Русская линия
Православный Санкт-ПетербургПротоиерей Геннадий Беловолов21.07.2005 

День ангела Санкт-Петербурга

19 апреля 2000 г. Священный Синод по представлению митрополита Владимира установил новый праздник Русской Православной Церкви — Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. Первое празднование было совершено 9 июля 2000 г., что совпало с Празднованием Тихвинской иконы Божией Матери, которая является, безусловно, главной чтимой чудотворной иконой Пресвятой Богородицы нашей епархии. Это совпадение представляется весьма знаменательным: Матерь Божия как бы вошла в Собор Петербургских святых.

Установление этого праздника стало торжеством Православия на Петербургской земле.

Петербург был задуман его основателем как окно в Европу, как плацдарм европейской цивилизации на Русской земле. Это, кажется, первый русский город с откровенно нерусским именем. Однако к исходу трехсотлетней истории основанный Петром град стал оплотом Православия на рубеже России и Европы. Задуманный как форпост Европы в России, он стал скорее форпостом Православия в Европе.

Первоначально Собор Петербургских святых составили 45 святых. Кто же вошел в их число? Принцип отбора был достаточно гибким и широким. Главное требование состояло в том, чтобы святой подвижник достаточно долгое время жил и подвизался на землях епархии. Поэтому в Собор Петербургских святых кроме общеизвестных небесных покровителей — благ. кн. Александра Невского, блаж. Ксении Петербуржской, прав. Иоанна Кронштадтского — вошли святые, которые в нашем представлении связаны с другими епархиями и даже поместными церквами, как, например, сибирские святые Софроний и Иннокентий Иркутские, которые были в свое время настоятелями Александро-Невской Лавры, Филарет Московский, бывший в свое время викарным епископом С.-Петербургской епархии (освятил Андреевский собор в Кронштадте), Феофан Затворник, бывший ректором СПб Духовной Академии (СПбДА), или сщмч. Владимир Киевский, занимавший Петербургскую кафедру. В Собор Петербургских святых включен даже сербский святой свт. Петр Цетинский, на том основании, что он учился в СПбДА. Этот принцип имеет глубокий духовный смысл. Он позволяет не обособлять Петербургскую землю, но соединяет ее со всей Русской землей и со всем вселенским Православием.

Спустя всего лишь месяц после первого празднования Собор Петербургских святых весьма умножился. На Архиерейском соборе в августе 2000 года были причислены к лику святых многие мученики и исповедники, подвизавшиеся на территории нашей епархии. В частности, были прославлены святые Царственные страстотерпцы, прп. Серафим Вырицкий, сщмч. Философ Орнатский и многие другие. За прошедшие пять лет были собраны и представлены в Синодальную комиссию по канонизации материалы еще на многих новомучеников, например, священномучеников Алексея Ставровского, Петра Скипетрова, Николая Симо и других. В настоящее время список Собора Петербургских святых составляет около 70 имен.

Петербургских святых можно условно разделить на собственно Петербургских, т. е. непосредственно связанных с городом, и тех, кто подвизался в Петербургской епархии до основания города, которых точнее называть Ладожскими. В этом, широком, смысле история Петербургской святости насчитывает 8 столетий. Исторически первыми святыми нашей земли являются прпп. Антоний Дымский, Сергий и Герман Валаамские. К ним, конечно, нужно добавить имена тех святых, которые здесь никогда не были, но являются молитвенниками о нашем городе — такие как Первоверховные апостолы Петр и Павел, прп. Исаакий Далматский. Нужно также помнить, что были и такие святые, которые сокрыли свои подвиги и остались ведомы Единому Богу.

Знаменательно, что установление праздника собора Петербургских святых практически совпало с празднованием 300-летия Санкт-Петербурга. Собор Петербургских святых стал итогом духовной истории Северной столицы за три века ее существования. Именно Собор Петербургских святых делает Петербург Санкт-Петербургом в прямом смысле этого слова и позволяет говорить о Небесном Петербурге, гражданами которого являются святые.

Святость Петербурга весьма необычна. В этом проявляется необычность истории самого города. Петербург явил святых, образа подвижничества которых не знала Святая Русь. Это, прежде всего, блаженная Ксения, ставшая первой русской женщиной — юродивой Христа ради. Нет венцов, подобных венцу святости прав. Иоанна Кронштадтского: это первый святой, канонизированный за подвиг иерейского служения. К ним же можно отнести и царя-мученика Николая Александровича — единственного прославленного русского царя. При этом нужно отметить, что наиболее значимые Петербургские святые являются поистине всероссийскими — Александра Невского, блаженную Ксению и Иоанна Кронштадтского почитают во всех концах Русской земли.

Как Петербург открывает новый этап истории России, так и святость Петербурга дополняет святость Древней Руси. И через это Петербург, задуманный в противопоставление Москве, стал на самом деле продолжателем духовной традиции Первопрестольной.

Несмотря на довольно краткий период истории Петербурга, поражает многообразие образов подвижничества и ликов святости. Взирая на Собор Петербургских святых, мы видим в полноте образ Святой Руси — от царя и священника до воина и простой женщины.

Удивительное явление представляет само понятие Собора святых. Это понятие объединяет имена людей, которые в большинстве не знали друг друга на земле, но на иконе изображены вместе. Что же их объединяет? Их объединяет место подвигов и та молитва, которую они возносят ныне у Престола за эту землю. Для нас это открывает, сколь значимо в очах Божиих понятие родной земли. Связь подвижников с той землей, на которой они подвизались, не прекращается даже после смерти.

В этом году мы отмечаем первый юбилей — пятилетие установление этого праздника. Любопытно, что спустя пять лет праздник практически совпал с первой датой празднования — с разницей в один день. В этом году он отмечается 10 июля. Установление праздника Собора Петербургских святых налагает на нас, петербуржцев, особую ответственность. Появление нового праздника требует его Литургического усвоения. Это, прежде всего, создание икон Собора Петербургских святых. Такие иконы пока что — большая редкость, хотя по идее они должны быть в каждом храме Петербурга. Создание этой иконы требует разработки иконографии; пока что единая иконография не найдена. В нашем храме Св. ап. Иоанна Богослова (Леушинское подворье) в этом году появилась икона, которую мы называем «малый Собор Петербургских святых». На ней изображены 5 сугубых молитвенников о спасении Петербурга в годы войны: блгв. кн. Александр Невский, блж. Ксения Петербуржская, св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп. Серафим Вырицкий, св. равноап. Нина. За ними — три храма нашего города: Троицкий собор Александро-Невской Лавры, Петро-Павловский собор в крепости и Никольский морской собор в Кронштадте. До сих пор в Петербурге нет ни одного придела, ни одного храма в честь Петербургских святых. Насколько нам известно, не составлен пока им и особый тропарь. Существует духовная потребность в акафисте Петербургским святым, который наверняка стал бы любимым молитвенным чтением православных петербуржцев.

Другое направление в прославлении этого праздника — дальнейшее изучение и публикация житий и жизнеописаний Петербургских святых. К сожалению, о многих древних допетербургских святых, которые подвизались на земле нашей епархии, мы знаем очень мало. Такие имена святых, как прп. Макарий Римлянин, прп. Трифон Городецкий, прп. Киприан Стороженский, прп. Андриан Ондрусовский, немного говорят даже воцерковленным людям. Это свидетельствует о необходимости как создания единого Петербургского патерика, так и издания отдельных житий. Издательство «Леушинское подворье» при нашем храме Св. ап. Иоанна Богослова уже несколько лет выпускает серию книг под названием «Петербургский патерик». В этой серии изданы жизнеописания прп. Антония Дымского, прп. Мартирия Зеленецкого, прп. Макария Римлянина, прпп. Геннадия и Никифора Важеезерских. Нужно отметить, что Собор Петербургских святых постоянно дополняется, прежде всего, именами прославляемых новомучеников Российских. Во многих храмах собирают материалы для прославления новомучеников, служивших в них. В нашем храме это протоиереи Иоанн Орнатский и Феодор Окунев.

Очень важное направление этой работы — выявление имен чтимых подвижников благочестия, как древних, так и новых, которые, если не в настоящее время, то в будущем, также могут быть прославлены. Здесь необходимо вспомнить такие имена, как царица-инокиня Дарья, подвизавшаяся в Тихвинском Введенском монастыре, старец Амфилохий Реконьский, блж. Матрона Босоножка, старец Патермуфий из Александро-Невской Лавры, блаженный Матвей-затворник. В то же время мы должны быть внимательны и к святости последних десятилетий. В XX веке в нашем городе или близ него подвизались блж. инок Владимир, блж. старица Любушка Сусанинская. Очевидно народное почитание и митрополита Иоанна (Снычева). Наш долг оставить потомкам записи, материалы и воспоминания о тех, чьими современниками мы были. В Церкви так мудро устроено, что современники крайне редко бывают свидетелями прославления. Чуть ли не единственный случай прославления в первом поколении — прп. Сергий Радонежский. Святость должна пройти проверку временем. Опыт показывает, что прославление происходит как минимум во втором или третьем поколении — это позволяет избежать поспешности и ошибок. Поэтому некоторым нетерпеливым нашим современникам, требующим прославления тех, кого они знали лично, требуется набраться терпения и предоставить суд потомкам.

Конечно, праздник Собора Петербургских святых должен стать одним из главных дней для города, нашим любимым праздником, тем более что этот день можно назвать Днем Ангела Петербурга. В этот день возносится молитва ко всем святым, подвизавшимся в нашем городе, и в то же время все святые молятся о Петербурге и Петербургской земле.

Вси святии, в Земле Петербургской просиявшии, молите Бога о нас.

Прот. Геннадий БЕЛОВОЛОВ, настоятель храма Св. ап. Иоанна Богослова (Леушинское подворье)

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n162/ta001.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru