Правда.Ru | Андрей Поляков | 17.06.2005 |
К своему делу привратник и ключарь самого известного христианского храма относится более чем ответственно. За 20 с небольшим лет его служения, он ни разу не покидал Иерусалим и лишь в прошлом году впервые, по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, отправился в Россию, страну, которая, по духу во многом похожа на его родной Иерусалим.
«Прежде всего, я почувствовал, что здесь нахожусь как у себя дома», — рассказывает Ваджих Нусейбе. — «В России я увидел столько интересных людей. Всех их считаю своими братьями. Мне очень понравился русский народ, который открыл мне свое жаркое сердце, и я чувствую, что я нахожусь у себя на родине. У меня такое ощущение, что Иерусалим на время переместился в Москву».
Впервые в Храм Гроба Господня Ваджих попал еще мальчишкой. Сюда он приходил вместе с дедом Хусейном и отцом Якубом, которые также были потомственными привратниками и хранителями ключей храма. Дед, несмотря на свой преклонный возраст, не оставлял свое служение ни на день, словно показывая своим сыну и внуку как нужно относиться к делу. А маленький Ваджих часами выстаивал христианские службы, вбирая в свои легкие запах ладана, но оставался при этом приверженцем своей веры.
«Мы, правоверные мусульмане, всегда считали, что основные религии — ислам и христианство происходят от Единого Бога, от Аллаха. Мы всегда шли рядом бок о бок в нашей истории. А если эти религии сосуществуют мирно, то благословение будет для всех. Коран учит нас тому, что Бог — один. Мы говорим, что Солнце — одно, Земля — одна, народ Земли тоже един. И поэтому в единении нам и надо искать возможность для нашего мирного сосуществования.
Чтобы знание о единстве Бога было завершенным, каждый верующий должен изучить три важных святых писания — Тору, Евангелие и Коран. А эти святые писания происходят от Единого Бога.
Коран признает Иисуса как пророка, а упоминание о его матери Мариам встречается в мусульманском святом писании 40 раз. Но вы не встретите ни одного упоминания о сестре или брате самого пророка Мухаммеда. Таким образом, ислам подчеркивает свое отношение к Иисусу и Богоматери Марии».
Ваджих — мусульманин из очень древнего рода, корни которого находятся в Медине. Оттуда, из Аравии, его предки перебрались в Иерусалим еще в VII веке. С того времени имя Нусейбе упоминается в исторических хрониках. Этот род одним из первых принял ислам, а пророка Мухаммеда признал еще в те времена, когда он бежал от неверных. Предки Ваджиха воевали за Мухаммеда и защищали его. И в летописи ислама навечно осталось имя одной легендарной женщины. Звали ее Умма-Омара аль-Маазиния аль-Хузраджия мин Банни-Амир аль-Ансария. От нее и ведет свой отсчет род Нусейбе.
«Это произошло в 638 году. Православный патриарх Сафроний обратился к Омару ибн-Хаттабу, второму после смерти Мухаммеда халифу, с просьбой назначить хранителем ключей Храма Гроба Господня мусульманина. Первым ключарем стал мой далекий предок. Это случилось так. Мои родовые корни уходят к семье, которая проживала на территории Хеджаза Саудовской Аравии в Мекке. Мои предки спасли жизнь пророку Мухаммеду, когда он в 622 году бежал из Мекки в Медину. Многие мусульманские книги рассказывают о моей семье. Они повествуют о сподвижниках пророка Мухаммеда, которые проповедовали веру в единого Бога. Одной из них была Умма-Омара Аль-Ансария. Ансария означает принадлежность к сподвижникам Муххамеда.
В то время, когда большинство народа были язычниками, эта женщина вместе со своими детьми уверовала в единого Аллаха. Однажды она направила одного из своих детей в другой город к человеку, который объявил себя пророком. Мальчик предстал перед ним и, усомнившись в истинности его слов, прямо бросил ему: „Ты лжец!“. Ребенка зарубили. Другой ее сын после смерти брата отправился в Иерусалим, находившийся во власти Омара ибн-Хаттаба, который пришел на эти земли по призыву патриарха Сафрония. Поскольку сын Уммы-Омара стал одним из ближайших сподвижников Омара ибн-Хаттаба, он получил в знак благодарности должность хранителя ключей. С тех пор ключи из рода в род переходят по наследству».
После того, как Омар ибн-Хаттаб, владыка огромной мусульманской империи, взял Иерусалим после двухлетней осады, патриарх Сафроний пригласил халифа и всю его свиту в храм Гроба Господня. И показал самые сокровенные христианские святыни: Камень Помазания и Голгофу. В честь гостей отслужили молебен. Патриарх Сафроний и халифу предложил помолиться. Но тот отказался. Вышел из храма — и поднял камень, прямо из груды мусора поблизости. Подбросил его вверх. И там, где лег камень, немного южнее, возвели деревянную мечеть Омара. А православный владыка передал тогда нежданному гостю ключи от города. И в придачу — ключ от главной церковной обители христиан.
«В 1099 году, как известно, была война между латинянами-католиками и православными христианами за право владения Храмом Гроба Господня. Это был так называемый крестовый поход. Храм до прихода католиков-рыцарей находился в руках православных. Рыцари-католики захватили все мусульманские и православные святыни. Уничтожили всех иудеев в Иерусалиме. Тогда они убили 35 тысяч человек, находившихся в стенах града Иерусалима. В тот момент, когда крестоносцы вошли в город, произошло очень интересное событие. Сразу после кровавой бойни, в которой они изрубили православных, мусульман и иудеев, будучи по локоть в крови, завоеватели вошли в Храм Гроба Господня и, как ни в чем не бывало, стали усердно молиться. В тот момент с ними находился один из православных митрополитов и сорок православных священников, которых затем изгнали из Иерусалима и отправили в Хайфу. Священникам пришлось долго скрываться пещере. Они вели только ночной образ жизни. И после того, как им удалось построить лодку, православные направились на Кипр.
Однако счастье не было на их стороне. Лодка перевернулась, и священники стали жертвами рыб.
Спустя 88 лет после того, как рыцари-крестоносцы захватили Иерусалим, в1187 году, Святой Город перешел под управление Салахеддина Аюби, египетского правителя. Тогда в качестве условий он, как мусульманский военачальник, приказал, чтобы все православные вернулись на свои святые земли, и продолжали обладать ими. С тех пор все христианские святыни — Храм Гроба Господня, Часовня Гроба Господня, Голгофа, Храм Рождества Христова в Вифлееме, как и прежде, находятся в руках и под контролем православной общины и православного духовенства. А ключ от Храма Гроба Господня по традиции находится в руках мусульманина. У многих возникает вопрос, почему так происходит?
Саллахеддин был очень мудрым человеком. Как известно, католики и рыцари-крестоносцы хотели захватить все святые места христиан и передать их под контроль Ватикана, чтобы стать выше восточных православных христиан и подчинить их воле латинской или римской католической церкви. Не случайно, что в последующие периоды, когда Иерусалим находился в руках султанов Османской империи, православный патриарх всегда находился под охраной мусульман. Когда он шел по улицам, по бокам его и впереди него находились мусульманские стражники — кавасы. Так что дружба между мусульманами и христианами продолжается уже десяток веков. И от состояния этого взаимопонимания очень многое зависит в современном мире».
И сегодня хранитель ключей исполняет роль негласного третейского судьи. В моменты, когда между христианами возникают споры, Ваджих, преисполненный чувством сохранения мира в Храме, берет на себя миссию миротворца. Успокоившись, лидеры основных христианских конфессий вновь начинают жить по древним правилам. Наивысшее напряжение происходит на Пасху. В такие дни главное, чтобы у входа в Храм не возникло давки. Но еще более ответственная задача — опечатать каменную плиту Гроба Господня перед тем, как иерусалимский патриарх приступит к молебну о ниспослании Благодатного Огня. И в момент его возгорания перед тысячами верующих предстает истинный свидетель христианского Чуда — мусульманин Ваджих Нусейбе.
