Русская линия
Церковный вестник Евгений Юферев20.07.2005 

Современное Старообрядчество

Старообрядческие общины сильно пострадали в советское время. За свою историю они уже привыкли к периодическим гонениям и административному давлению, однако в ХХ веке им пришлось считаться с новым фактором, от которого большинство из них никак не могло себя защитить. Строительство «новой жизни» безжалостно разрушало традиционный старообрядческий бытовой уклад, по которому они жили из поколения в поколение. Приспособиться к новым условиям им было очень тяжело, поэтому многие элементы их культуры ныне утеряны. В результате семидесятилетних гонений некоторые старообрядческие согласия — «филипповцы», «нетовцы», «странники» и другие — оказались на грани исчезновения.

Возрождение старообрядческих общин началось в конце 80-х — начале 90-х годов. Оно затронуло как «поповские», так и «беспоповские» согласия. Из первых сейчас наиболее многочисленно Белокриницкое (Русская Православная Старообрядческая Церковь — РПСЦ) и бывшее «беглопоповское» (Русская Древлеправославная Церковь — РДЦ). Из «беспоповских» согласий самыми многочисленными являются «поморцы» и «федосеевцы».

Старообрядцы, приемлющие священство («Поповцы»)

Белокриницкая иерархия включает в себя две независимые друг от друга юрисдикции: Русскую Православную старообрядческую Церковь (РПСЦ) и Белокриницкую старообрядческую митрополию в Румынии.

В Румынии русских старообрядцев называют «липованами». Липованскую Церковь ныне возглавляет митрополит Леонтий. Наряду с православием, липованское Белокриницкое старообрядчество является в Румынии второй государственной религией. Старообрядческие священники в Румынии получают зарплату от государства так же, как и священнослужители Православной Церкви. В Ясской духовной семинарии существует специальное старообрядческое отделение для обучения липован.

Возрождение РПСЦ в России связано с именем митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева). При нем был возрожден монастырь в с. Белая Криница (Черновицкая область, Украина). С 7 по 14 ноября 1996 года здесь проходил Всемирный старообрядческий Собор под председательством митрополитов Московского Алимпия и Белокриницкого Леонтия. На Соборе присутствовали 6 архиереев, более 50 священников и множество мирян. 11 ноября 1996 года Собором был причислен к лику святых митрополит Амвросий (Паппа-Георгополли) — бывший Босно-Сараевский митрополит, в 1846 году перешедший в старообрядчество и положивший начало Белокриницкой иерархии.

РПСЦ — лидер среди старообрядцев по численности, а также по количеству периодических изданий. С 1990 года возобновлено издание журнала «Церковь», выходившего до революции. Вышло уже шесть номеров. Журнал издается на качественной бумаге, с множеством цветных фотографий. В нем печатаются статьи об истории и современной жизни старообрядцев, причем стоит отметить, что в этих публикациях отсутствует чрезмерная тенденциозность в отношении Русской Православной Церкви.

С 1995 года Тверская старообрядческая община в Москве (РПСЦ, храм Свт. Николы) издает журнал «Духовные ответы». Всего вышло 17 выпусков. Это черно-белое издание; его статьи также посвящены как истории, так и современному состоянию старообрядчества. Стиль изложения в нем можно назвать умеренным.

Газета «Старообрядец», выходящая в Нижнем Новгороде под редакцией С.В. Рудакова, — очень интересное явление современного старообрядчества, так как это газета рассказывает о жизни всех старообрядческих согласий за исключением единоверцев.

Любопытным фактом в истории РПСЦ стало присоединение к ней в 2002 году архиерея греческой старостильной Церкви Антония (Герцога). По происхождению он немец, родился в Австрии в 1949 году в семье католиков. В 1975 году он перешел в протестантизм. В 1993 году через миропомазание присоединился к греческой старостильной Церкви, а в 2000 был рукоположен в епископа Германского. В 2002 году его приняли первым чином в РПСЦ и рукоположили в епископа Аугсбургского и всея Германии.

31 декабря 2003 года умер митрополит РПСЦ Алимпий. Похоронен он был 4 января 2004 года в архиерейской усыпальнице Рогожского кладбища. В связи с кончиной владыки Алимпия телеграммы со словами соболезнования были получены от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и от главы Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

9−11 февраля 2004 года в Покровском кафедральном соборе РПСЦ состоялись заседания Освященного Собора РПСЦ, а 9 февраля — избрание нового Предстоятеля, которым стал митрополит Андриан (Четвергов).

