Сайт Московской епархии | Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) | 17.06.2005 |
Дорогие участники конференции!
С большой радостью направлялся я сегодня в древний Можайск, чтобы принять участие в конференции, которая является одним из значимых научных форумов, посвященных рассмотрению проблем истории и культуры нашего Отечества. Макариевские чтения ежегодно собирают вместе самоотверженных исследователей, которыми движет бескорыстная любовь к своему делу и преданность избранной профессии. Ни для кого не секрет, что прошедшие двенадцать лет, а это как раз период существования Макариевских чтений, были очень трудными для российской науки. И замечательно, что ежегодная конференция давала возможность ученым сообщать о своих достижениях, публиковать доклады и статьи. Сейчас вокруг чтений сложилось целое научное сообщество, члены которого, думаю, с благодарностью вспоминают о прошлых встречах и с радостью готовы сегодня поделиться с нами своими новыми результатами.
Обычно темы чтений бывают связаны с русским средневековьем, но на этот раз предлагается сосредоточить внимание на более позднем периоде, обратиться к вопросу о влиянии преподобного Серафима Саровского и в целом русского старчества XIX века на духовную жизнь России. Такой выбор представляется мне и отрадным, и правильным.
Старчество как особая форма благодатного душепопечения наставника об ученике появилось в Христианской Церкви в IV веке, получив распространение в монастырях Ближнего Востока. В последующие столетия одним из главных центров развития этой формы православного духовного опыта стала Святая Гора Афон. Именно оттуда русскими подвижниками были восприняты представления об аскетической жизни, умной молитве, хранении сердца и трезвении ума.
Кризис, пережитый Русской Православной Церковью в связи с учреждением синодальной системы, проявился в частности в изменении образа жизни монастырей, в снижении интереса к аскетическим подвигам. Казалось, что древняя традиция почти утрачена, но в конце XVIII века наступает новый духовный подъем. Возрождение старчества традиционно связывают с именем преподобного Паисия Величковского. Его трудами сокровища святоотеческого наследия стали не только доступны широкому российскому читателю, но и навсегда вошли в русскую православную духовную культуру. По прошествии веков мы видим, сколь это было жизненно необходимо для России, вступившей на путь расцерковления общественного сознания.
Особенностью деятельности русских старцев XIX века стала их открытость страждущему миру, неустанное служение ближнему. Не ограничивая сферу своей деятельности монастырской братией, отечественные подвижники были неустанны в попечении о людях, обращавшихся к ним за помощью, исполняя тем самым слова Спасителя: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).
Пройдя через длительный и многотрудный путь личного самосозидания, старцы шли в мир, чтобы, уподобившись Христу, умалиться и принять на себя болезни и страдания всех. Это сочеталось с пророческим дерзновением и смелым свидетельством о жизни, главной целью которой является стяжание Святого Духа. Именно таким был возлюбленный нашим народом святой Серафим Саровский. В беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым о цели христианской жизни преподобный старец говорил: «Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православны, и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя яко зерно горушно». В этом наставлении содержится все самое главное: вера и любовь в соединении с Православием, которое для преподобного Серафима выражалось в твердой укорененности в Священном Писании и святоотеческом предании. Протоиерей Георгий Флоровский писал так: «В этом образе так дивно смыкаются подвиг и радость, тягота молитвенной брани и райская уже светлость, предображение уже нездешнего света».
Говоря о святом Серафиме Саровском, мы, конечно, рассматриваем его житие в связи с общей историей русского старчества XIX века, с деятельностью подвижников Соловков и Валаама, Оптиной Пустыни, Рославльских лесов, Площанской и Глинской пустыней и многих других святых обителей. Прошедшие в последние два года празднования 100-летия прославления и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима побудили исследователей к еще более внимательному изучению жития великого старца и его духовного наследия. И результаты показывают, что у ученых непочатый край работы. Достаточно привести один пример: относительно недавно опубликована книга, автор которой на основе углубленного исследования архивных документов повествует о женских монастырях, созданных по благословению преподобного Серафима. Это совершенно новая страница в науке! Думаю, что в будущем нас ждет немало интересных открытий, связанных с изучением жизни и трудов также и других святых угодников, бывших духоносными старцами.
Достаточно перечислить лишь некоторые аспекты из истории русского старчества, такие как влияние Оптиной Пустыни на славянофилов или посещение этой обители Н. Гоголем, К. Леонтьевым, многими другими выдающимися деятелями отечественной культуры, чтобы понять сколь значимым для выдающихся людей того времени был духовный подвиг старцев. Но не следует забывать, что святые угодники готовы были придти на помощь любому человеку невзирая на его общественное положение. Трудно переоценить то возвышающее духовное влияние, которые оказывали старцы на огромное множество простых русских людей, приобщая их к сокровищам Православия. Наверное, именно старцам мы обязаны тем, что их молитвами и трудами в сердцах наших соотечественников была заложена непобедимая искра веры, позволившая вынести гонения и муки в течение страшного ХХ века.
По сути дела у нас до сих пор нет единой истории старчества на Руси. Конечно, выпущено в свет немало житийной литературы, предпринимались отдельные попытки составления обзорных очерков или издания антологий наставлений. Однако, мы до сих пор не обладаем систематическим и всесторонне богословски осмысленным описанием такого важнейшего явления в жизни Русской Православной Церкви каким было старчество. И в этом смысле проведение нынешних Макариевских чтений, посвященных преподобному Серафиму и его современникам, представляется крайне насущным, вполне своевременным и актуальным.
Человеческая история не стоит на месте, и в изменившихся обстоятельствах одно и то же явление может приобретать различный смысл и звучание. В настоящее время мы являемся свидетелями всестороннего возрождения церковной жизни в России. Возрождаются приходы и монастыри, воцерковляются тысячи взрослых людей, которые пытаются в реальной жизни найти то, о чем узнают из прочитанных книг. Поэтому многие стремятся обрести себе духовного наставника или старца, что оказывается крайне затруднительным в современный период, когда мы продолжаем переживать последствия перерыва и в монашеской традиции, и в жизни общества как совокупности благочестивых личностей в целом. В результате люди либо отчаиваются, либо становятся последователями ригористически настроенных «лжестарцев», чье личностное несовершенство толкает их властвовать людьми отнюдь не ко спасению.
Вышеназванное обстоятельство также побуждает нас к внимательному и вдумчивому изучению духовного наследия истинных старцев прошлого. Напомню поучение преподобного Серафима: «Если не можете найти наставника, могущего руководствовать к умосозерцательной жизни, то в таком случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться от Священного Писания, глаголя: Испытывайте Писания, яко вы мните имети в них живот вечный» (Ин. 5:39). Как мудры и современны эти слова, как будто сказанные для людей дня сегодняшнего: прежде нежели искать совета человеческого, следует сердцем принять великие истины, изложенные в Слове Божием.
Большая работа по исследованию жизни и трудов подвижников благочестия прошедших веков ведется в возглавляемой мной Синодальной Комиссии по канонизации святых. Так, в результате проведенного комиссией изучения житий Оптинских старцев все они были причислены к лику святых: сначала преподобный Амвросий на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г., а впоследствии на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. состоялось соборное прославление старцев Оптиной Пустыни. Среди них были преподобноисповедник Никон (Беляев) и преподобномученик Исаакий (Бобриков), которые подвигом исповедания веры в годы безбожных гонений на Церковь соединили период расцвета старчества со временем торжества новомучеников и исповедников Российских. На Архиерейском Соборе 2004 г. состоялось общецерковное прославление подвизавшихся в старческих трудах прп. Феодора Санаксарского, прп. Василиска Сибирского и прп. Зосимы (Верховского).
В Московской епархии агиографические изыскания отличаются особенной широтой. За последние несколько лет опубликовано 8 томов книги «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии», в которую включены описания подвига и страданий православных подвижников Подмосковной земли прошедшего столетия. Всего на сегодня в Московской епархии причислено к лику святых 452 новомученика и исповедника.
Как Правящий архиерей хочу высказать заинтересованность в том, чтобы продолжали и впредь развиваться исследования по истории Московской епархии. Немало известно уже об истории подмосковных монастырей и храмов, однако до сих пор нет исчерпывающих и систематизированных сведений о деятельности духовенства. Думаю, что научные работы в данном направлении — это вопрос времени. Подумайте, мы имеем отдельные жизнеописания, кое-какие статьи о конкретных личностях, но остается в безвестности подавляющее большинство священнослужителей, которые трудились и молились на нашей земле (часто это были целые династии), а потом в годы гонений мужественно сохраняли верность Церкви. Наша совесть не успокоится, пока все архивы не будут изучены и мы не исполним долг сохранения памяти о тех, про кого апостол Павел сказал: «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1Тим. 3:13).
В заключение хочу пожелать всем участникам Тринадцатых Макариевских чтений помощи Божией и новых успехов в научных трудах по исследованию отечественной истории.