Милосердие.Ru | Протоиерей Игорь Фомин | 20.07.2005 |
— Отец Игорь, у подкомиссии разработана специальная программа помощи многодетным семьям?
— Подкомиссия существует чуть больше полугода, и пока еще до конца не определены ее задачи. Сейчас заключили договор с сетью ресторанов «Дрова», чтобы каждый ребенок из многодетной семьи мог там отпраздновать день рождения в кругу родных. Считаю, что такие мероприятия объединяют семью. Вдове с тремя детьми отремонтировали квартиру после пожара, во время которого погиб один из детей (а мужа убили полтора года назад). К первому сентября готовим подарки для детей из многодетных, которые идут в первый класс. К сожалению, пока не можем охватить всех, за что приносим свои извинения. Только 130 деткам подарим полностью укомплектованный необходимыми канцелярскими товарами ранец. И в дальнейшем будем оказывать посильную материальную помощь в трудных ситуациях. Но не думаю, что это должно быть главной задачей подкомиссии — у нас и нет возможностей выполнять функции государства. Мне кажется, основная наша задача — популяризация многодетной семьи, привлечение общественного внимания к ее проблемам. Ведь это самая здоровая (морально) часть общества. Дети в таких семьях в среднем трудолюбивей и усидчивей своих сверстников. Среди них практически нет эгоистов.
— Вы, наверное, имеете в виду православные семьи. Но говорят, что кроме православных есть еще одна категория семей, в которых многодетность — не редкость. Это семьи алкоголиков. Правда ли это?
— Это миф, идущий из советских времен, когда в общественном сознании многодетная семья воспринималась как асоциальное явление. Бывают такие случаи. В одной подмосковной деревне есть семья с шестнадцатью детьми. Муж и жена пьют по-черному. Удивительно, но все дети здоровы, трое старших учатся в институтах. Но сказать, что это распространенное явление, я не могу. По официальной статистике меньше всего денег тратится на алкоголь именно в многодетных семьях. А вообще… Как ни страшно, что пьющая женщина рожает детей, это все же лучше, чем женщина социально успешная, делающая аборты.
Но и насчет православных вы заблуждаетесь. Из 80 московских семей, имеющих 10 и более детей, только 15 — православные.
— Но много мусульман?
— Нет. Вообще в Москве 21 тысяча многодетных семей, из них 18 тысяч — семьи с тремя детьми. Вот среди этих восемнадцати тысяч много семей, переехавших с Кавказа и из Средней Азии. А из восьмидесяти семей с десятью и более детьми большинство — славяне. Это данные Московского комитета по делам семьи и молодежи. А вообще только недавно семья с тремя детьми стала официально считаться многодетной. В СССР многодетной считалась семья с четырьмя детьми. То есть по старым меркам сегодня в десятимиллионной Москве всего три тысячи многодетных семей. Поэтому я и считаю популяризацию многодетности нашей главной задачей. В том числе и среди православных людей.
— Некоторые священники считают, что не каждой православной семье по силам крест многодетности.
— Категорически не согласен. Тяжесть креста зависит не от размера, а от отношения к нему. И с одним ребенком можно впасть в уныние, и в тесной квартире многодетная семья может пребывать в радости. Приведу в пример семью диакона Симеона Аветисяна из храма Рождества Богородицы в Крылатском. 9 детей, поющая семья, лауреаты многих конкурсов. Матушка — выпускница Ереванской консерватории — ведет 4 хора: семейный, общественный, в Гнесинке… Участвует в жюри различных международных музыкальных конкурсов. Человеческие это нагрузки? Человеческие, раз они еще живы.
Знаю случаи, когда в многодетной семье среди детей есть инвалиды (чаще всего с ДЦП), бывает, что кто-то умирает в младенчестве или раннем детстве. Конечно, это всегда трагедия. Но Господь дает людям силы пережить это. О материальных трудностях я не говорю — редкая многодетная семья их не испытывает. Но именно в многодетных семьях самый низкий процент подростковой преступности. А самый высокий — в неполных семьях или семьях с одним-двумя детьми. И это неудивительно — неизбалованные дети рано начинают трудиться. Как я уже говорил, у них больше усидчивости. Менделеев был семнадцатым ребенком.
Что может дать человеку многодетность? Ощущение полноты жизни. Осмысленная жизнь — жизнь для другого. Человек, живущий для себя, медленно умирает. Это не относится к тем супружеским парам, которым Господь не даровал детей. Но когда не рожают добровольно, чтобы не обременять себя?.. Если мы христиане, давайте благодарить Господа за то, что Он нам посылает, а не уклоняться от своего креста.
— Но, насколько я понимаю, подкомиссия создана не для популяризации — это наше дело, журналистское, — а для социальной защиты семей. Что делается в этом направлении? Помогаете ли вы, например, многодетным отцам устроиться на хорошо оплачиваемую работу (естественно, если позволяет их квалификация)?
— Повторяю, мы только начинаем работать, поэтому говорить об осуществленных проектах не приходится. Есть планы. В том числе и помощи с трудоустройством. Ведем переговоры с одной рекрутинговой фирмой. Пока это на стадии переговоров, фирму называть не буду, но в будущем надеемся выставить информацию на ваш сайт.
Что еще планируем? Недавно я был на круглом столе в Государственной думе, посвященном как раз повышению престижа многодетности. Если осуществится хотя бы часть того, о чем там говорилось, престиж многодетной семьи (и семьи вообще) поднимется. Думаю, будет налаживаться взаимодействие государства с Церковью. Об этом тоже говорили на круглом столе. Все больше людей понимает, что Церковь сегодня — основной воспитатель семьи. Идеология-то в государстве отсутствует.
По возможности будем помогать многодетным, но преимущественно не деньгами. А то уже были случаи, когда многодетные семьи обращались исключительно за денежной помощью. Причем разговаривали очень грубо, давая понять, что мы чуть ли не обязаны дать им денег. В каких-то случаях нужна и такая помощь, но, во-первых, у нас не так много возможностей, а, во-вторых, регулярное подаяние может и развратить человека. Однажды мой знакомый регент услышал в переходе прекрасный бас. Подошел он к певцу, собиравшему деньги, и предложил ему петь в храме. Тот ответил: «В храм? За ваши копейки?! В жизни не пойду. Уходи, не мешай». Подаяние его развратило. Конечно, я не призываю не подавать певцам или музыкантам — они все-таки трудятся, а трудящийся достоин пропитания. Но в голове не укладывается, что можно переход предпочесть клиросу. А если работоспособный мужчина привыкнет просто получать помощь на своих детей, разучится трудиться? Боюсь, семья не сохранится.
— Есть же и допустимые для любой многодетной семьи формы материальной помощи. Например, оплата занятий детей в секциях и кружках, поездок в лагеря.
— Согласен с вами. Такая помощь и допустима, и необходима. Но для ее осуществления нам необходимы спонсоры.
— А будете ли вы оказывать моральную поддержку многодетным семьям?
— Опять же все на стадии переговоров. Ведем переговоры с руководством педагогического вуза о прохождении студентами официальной практики в многодетных семьях, которая будет приравнена к практике в школе. Студенты помогут детям готовить уроки, поиграют с малышами, в это время мама сможет хотя бы отлучиться по домашним делам (если не помогает бабушка, многодетная мама не имеет возможности даже сходить оформить необходимые документы, оплатить квартиру и т. д.). Отрадно, что в вузе нам не отказали, а предложили подготовить проект. Что мы сейчас и делаем.
В целом же наша подкомиссия находится в процессе становления. Собираем информацию по многодетным семьям: адреса, телефоны, нужды. Помогает мне небольшая инициативная группа. Надеюсь, что скоро мы все же начнем работать, а не только говорить о проектах.
— Сегодня у вас в комиссии нет штатных сотрудников?
— Пока работают только добровольцы, люди неравнодушные. Нет штатных единиц. Да и вообще ничего нет, кроме энтузиазма людей. Я понимаю ваш вопрос. Нам нужны штатные единицы. Только тогда может начаться серьезная работа. Поэтому я призываю всех неравнодушных людей к сотрудничеству. Нам нужны педагоги, психологи, юристы. И спонсоры — без них нам не стать профессиональной структурой.
— А знакомы ли вы с зарубежным церковным или светским опытом помощи многодетным семьям?
— У меня много знакомых в разных странах, я пытался собрать информацию, но нигде не столкнулся с опытом церковной помощи. В развитых странах многодетным помогает государство. При всех недостатках Советского Союза государственная политика по отношению к семье в 80-е годы привела к всплеску рождаемости. Сегодня все направлено против семьи. Многодетной семье выплачивают 70 рублей в месяц. Плюс 500 рублей доплачивает город москвичам, у которых 5 и более детей. Это даже нищенской зарплатой нельзя назвать! Лучше бы вообще не платили, чем так издеваться! Не помогать на государственном уровне людям, реально решающим демографические проблемы?! Не понимаю. Значит, надо действовать по принципу «спасение утопающих — дело самих утопающих». Надо самим браться за дело и ставить проблему на вид «слугам народа». Потому и Церковь занимается не только своим прямым делом — проповедью Христа, но и социальной помощью.
— Разве социальная помощь не может быть и проповедью?
— Может. Если мы будем работать эффективно, с любовью к ближнему и отдачей, кому-то это поможет обрести веру. А некоторые люди хотят получать помощь от Церкви, но совершенно равнодушны ко Христу. Правда, бывает, что и до их сердца Господу удается достучаться. Когда я служил в «Большом Вознесении», одна многодетная женщина, еврейка, ходила за помощью и к нам, и в синагогу на Большой Бронной. И не скрывала этого. Говорила, что мы помогаем лучше, но к вере оставалась равнодушна. В итоге она сознательно пришла ко Христу, сейчас она православный воцерковленный человек. А бывает, что человек годами ходит в храм за помощью, но остается теплохладен. Просящие на улице ради Христа лгут — не ради Христа просят, это их работа. Пришел как-то пьяный молодой человек и стал предъявлять претензии: мол, в третий храм захожу, и нигде не дают поесть. Разговорились, оказалось он ходит по вагонам электричек, играет на гитаре, зарабатывает 1000−1500 рублей в день и еще хочет питаться бесплатно. Христос ему не нужен, а вот поесть у Христа он не прочь. Нищие сейчас не те, о которых говорится в Евангелии. Образ Евангельского нищего сегодня скорее воплощен в человеке трудолюбивом, который работает, получает копейки, растит детей скромно, но честно; вот ему-то и надо подать, ему и надо помочь. Господь видит, насколько наша социальная деятельность помогает людям найти истину. Я не умаляю значения этой деятельности, но напоминаю, что для священника она не может быть главной (для мирянина может). Социальное служение — один из пунктов проповеди, на деле показывающий, о чем мы проповедуем, подтверждающий наши слова.
— Отец Игорь, наверняка многие читатели заинтересуются, сколько детей у священника, так горячо и убедительно пропагандирующего многодетность?
— У меня трое: сыновья девяти и семи лет и двухлетняя дочка. Так что пока назвать нашу семью многодетной не могу. Но мне только 35 лет, и я надеюсь, что Господь еще дарует нам детишек. Нам еще ни разу не удавалось до конца решить свои финансово-жилищные проблемы, но я рискну и от имени моих домочадцев сказать: у нас счастливая семья. Мы очень любим детей и верим, что их у нас будет больше.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