«Раньше, чтобы попасть в Храм Гроба Господня, даже первым лицам государств приходилось стоять в длинных очередях», — рассказывает Ваджих Нусейбе. — «Порой они проводили в ожидании и час, и два. Но это было в прошлом. Сегодня из-за сложной политической ситуации паломников стало меньше, и мы, коренные жители этой святой земли ждем, когда восстановится мир, и очереди опять возобновятся. Для сравнения — в 2000 году, когда Храм Гроба Господня посещал Папа Иоанн Павел Второй, паломникам требовалось несколько часов, чтобы попасть внутрь. А сегодня, чтобы посетить это святое место требуется всего несколько секунд, никаких очередей сейчас нет».
Из клана Нусейбе также вышло много крупных деятелей. В основном это иорданцы. В этой стране очень часто можно встретить министров, послов, и крупных руководителей с фамилией Нусейбе!
«По приглашению русских друзей я привез в Москву копии фирманов — особых указов султанов. В этих фирманах говорится о личном назначении султаном на все должности в святом городе, а также о больших земельных угодьях, которые были дарованы султаном местным общинам арабов, проживающим на территориях нынешнего Израиля. Речь идет о сорока тысячах гектарах. Этими землями управляло правительство транс-Иордании и Иордании до того, как восточный Иерусалим был оккупирован Израилем. И Иордания давала нам возможность распоряжаться этими территориями по нашему усмотрению. И поскольку все земли находились лишь фактически в юрисдикции Иордании, также фактически мы осуществляем свое служение у Храма Гроба Господня на бесплатной основе».
До 1967 года Нусейбе служили градоначальниками Иерусалима. Это тоже родственники Ваджиха. С тех пор много воды утекло из Иордана, и постепенно полноводные реки христианских паломников все больше напоминают пересыхающие ручейки…
«Для сравнения. В Мекку в Саудовскую Аравию отправляются миллионы мусульман-паломников, которые свободно могут посещать мусульманские святые места. А главную христианскую святыню посещают 20 тысяч паломников в год. Это очень мало. И я молю Бога, чтобы вновь настало время, когда паломников опять станет много. Поймите, настоящих верующих из России здесь очень ждут, чтобы и они прикоснулись к той благодати, которая посещает этот благословенный святой город.
Интересно, что, несмотря на сложную политическую ситуацию, на фоне уменьшения паломников со всего мира, число пилигримов из России, приверженцев Русской Православной Церкви увеличивается. Также обстоит дело и с представителями других христианских конфессий из России. Усилиями православных паломников Дух России постоянно присутствует на этой земле.
И мы понимаем, что это не случайно. Сейчас в вашей стране происходит возрождение основ православия и увеличивается тяга к религии, к ее истокам, а также к местам, где она зарождалась. И это подпитывает нашу страну и в этом мы видим благодать для всех нас. В этой связи мы очень счастливы, потому что вера в Бога, вера в Аллаха вселяет и в нас радость. Мы благодарим Аллаха, что великий русский народ возвращается к своей вере. И мы с божьей помощью желаем вам благословения и помощи Бога во всех ваших делах».
Трижды в неделю Ваджих прочищает замки и приводит в порядок каждое колесико в механизмах, чтобы они работали безо всяких проблем. Это удается привратнику легко, так как по образованию инженер-электронщик и лет пятнадцать успел отработать по специальности. Куда больше его заботит приток верующих из России. Бояться им нечего, считает Нусейбе.
«Когда вы приедете, я покажу вам фирманы и камень, на котором написан по-арабски приказ султана, где говорится, что если кто-то посягнет на эти христианские святыни, у него будет отрублена голова».
http://www.pravda.ru/culture/2005/4/9/25/20 093_privratnik.html