приехал в Высоцкую обитель и причастил ребенка, который сразу перестал плакать, успокоился и спал с этих пор спокойно.
В другом случае преподобный Афанасий помог сразу нескольким людям стать на путь истинный и оставить свою прошлую пагубную жизнь. Дело было так. Муж рабы Божией Л., ранее ходивший в храм и молившийся дома, получив новую работу, резко изменился. Стал получать большие деньги, при этом не давая жене и детям даже на самое необходимое, начал пьянствовать, избивать жену свою за то, что она ходит в храм Божий. Знакомство с некоей Е., которая занималась экстрасенсорикой и «целительством», закончилось прелюбодейной связью с ней. Казалось, надеяться Л. не на что и не на кого. Помощника и заступника в своей скорби Л. нашла в преподобном Афанасии. Очень часто приходила она в Высоцкий монастырь и со слезами молилась преподобному… И что же? Молитвы ее не остались напрасными. Каждый раз, когда после посещения обители и горячей слезной молитвы она приходила домой, боясь разгневанного пьяного мужа, она заставала мужа тихим и спокойным, занимающимся каким-нибудь домашним делом. Однажды, когда муж ушел в очередной «загул» к своей колдунье и дома не было денег даже на хлеб, Л. шла из монастыря и горько плакала, прося преподобного Афанасия хоть как-то помочь ей. Неожиданно к ней подошел незнакомый мужчина и спросил: «Что это вы так плачете?» Она не нашлась что ответить. Мужчина протянул ей крупную купюру, которую она машинально взяла, и сказал: «Прошу помолиться обо мне». Л. только и успела спросить, как его зовут, а он уже куда-то делся… У Л. сложилась твердая уверенность, что это преподобный Афанасий оказал ей такую милость, по его молитвам она не умерла с голоду. А вскоре и муж ее заблудший одумался, перестал изменять ей, бросил пить и вернулся домой — к жене и детям. А потом и сама разлучница Е. пришла к Л. и искренне просила у нее прощения, глубоко раскаялась, оставила свое бесовское занятие — «целительство», стала регулярно ходить в церковь и совершенно изменила свою жизнь!
Воистину по слову псалмопевца и пророка царя Давида: «Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67: 36). Дивны и дела, которые творит Господь по молитвам преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого (младшего). И ум человеческий не всегда может даже понять то, что сподобил человека видеть, слышать или ощущать Творец Вселенной. Так, например, одна раба Божия Т., приехавшая с группой паломников из Рязани, в большом волнении рассказала случай, только что происшедший с ней. Когда после молебна паломникам стали рассказывать о святынях монастыря и группа подошла к раке преподобного, Т. внутренне молилась ему и вдруг увидела, что верхняя часть раки преподобного как бы исчезла, растворилась, а в ней по грудь виден святой. Преподобный Афанасий был как живой, только спящий. Лицо его было белым, сияющим, полным спокойствия и любви с начертанной на нем тихой радостью. Не понимая с ней происходящего, Т. отошла от раки и увидела на аналое живописную икону преподобного Афанасия, образ на которой был в точности похож на лик, виденный ею в раке. Другая раба Божия В. сподобилась чудного видения от раки преподобного. Во время Литургии В. неожиданно увидела луч, который исходил от раки святого параллельно полу; как бы светящийся, неширокий, он проходил сквозь молящихся людей, которые этого не замечали. Коснулся он и ее больной руки, на которой после перелома не сгибались пальцы. Сами собой пальцы стали сгибаться и разгибаться совершенно без боли. В. все смотрела и смотрела на дивный луч, ничего не видя и не слыша, сознание собственной ничтожности и греховности охватило ее, слезы лились из глаз, чувство неизъяснимой благодарности и радости было в душе. В. опомнилась, когда служба уже кончалась. «За что мне такая благодать, — думала она, — ведь что ни шаг, то грех».
Много еще можно рассказать о происходивших ранее и происходящих сейчас чудесах по молитвам святого угодника Божия, преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого (младшего), Серпуховского чудотворца. И постоянные прихожане, и приезжающие в Высоцкую обитель со всей России паломники отзываются о преподобном как о скором помощнике в скорбях, целителе в болезнях, утешителе в печалях. Не оставляет угодник Божий приходящих к нему с верою и мольбами.
«Восхвалятся преподобнии ко славе
и возрадуются на ложах своих…»
(Пс.149, 5)