С приходом митрополита Андриана открылась новая страница в истории РПСЦ. За свое недолгое управление епархией, владыка Андриан уже успел проявить себя как деятельный и инициативный иерарх. В 2004 году был возрожден Информационно-издательский отдел, на Рогожском кладбище открылось Духовное училище. Митрополит Андриан часто совершает поездки по епархиям, где встречается как с гражданскими властями, так и с иерархами Русской Православной Церкви.

«Новозыбковская» иерархия. Часть старообрядцев-«поповцев» не приняла Белокриницкую иерархию. Это согласие старообрядцев оставалось «беглопоповским», так как и после появления Белокриницкой иерархии продолжало принимать «беглых» священников из Греко-Российской Православной Церкви. В 1923 году к «беглопоповцам» присоединился обновленческий архиепископ Саратовский Никола (Позднев). Он совершал только священнические хиротонии, не дерзая единолично поставлять епископов. В 1929 году из «иосифлянского раскола» (не поминающих Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия) к «беглопоповцам» присоединился единоверческий епископ Свердловский Стефан (Расторгуев). После присоединения епископа Стефана были поставлены первые «беглопоповские» епископы. Так получило свою иерархию еще одно согласие старообрядцев-«поповцев», образовавшее Русскую Древлеправославную Церковь. Другое название этого согласия — «новозыбковцы», так как их административный центр находился в г. Новозыбкове Брянской области.

До 2002 года Предстоятель РДЦ архиепископ Александр (Калинин) носил титул Древлеправославного Архиепископа Московского и всея Руси. Однако 3 марта 2002 года произошло уникальное в старообрядческом мире событие. Освященным Собором РДЦ архиепископу Александру был присвоен титул Древлеправославного патриарха Московского и всея Руси. Полномочий патриарха за архиепископом Александром не признали ни иные старообрядческие согласия, ни Русская Православная Церковь, ни Министерство юстиции РФ.

Помимо РПСЦ и РДЦ в России представлены еще две старообрядческие иерархии — это Древлеправославная Церковь России (ДЦР) и Славяно-Грузинская Древлеправославная Церковь. Все они откололись несколько лет назад от «новозыбковцев» (РДЦ), и число их прихожан незначительно.

Старообрядцы, не имеющие священства («Беспоповцы»)

Центром современного «беспоповства» является Прибалтика. Благодаря многочисленности их общин Латгалию — восточную часть современной Латвии — даже называют старообрядческой «северной Фиваидой».

Древлеправославная Поморская Церковь. Наиболее многочисленное и организованное на сегодняшний день согласие старообрядцев-«беспоповцев» — это «поморское» согласие, или Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ). Общины «поморцев», также как и других «беспоповцев», управляются наставниками, выбираемыми общиной. В Москве центр ДПЦ находится на Преображенском кладбище. «Поморцам» принадлежит часть храма Свт. Николы, другую часть которого занимает община Русской Православной Церкви.

Примечательные события происходили несколько лет назад в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине. Ее наставник Иоанн Миролюбов, выпускник Московской духовной академии со степенью кандидата богословия, начал склонять общину к переходу в Единоверие. Рижская община — самая многочисленная поморская община в мире (20 тысяч прихожан), поэтому вспыхнувший в ней конфликт привлек внимание всех старообрядцев. После долгих споров Миролюбов и его сторонники покинули общину. С недавнего времени И.И. Миролюбов работает секретарем Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядцами при ОВЦС МП.

«Федосеевцы». Некогда многочисленные общины последователей Феодосия Васильева ныне весьма поредели. В Москве центр «федосеевского» согласия, также как и «поморского», находится на Преображенском кладбище, где располагается «федосеевский» мужеско-женский монастырь.

Современное единоверие. В настоящее время в лоне Русской Православной Церкви находится около 20 единоверческих приходов. Из них только три не закрывались в советский период. Один из храмов находится на территории России — в с. Малое Мурашкино Нижегородской области, а два других — в Латвии и Украине.

Самый известный в настоящее время единоверческий приход — это община храма Архангела Михаила в с. Михайловская Слобода (Московская обл.), окормляемая игуменом Иринархом (Денисовым).

* * *

Современное старообрядчество не представляет собой единое целое. Можно говорить о некотором противостоянии потомственных старообрядцев, благожелательно относящихся к Русской Православной Церкви и неофитов, пытающихся увеличить разрыв между нами. Несмотря на это диалог со старообрядчеством следует продолжать, так как старообрядцы сохранили до нашего времени наследие старой Руси, преемниками которой являемся и мы. Будем молиться о духовном единстве русского народа.

http://tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1522


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru