Русский вестник | Владимир Афанасьев | 22.07.2005 |
(Тропарь святому благоверному
князю Роману, страстотерпцу Рязанскому,
глас 1-й)
Напутствуемый горьким прощальным плачем жителей древней Рязани, благоверный князь Роман Ольгович, внук Ингворов, правнук Игорев, праправнук Глебов, оставил свою милую сердцу столицу и направился в Батыеву орду, куда был вызван повелением сурового хана Менгу-Темира.
По неисповедимым судьбам Божиим доброму и благочестивому Роману от юности предлежал путь скорбей и страданий. Уже во второй половине декабря 1237 года, когда татаро-монгольские полчища хана Батыя опустошили Рязанскую землю и двинулись на Москву, а великая река славян и русов — Ока своей чистой прохладной слезой смывала кровь русских безвинных людей с крутых берегов, князь Роман лишился отца и матери, родных и крова, лишился всего, что так дорого было юному сердцу. Кроткий князь пламенел любовью ко Христу и исполнялся глубоким сочувствием к страждущим людям. Он видел нечестие варваров и убеждался, что христианская вера все превосходит, и в радости говорил о себе: «Христианин есмь, и воистину вера христианская свята есть». Вера и благочестие, терпение и великодушие, любовь к Отечеству и совершенная преданность воле Божией отличали князя Рязанского.
При вступлении князя Романа на княжеский престол обширное княжество его всё было в развалинах после татарского погрома и медленно оправлялось, постоянно остерегаясь новых набегов татар. Благоверный князь Роман Ольгович принял великое княжество на просторах между Окой, реками Проней и Осетром с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения (с 20 марта 1258 года по 1270 год) сумел сохранить Рязанское княжество от новых разорений. Чтобы уберечь свой народ от новых вспышек жестокости варваров, необходимо было сохранять осторожность в обращении с ними. «Ослаба христианом от насилия бесерман» некоторое время сохранялась после смерти жестокого хана Беркая. Его преемником стал Менгу-Темир, при котором благодаря усилиям Русской Православной Церкви и великих князей наступило облегчение горькой участи русского народа.
Благоверный князь Роман Ольгович торопился с устройством своего княжества, чем вызывал явное недовольство татарских сборщиков дани. Так уж ведется, что «сердечная земля наша не престает производить зло… и добру не дает произрастать одному, цельному, но всегда с примесью зла». «Человеки! Вам заповедал Бог: бдите». Преуспевая в делах государственных, по неизреченной милости Божией, обновляясь Святым Духом, вкусив сладчайший плод молитвы, святой Роман мужественно переносил трудности и скорби, с которыми сопряжен молитвенный подвиг. Он не забывал истинной заповеди Господа: «…Подобает всегда молитися, и не стужати си (и не унывать)».
Призывая сердцем сокрушенным и смиренным Господа, уклоняясь от всякого греха, Святой Роман с чистым намерением искал Бога, страшась Его, чтобы не прогневать, ибо знал, что только смерть освобождает человека от бдительности над собой. Его воспитание, по благочестивому русскому обычаю — церковное (а начало премудрости — страх Божий), полагалось в основание жизни с запросами духа, потому что жизнь земная не самоцель, а средство и путь к достижению иной цели — Жизни Вечной в обителях Отца Небесного. Помысл тревожный последним увядающим цветком иссушал душу: князь предчувствовал, что может ожидать его, когда однажды обозленный баскак (сборщик дани), которому он не позволил глумиться над людьми русскими и удержал от насилия во время сбора дани, донес хану Менгу-Темиру, что князь Рязанский поносит великого хана и его веру. Перед отъездом распределил князь Роман между сыновьями уделы своего княжества. Старшему сыну Феодору назначил престол в Рязани, второму сыну, Ярославу, передал Пронск, младший, Константин, остался при старшем брате и матери. Князь Роман был мудрым повелителем своей семьи, мудрейшим устроителем своей земли, твердым исповедником и защитником веры Христовой.
Орда затаившимся пустынным шакалом оскалилась на прибывшего князя Романа. Его встретили как злейшего врага, непослушного и дерзкого слугу и тут же «начали испытати».
Князь Роман Ольгович легко и просто отклонил все предъявленные ему обвинения. Однако баскак, присутствующий здесь же, донес, что князь Рязанский «хулит вы, великого хана Рементимира, и ругается вере твоей». Хан некоторое время в суровом молчании пристально взирал на князя Романа, потом жестом пригласил присутствующих из своего окружения князей к «началу нудити»:
— Отрекись, князь, от веры своей и прими нашу — верную! — предложил один из ордынских князей. — Домой уйдёшь с ярлыком и подарками.
«Не достоит православным христианам оставя веру свою православную и приимати веру бесерменскую, — ответил князь Роман.
Ордынцы стали избивать князя Романа палками и кнутами, а он под пытками говорил: „Христианин есмь, и воистину христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть“. Татары же не хотяще от него таковых речей слышати, и отрезаши ему язык, и заткоша уста его убрусом, и начаша резати его по составом и метати разно, персты вся обрезаша у ног и рук, и устне, и уши, и прочие составы разрезаша. И яко остался труп един, они же одраша кожу от главы его и на копие взоткнуша. И сей убо новый мученик бысть подобен страстию Иякову Перскому», — сообщил взволнованный летописец рассказ о мученической кончине благоверного князя Романа.
Возлюбив истинную правду и смирение, и долготерпение, и чистоту, и любовь, и милость, блаженный князь Роман приобрел себе страданием Царствие Небесное и венец принял от руки Господня.
День его убийства — 19 июля 1270 года — остался незабвенным для потомства. Современники назвали его новым мучеником, блаженным князем. Святая Церковь тогда же признала его в лике святых и совершает память благоверного князя Романа 19 июля. Его имя издавна помещалось в месяцесловах. Ибо жизнь, деятельность и подвиг святого благоверного мученика Романа, князя Рязанского, значительны для истории нашей Святой Руси. Пострадавший за веру и Отечество, своей жертвенной кровью он приблизил день освобождения Русской земли от татаро-монгольского ига. Память об этих подвигах, свято хранимая русским народом, впоследствии вдохновляла и исполняла мужеством русских воинов, победивших в Куликовой битве.
Благоговейно хранилась память святого князя Романа Рязанского: в семинарской Владимирской церкви города Рязани, в иконостасе придела Трех Святителей, находилась икона, на которой святой благоверный князь Роман был изображен во весь рост: ему было всего сорок лет — красивый, сильный, правая рука его запечатлена в последнем движении крестного знамения, левая держит хартию с изображением храма и надписью: «Христианин есмь, и воистину христианская вера свята есть». У ног — орудия казни и летопись страдания и смерти его. За Божественной Литургией по входе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, в котором он прославляется как твердый исповедник имени Иисуса Христа, как теплый молитвенник и ходатай наш пред Богом.
Владимир АФАНАСЬЕВ, Благотворительный фонд «Энциклопедия Серафима Саровского»