Laikas, Литва | Вадим Карасев | 19.07.2005 |
О различиях в выборе и их причинах — собеседник еженедельника «Laikas», директор действующего в Киеве Института глобальных стратегий, политолог Вадим Карасев.
Славяне не едины
— В одном французском журнале я прочел заголовок «Третья Европа» — это Центральная и Восточная Европа, в которой славяне занимают немалую часть. Можно ли говорить о каком либо общеславянском идентитете?— Говорить можно и даже нужно, потому что идеи так называемого славянского единства живы в политических и журналистских кругах. Если на такие идеи есть спрос, следует его удовлетворять. Однако нужно уточнить понятие славянского идентитета, особенно если речь идет обо всей Европе.
В Европе существует славянский идентитет, но во многих отношениях он заглушается и даже уничтожается более сильными идентитетами. В первую очередь, это религиозный, потому что, к примеру, поляки, католический народ, весьма отличается от народов, в которых религиозный фактор не такой мощный, не говоря уже о православных нациях.
На Балканах также живут славяне, однако существует и идентитет балканского региона, имею ввиду сложную историю этого региона, которая отделяет живущие здесь народы от других славян. Важен на Балканах и религиозный фактор — православная Сербия и католическая Хорватия все еще живут в условиях серьезного конфликта, хотя оба народа в качестве родных используют языки одного и того же происхождения.
Еще один фактор — историческое развитие и опыт каждого народа. Славяне чехи формировались под влиянием немецкой и австрийской культур и сейчас, скорее всего, более склонны солидаризироваться с соседними Германией, Австрией, Венгрией, чем с восточноевропейскими славянами, не говоря уже о России.
Кроме того, на все идентитеты, о которых мы здесь говорим, сейчас сильно влияют процессы объединения Европы. Есть славянские народы, которые ощущают себя европейскими. Есть и такие, европейскость которых подтвержается лишь географической принадлежностью.
Может и есть что-то общее между всеми славянами, но сейчас это скорее связано с историей, а не с современной жизнью, особенно если посмотреть на глобальные процессы.
Карта славянского мира
— Глобальные процессы идут, но иногда возникает ощущение, что национальные самосознания народов Центральной и Восточной Европы все еще актуальны. Ведь время от времени возникают разговоры о славянском единстве, особой одухотворенности и тому подобном.— Славянская духовность — не миф, но это только часть множества свойств, характеризующих современных европейцев — не только лишь славян. Так называемый славянский мир с только ему одному присущими качествами существует разве что на карте. Процесс единения народов сейчас происходит на общеевропейском, а не какого-либо отдельного славянского проекта, базисе.
Если бы сейчас кто-нибудь придумал бы создать славянскую конфедерацию — ничего бы не вышло, потому что идея славянской общности была бы преодолена аргументами единой Европы и всемирного рынка.
Кроме того, у сегодняшних славян нет объединяющей страны, своеобразного государства-магнита, вокруг которого они могли бы объединяться. Разумеется, есть разные намерения, но они, скорее, имеют оппозиционный, маргинальный или даже подпольный, то есть совершенно несовременный характер.
Россия — несформировавшаяся империя
— Русские все еще хотели бы быть объединителями. Их капитал агрессивно вторгается в Польшу и на Балканы.— Да, знаменем объединения славян пытается воспользоваться русская Православная церковь. Однако это локальные попытки, тем более что экономически они безосновательны и нерациональны. Большинство славян ведет себя экономически рационально и в таких проектах не участвует.
Современная Россия — это не бывший Советский Союз и точно не Россия времен Петра I начала 18 в. После отделения бывших советских республик она все более движется в направлении континентальной Евразии. Она даже географически становится неевропейской.
В России живут 20 миллионов мусульман, демографический процесс им все еще благоприятен. Кроме того, современная Россия во многих отношениях формируется под влиянием войны на Кавказе. Война распределяет денежные потоки, приводит ко власти в Кремле ту или иную элиту, воздействует на самосознание русских, пример тому — враждебность по отношению к людям кавказской внешности в российских городах.
В слоях российской власти, бизнеса, военной элиты все больше неславян — из Сибири, Кавказа, Поволжья, других регионов. На Западе спорят — формируется ли Россия как евроазиатское образование или же как православное славянское государство. Обе модели — незападные.
Поэтому и русский капитал — скорее капитал «сырьевых олигархов», считающий себя частью мирового капитала. В России сейчас как бы и есть попытки сформировать новую русскую нацию, однако ее культурное содержание все еще неясно. Можно сказать, Россия сегодня все еще ищет себя.
В Казахстане — 4% Европы
Без сомнения, тезис о «третьей Европе» имеет право на существование, но сегодня это не славянская Европа. В ней существуют различные государства, даже Казахстан, около 4-х процентов территории которого находится на европейском континенте и где также формируется достаточно мощный «сырьевой» капитализм.Славяне — или их часть — может и могли бы консолидироваться в едином европейском хозяйственном пространстве, если бы действовала ось Киев-Москва. Но украинцы выбрали ориентацию на Запад, особенно после того, как русские так своеобразно поучастовали в выборах президента Украины.
Россия и США — два эксперимента
— Как случилось, что тоталитарные экперименты 20-го века дольше и больнее всего действовали именно на славян — после ленинского переворота Россия с союзниками строила коммунизм более 60-ти лет? А может это миф?— В этом ракурсе интересно то, что в первой половине 20-го века Россия и США оценивались как два эксперимента — США как полигон либерального капитализма, а Россия как эксперимент коммунистического развития. Оба считались утопическими, но один воплощен в жизнь, поскольку был прагматичным, а второй был неосуществим в принципе — лишь потому, что строительство коммунизма с самого начала было увязано с мировой революцией или, по-крайней мере, с пролетарской революцией в Европе. Сталин позже осознал, что это невозможно, и попытался создать социализм в одной отдельной стране.
Однако Российская империя уже со времен Петра I была ориентирована на Запад.
Вероятно, что так называемый социалистический блок после Второй мировой войны был слеплен на основе славянских народов, особенно в Восточной Европе. Ведь русские согласились, чтобы Австрия была нейтральной и вывели из нее свои войска. Однако в Чехословакии военные гарнизоны СССР остались. Из Греции Советы своих солдат также вывели, а с соседних Балкан — нет.
Границы советской империи много где совпали с границами славянского мира. Но революции в славянских странах, произошедшие одна за другой, и их интеграция в Западную Европу показали, что славяне отвергли предложенную советской империей псевдомодель объединения и выбрали другие ценности.
Арунас Спраунюс
Окончание в след. номере
Источник: еженедельник «Laikas», 13.07.2005, N27(97)
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru — Андрей Синельников