Литературная газета | 26.07.2005 |
Начало официального празднования годовщины победы русского воинства на поле Куликовом объявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в день обретения мощей Сергия Радонежского, небесного покровителя России.
Не случайно, наверное, именно в эти дни федеральное правительство приняло программу «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы». Её положения комментируют эксперты «ЛГ».
Владимир КОСТРОВ, поэт:
— Государство занимается патриотическим воспитанием во всех странах — например, в Америке. Так что постановление хоть и запоздалое, но необходимое: мы должны уважать свою историю, своё достоинство. Но, конечно, власть должна делать это через какую-то общественную структуру — не стоит создавать специальное министерство. Уж если на то пошло, этим может заниматься Министерство культуры. Проблема патриотического воспитания особенно касается СМИ, в частности телевидения. На государственных каналах необходим общественный контроль, чтобы не допускать оплёвывания нашей истории.
Виктор САВИНЫХ, космонавт, дважды Герой Советского Союза, ректор Московского государственного университета геодезии и картографии:
— Это важный и очень своевременный документ. И хорошо, что он подкреплён финансовой поддержкой. Но, боюсь, как бы это благое дело, оформленное в солидную программу, не стало чем-то вроде очередного «Призыва партии к народу». Надо, чтобы каждый чиновник на всех уровнях воспринял документ как руководство к действию в подлинно патриотическом смысле.
Для меня патриотизм — это необходимость гордиться моей страной, нашими офицерами в армии, нашими спортсменами. И нашей милицией я должен гордиться.
Но смотрите, какое к ней в обществе сегодня отношение! Её же никто не любит.
А почему? Если говорить о патриотической стороне проблемы, то и здесь следует государству много поработать.
20 лет назад в родном городе Кирове я открыл Музей Циолковского. И каждые два года провожу детские Циолковские чтения. На них приезжают ребятишки из двух десятков регионов страны. Это ли не пример патриотического воспитания? А денег не дают на музей.
Ещё есть большое и, увы, резонное опасение, что деньги, заложенные в программе, могут исчезнуть в кабинетах бюрократии. Надо обязательно жёстко контролировать всё.
Валерий ХОМЯКОВ, генеральный директор Центра национальной стратегии:
— Идея, безусловно, правильная, вот только с её реализацией наверняка возникнут проблемы. Прежде всего потому, что денег на программу патриотического воспитания будет выделено всего лишь полмиллиарда рублей, и это на 5 лет. Даже суммы в десять раз большей было бы мало для выполнения столь масштабной программы. И всё же в этом деле гораздо важнее финансов символы, пользующиеся популярностью, уважением во всём нашем обществе, которых в современной России нет или почти нет. Да и патриотическая тема, откровенно говоря, сильно испоганена политиками, долго её эксплуатировавшими. Все эти «профессиональные патриоты» лишь нанесли вред патриотизму как таковому и патриотическому воспитанию вдобавок.
Для возрождения у наших граждан массового патриотического чувства необходимо проделать очень серьёзную, многоплановую работу, в том числе в тех областях искусства, которые популярны и у нас, и за рубежом, — в театре, балете и так далее. Спорт обязательно нужно поднимать, прежде всего те виды, в которых наши спортсмены добивались весьма ощутимых успехов. Ведь было бы весьма неплохо, если бы наша молодёжь гордилась успехами соотечественников, не правда ли? В научно-производственном комплексе страны, по-моему, должна выйти на первый план космическая отрасль, как это было в советское время.
Надо как-то плавно, бережно, осторожно от советского и постсоветского патриотизма перейти к патриотизму, с одной стороны, более современному, с другой — более углублённому в славную историю государства Российского. В нашей истории дореволюционного периода много знаковых, символических, чрезвычайно замечательных фигур. Следовало бы, наверное, поднять заново тему Белого движения и дать ему объективную оценку. Это пошло бы только на пользу.
Ну и, безусловно, главное — состояние экономической и политической жизни в нашей стране, чтобы экономика развивалась по восходящей, а не стагнировала, как сейчас.
Иван ЕВСЕЕНКО, прозаик, главный редактор журнала «Подъём» (Воронеж):
— Дело это, естественно, государственной важности. Ведь патриотизм — это любовь к Отечеству. Не всегда, правда, понятия «государство» и «отечество» сливаются.
А вот когда сливаются — тогда и патриотизм востребован. Сейчас именно такой момент, когда эти понятия должны слиться, а значит, патриотизм (в хорошем смысле этого слова) нам крайне необходим.
Олег КУЛИКОВ, секретарь ЦК КПРФ по идеологии:
— Постановление правительства о патриотическом воспитании в России — это уже своего рода «второй этап». Ранее была принята схожая по смыслу программа на 2001−2005 годы, которую практически никто в нашем обществе не заметил. Новая также отдаёт формализмом. Вся нынешняя общественная жизнь в стране отнюдь не способствует развитию патриотического воспитания и патриотического же поведения. В России у власти прозападная, антигосударственная, антипатриотическая элита. Так называемая культурная элита в массе своей тоже антипатриотична, ориентирована на Запад и его масскультуру, в основе которой — коммерция, стремление к наживе. Сливки можно сделать на молоке, но не на помоях. На том, что выдаёт современная отечественная «культура», взбить сливки высокого патриотизма практически невозможно.
У нас много чего декларируется в последнее время. На телеэкранах же регулярно видим фильмы, прививающие нашим гражданам любовь скорее к Америке, нежели к собственной стране. Все эти телевизионные «штрафбаты», «саги», «КГБ в смокинге» не способствуют воспитанию патриотизма, а напротив, разрушают даже базовые его основы…
Воспитывать любого человека необходимо с младенчества, пока его можно «поперёк скамейки положить». То есть патриотическое воспитание граждан должно начинаться с дошкольного возраста и получить закономерное продолжение в школьные, студенческие годы. А вот это совершенно упущено. В школе необходимо повышенное внимание уделять в первую очередь преподаванию нашей истории. Ведь именно она глубоко патриотическая вещь. Куцая, со всех сторон обрезанная школьная программа направлена на изучение якобы мировой и европейской истории, но не российской. То же касается образования литературного. Лучшие образцы патриотической литературы должны быть как можно полнее представлены в школьной программе. Увы, ничего подобного нет.
Патриотическое воспитание проявляется в отношении к нашей армии, в уважении к нашим старикам, в гордости за наших спортсменов. Армия унижена. Старики живут в бедности. Профессиональные спортсмены и сами за Россию не горды, живут и тренируются во множестве своём за границей.
Лучшими для нашей цивилизации, убеждён, стали советские годы. Действительно был силён патриотизм, развитый «с нуля», созданы прекраснейшие образцы песенного творчества и прозы, живописи и монументального искусства. «Широка страна моя родная» — это ли не гимн патриотизма. Ничего подобного сейчас не создаётся. Ведь для того, чтобы написать «Я другой такой страны не знаю», «Как невесту Родину мы любим» и тому подобные слова, нужно быть патриотом до мозга костей. А сейчас? Кто сочинил в последнее время гордые, талантливые, а главное — искренние стихи о Родине?
У меня боль за всё, что происходит. Моё поколение — послевоенное, в тяжёлое время выросло. Но росло, воспитывалось на высочайших исторических примерах, благодаря замечательным книгам и кинофильмам. Во времена советской власти у каждого члена политбюро сыновья служили в армии, многие из них были офицерами. Нынешние члены «политбюро» отправляют своих детей на учёбу за рубеж, сами лечатся за границей, и семьи их за пределами родной страны подальше от глаз соотечественников отдыхают, развлекаются. О каком патриотическом воспитании общества при таком положении вещей может идти речь? Нужно поменять эту элиту на подлинно российскую, патриотическую — вот тогда будет толк…
Можно по-разному относиться к 7 ноября 1917 года, но это — величайшая веха в истории человечества. Весь цивилизованный мир после неё стал декларировать социальные ценности. А у нас эта дата отменена как праздник. Не потому ли, что она напоминает и впредь будет напоминать: настоящая любовь к Родине, гордость за неё были тогда, в советское время, и полноценной замены советскому патриотизму найти практически невозможно.
Жизнестойкая государственная система должна быть построена на принципе: «Делай как я!» А если этот принцип не действует, государство не может быть сильным.
Алексей ШОРОХОВ, поэт, публицист:
— Разумеется, это государственное дело. Ещё с древних Афин патриотическим воспитанием занимались на уровне школы. Я думаю, спохватились поздно, по периметру границ нас уже обложили. Но это не беда. Мы, русские, всегда спохватываемся поздно — где-нибудь под Москвой. Сталин спохватился в 1942-м, вспомнил имена наших великих полководцев, вернул погоны. Выделять средства на патриотическое воспитание нужно, чем больше, тем лучше. Другой вопрос, что эти деньги всё равно разворуют.
Тамара ШУМНАЯ, директор Государственного центрального музея современной истории России:
— Ещё свежа в памяти реакция многих журналистов и политиков по поводу утверждения в начале этого столетия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы». Те господа, помнится, даже самого слова «патриотизм» на дух не переносили. Сегодня мы стали свидетелями выхода в свет аналогичной программы на 2006−2010 годы. Показательно, что на сей раз в важнейшем правительственном документе средства массовой информации мыслятся как сила, способная поддержать курс государства на возрождение российского патриотизма.
Изменились историческая обстановка, настроения в обществе. Возросло понимание внутренних и внешних опасностей, угрожающих России, появилось осознание необходимости консолидации народа на общенациональной основе. И произошло это не в последнюю очередь благодаря успешной реализации первой государственной программы патриотического воспитания граждан. Заметен сдвиг в сознании и психологии масс, идеями патриотизма проникается, как свидетельствуют факты и социологические исследования, всё большее количество людей. А выступать с антипатриотических позиций стало непопулярным.
Новая Программа патриотического воспитания граждан — логическое продолжение прежней, она демонстрирует нам, что забота о воспитании новых поколений в духе безграничной преданности Родине становится неотъемлемой частью государственной политики и нашего образа жизни.
Илья ЯШИН, лидер молодёжного движения «Оборона»:
— Считаю подобное воспитание патриотизма абсурдным. Как можно научить человека любить Родину по спущенным сверху схемам? Патриотизм — вещь глубоко личная и, по моему мнению, чиновникам не пристало рассуждать о нём публично, как, например, о вере в Бога. Государству в такие сферы лучше не вмешиваться.
Впрочем, патриотизм уже давно стал предметом спекуляций для целого ряда политиков. Некоторых из них смело можно называть «профессиональными патриотами». Для общества очень важно научиться разделять любовь к Родине и популизм, замешанный на национализме, — это понятия абсолютно разные.
Правительству же, вместо того чтобы писать бессмысленные концепции, выбивать под них бюджетное финансирование и придумывать, как бы эти деньги освоить, пора бы заняться настоящими проблемами, коих в нашей стране ещё очень и очень много.
А как нам Родину любить, мы как-нибудь и без министров разберёмся.