Newsinfo.ru | Александр Михайлов | 25.07.2005 |
Только за последний месяц цыгане успели серьезно «засветиться» перед отечественным Наркоконтролем. Около 2 килограммов героина изъяли у одного из криминальных цыганских семейств сотрудники Управления ФСКН по Новосибирской области. Кроме зелья, спрятанного под собачьей будкой, оперативники обнаружили в тайниках 200 тысяч рублей, 10 тысяч долларов и золотые украшения на сумму около 3 миллионов рублей.
Более 700 граммов героина обнаружилось на квартире у молодого цыгана, который со своей семьей недавно прибыл в Челябинск и сразу организовал наркоторговлю. Более 24 кг растительных наркотиков было изъято у цыганского семейства, промышлявшего в Майском районе Кабардино-Балкарии торговлей марихуаной, а на днях 8 кило травки изъяли у 25-летнего наркоторговца — жителя Нальчика.
Почему же наркоторговля так по душе цыганскому народу? Этнографы считают, что предки современных цыган обособились как нация в древней Индии, где являлись кастой дворцовой прислуги, в обязанности которой входили хозяйственная деятельность и развлечение хозяев. Именно оттуда берут корни традиционные для цыган представления с дрессированными животными, гадания и страсть к торговле. В 10−11 веках цыгане начали массовую миграцию на восток, обосновались в Византийской империи, а в 1417 году двинулись в Великий цыганский поход, рассеявшись по всей Европе. В пределах будущей российской империи они появились в начале 16 века. Хотя по всей Европе вводились «антицыганские» законы, в России к цыганам сложилось дружелюбное отношение, в 1774 году граф Алексей Орлов пригласил с Москву первый цыганский хор, а в 19 веке обе столицы не могли пожаловаться на недостаток цыганского населения. «Народу Рома» симпатизировали Толстой, Пушкин, Лесков, Куприн и другие известные россияне.
С начала прошлого века на территории России проживало около 20 цыганских народностей, многие из которых дошли до наших времен: мадьяры, влахи, лотвы, крымы и другие. С приходом советской власти многие цыгане вступали в колхозы и даже Красную Армию, хотя это лишь единичные случаи. По настоящему власть «взялась» за цыган после принятия президиумом Верховного Совета СССР от 5 октября 1956 года постановления «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Цыган обязали иметь ПМЖ и прописку, что стало трагедией для вольного народа. Они пытались создавать подобие деревень, из-за чего стали появляться конфликты цыган с местным населением, и во многом нынешнее негативное отношение к цыганам связано с теми временами.
«Ромалэ» почувствовали запах свободы в перестроечных 80-х, когда стали появляться первые открытые «черные» рынки, а народ стал падким на «заграничный» ширпотреб. Да и ослабевшая милиция не могла ничего поделать: преступность росла бешеными темпами, и на цыганскую торговлю закрывали глаза. В 90-х годах цыганские бароны — «вайды» уже не кочевали с таборами, а поселялись в роскошных коттеджах, имели расширенные сети наркоторговли, контрабанды, снимали дань с таборов и вовсю «взаимодействовали» с местными администрациями. Цыгане вышли на высший криминальный уровень.
Не так уж и легко справиться с цыганской преступностью. Во-первых, нация довольно многочисленная, сегодня в стране только зарегистрированных цыган около 200 тысяч, а реально — около 700 тысяч человек. В таборе практически все — родственники, и выведать что-нибудь у пойманного цыгана-преступника нелегко. К тому же мужчины гораздо реже совершают преступления, а женщин, у которых под десяток несовершеннолетних детей, по российскому законодательству обычно приходится отпускать. С наркоторговлей еще хуже: на «дело» цыгане обычно посылают собственных детей, не достигших 14 лет, и доказать причастность родителей к «проделкам» ребенка трудно.
На сегодняшний день цыгане стали одной из самых активно торгующих наркотиками наций: на 100 тысяч ромалэ приходится 184 торговца зельем, и это лишь те, о ком уже «позаботилась» милиция. Реально их в десятки раз больше! В отличие от таджикской наркомафии, занимающейся крупными поставками и потому более легко вычисляемой, цыгане торгуют мелкими партиями. И, тем не менее, богатеют на глазах. Например, на окраине Самары, в поселке Зубчаниновка, построен целый vip-городок, принадлежащий местным цыганам. Главенствует там известный в довольно широких кругах цыганский барон, он же президент Ассоциации самарских цыган Николай Вербенко. Господин Вербенко живет в таком замке, что его крыша сияет на весь поселок. В своих интервью барон скрывает свое причастие к наркотрафику, хотя все наркоманы Самары съезжаются в цыганский городок за героином и гашишем. Милиционеры «шмонают» молодежь при выезде из поселка, но сам городок почему-то не трогают.
Не менее известный цыганский наркорынок располагался до недавней поры в городе Кимры, что недалеко от Твери. Несколько сотен цыган, обосновавшихся в городке, обеспечивали героином тысячи тверских наркоманов, ежедневно приезжавших в Кимры на электричке. Только благодаря работе Госнаркоконтроля недавно было разворошено это «осиное гнездо». Но сколько таких «мекк» для наркоманов процветают в цыганских поселках по всей стране?
Цыганская преступность — проблема не только России. С отменой странами Европы визового режима для румынских граждан цыганские таборы хлынули в цивилизованные европейские страны. Особенно много цыган осело в Италии, где они отличились наркоторговлей, проституцией, попрошайничеством и воровством, и пришлось властям депортировать 450 цыган, а 500 — поместить в спецлагеря для беженцев. Уставшее от цыганской преступности австрийское правительство решило на свои средства построить тюрьму на территории Румынии, подсчитав, что это будет дешевле, чем перевоспитывать их в Австрии. Французская полиция силой ликвидировала поселения цыган на окраинах крупных городов. Чехи собираются строить гетто для цыган. В общем, никому они добра не принесли.
При всем этом, цыганские общественные деятели часто выступают в прессе и спорят с этими утверждениями. Президент Российского фонда цыганской культуры «Рома» Георгий Янко согласен с фактами цыганской преступности, но обвиняет в этом россиян, которые не дают цыганам возможность честно зарабатывать деньги. А руководитель Национально-культурной автономии цыган Александр Бориев согласен с тем, что как торгует наркотой цыгане, не торгует ни один народ в стране, но призывает самих цыган отказаться от этого зла и возвратить народу доброе имя.
А было ли оно когда-нибудь, это имя? Трудно сказать. Однако против фактов никуда не деться, цыганские наркобароны продолжают свое «черное дело», заставляя органы ФСКН РФ охотиться на кочующих торговцев смертью.