Русская линия
Православие.Ru Елена Лебедева25.07.2005 

Церкви Ржевской иконы Божией Матери в Москве

Ржевская икона Божией Матери
Ржевская икона Божией Матери
В старой Москве были всего две церкви во имя Ржевской иконы Божией Матери — на Пречистенском (Гоголевском) бульваре и на Поварской улице. Ни одна из них не дожила до нашего времени — обе были разрушены при большевиках.

Ржевская икона названа по месту своего чудесного явления — близ города Ржева в деревне Клочки Оковецкой волости. В мае 1539 году там случилось чудо: в Духов день местные жители увидели на сосне в дремучем лесу большой железный крест, неведомо как попавший на дерево. Рядом на другой сосне чудесно помещалась икона Богоматери, старинного письма, причем слева от Богородицы с Младенцем был изображен свт. Николай Чудотворец. (Оттого в храмах, освящаемых во имя Ржевского образа, обычно устраивали Никольский придел).

Инок Стефан, которого позвали прослышавшие о чуде местные жители, поднялся за святынями и когда ступил с ними на землю, от иконы засиял яркий необычный свет, и раздался сильный шум. Люди пали на колени, а потом узнали, что исцелился крестьянин, страдавший болезнью ног. Чудеса исцеления совершались во множестве — на одной только неделе их оказалось около 30. О чуде, наконец, решили сообщить в Москву, царю и митрополиту.

Узнав о том, власти решили соорудить в стольном граде храм во имя новоявленной чудотворной иконы и, согласно старинной традиции, перенести святыни в Москву — для освящения устроенного храма, для всенародного поклонения и для снятия списка.

Будущему первому русскому царю Иоанну Васильевичу было тогда всего девять лет, но он пожелал видеть святыни в столице: за ними отправились игумен Новинского монастыря Исайя и дьякон Афанасий Курицын. В январе 1540 года святая икона и крест были принесены в Москву. Малолетний государь с митрополитом Иоасафом, духовенством и всем московским людом торжественно встречали их в Новинском монастыре на Пресне. К тому времени в Москве уже воздвигли деревянную церковь недалеко от Кремля, близ будущих Пречистенских ворот — местность тогда именовалась Чертольем, ведь ни стены Белого города, ни ее Пречистенских ворот еще не было. Эту новосозданную церковь и собирались освятить во имя Ржевской иконы во время ее пребывания в Москве. Есть версия, что именно эта церковь, освященная во имя образа Пречистой Богоматери, потом дала имя улице Пречистенка. Обычно же считается, что царь Алексей Михайлович, часто молившийся в Новодевичьем монастыре пред Смоленским образом Божией Матери, повелел переименовать эту улицу, по которой с крестным ходом отправлялся в обитель к иконе Пречистой Богородицы. Еще говорили, будто бы церковь построили Ржевские, оттого она так и называлась. Но это — миф.

После встречи у Новинского монастыря икона и крест были почетно перенесены в возведенный деревянный храм; после освящения в нем состоялась первая литургия. А затем из храма святыни были с крестным ходом перенесены в кремлевский Успенский собор для всенародного поклонения. От них совершались многие чудеса и исцеления.

Полгода пробыли Ржевские святыни в Москве. 11 (24) июля их благоговейно отпустили обратно — оттого и явился этот летний праздник Ржевской иконы. Проводы были столь же торжественны, как и встреча, в них участвовал государь с митрополитом и все москвичи. Икону и крест провожали из Успенского собора до новоустроенной Ржевской церкви, и в память о пребывании чудотворной иконы в ней оставили список с Ржевского образа. И ежегодно 11 июля к храму на Пречистенских воротах отправлялся из Кремля крестный ход, с той ли поры, или со времен Михаила Федоровича. Неясно, и кто отменил это московское торжество — Петр I или Екатерина II.

В середине XVII века вместо деревянного построили каменный храм, но он вскоре сгорел, и в 1686 году тщанием окольничего Петра Кондырева была выстроена новая красавица-церковь. Храмоздатель сам обрел в ней последний приют покой. Здесь же был похоронен отец знаменитого русского полководца Бутурлина, скончавшийся в 1708 году.

В 1809 году Ржевскую церковь значительно перестроили и перенесли в нее храмовый образ святой великомученицы Параскевы Пятницы из соседнего храма, упраздненного во времена Петра. Последняя перестройка проводилась в самом конце XIX века. Архитектор А.А.Никифоров возвел оригинальную колокольню — точную копию ее старинной шатровой звонницы. Местную достопримечательность — белокаменный иконостас с мозаикой из стекла — устроил художник В.Д.Фартусов, участвовавший в росписи храма Христа Спасителя. А приделы во имя св. Николая Чудотворца и св. Алексия, человека Божия, имели мраморные иконостасы. По свидетельству современника, это была одна из самых богатых церквей, в главной степени за счет ее аристократических прихожан — Прозоровских, Долгоруковых, Волконских, Оболенских…

Иногда в ней совершал богослужение святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Осенью 1854 года он произнес здесь слово на погребении княжны Анастасии Голицыной. А в марте 1903 года в церкви служили панихиду по скончавшемуся во Франции русскому писателю А.В.Сухово-Кобылину. Погребен он был в Ницце, но его родные заказали заупокойную службу в этом московском храме.

После революции началась «большевистская атака» на Ржевскую церковь. Власти облюбовали это место для строительства рабочего жилищно-строительного кооператива. В апреле 1929 года Моссовет принял решение о сносе храма, и протест верующих не имел результата. О сносе очень хлопотал сам «всесоюзный староста» М. Калинин, который лично подтвердил решение Моссовета.

На месте храма было выстроено здание в революционном стиле конструктивизм — ныне это дом N8 по Гоголевскому бульвару: колокольня храма выходила на бульвар, а алтарь — на улицу Грицевец. Теперь появилась идея установить там мемориальную доску в память о московском храме.

Вторая Ржевская церковь на Поварской была устроена на месте встречи иконы или близ него — из монастыря икону несли навстречу толпившимся москвичам, и где-то здесь, вероятно, состоялось ее «сретение». Есть свидетельства, что этот храм был выстроен по приказу Ивана Грозного. Он стоял на углу Поварской и Большого Ржевского переулка, названного в его честь. Интересно, что в конце XVIII века рядом была усадьба капитана Федора Ржевского. Есть мнение, что и по домовладельцу могли быть названы эти местные переулки, хотя в таких случаях история всегда отдавала предпочтение храму.

Церковь была выстроена как приходская в дворцовой слободе работников, обслуживавших царскую кухню и стол. Деревянная упоминается в 1625 году, известно, что в ней находился еще один местночтимый список Ржевской иконы. Во второй половине XVII века появился каменный храм, с традиционным Никольским приделом и местным Космодамиановским.

В первой половине XIX века он ненадолго стал приходским храмом М.Ю.Лермонтова. В 1829 году его бабушка, Е.А.Арсеньева сняла здесь, на Малой Молчановке, дом, где, кстати, прежде жил молодой С.Т.Аксаков. Лермонтов прожил в этом доме до 1832 года, пока учился в Московском университете, до которого с Молчановки — рукой подать. Известно, что он часто бывал с бабушкой в этом храме и исповедовался в нем Великим постом, о чем была оставлена запись в церковных книгах. Интересно, что одна из таких записей позволила ученым точно установить возраст Е.А.Арсеньевой.

Память о Лермонтове не помогла сохранить эту церковь. С 1926 года в уже ограбленном храме стали служить монахи с упраздненного Валаамского подворья на 1-й Тверской-Ямской. К церкви же подбирались еще в 1938 году, снос был приостановлен войной, но конец храму пришел в 1952 году, когда на его месте стали строить «сталинское» здание Верховного Суда по проекту архитектора В.П.Лейбо.

Потом во время строительных работ там были обнаружены человеческие останки. Полагают, что это либо старые захоронения на церковном кладбище, либо останки расстрелянных в годы репрессий. А от церкви остались только возвращенные имена Ржевских переулков.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/50 723 213 444


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика