Русская линия
Интерфакс-Религия16.06.2005 

Религию — в классы: да или нет?

Заявление министра образования и науки России Андрея Фурсенко о том, что в школах не должно быть «религиозного образования в чистом виде», вызвало резкую критику со стороны представителя Русской православной церкви и вице-спикера Госдумы Любови Слиски.

Многолетняя дискуссия о формах религиозного образования в средних школах продолжает развиваться. Русская православная церковь, буддисты и большая часть мусульманских центров продолжают настаивать на введении в школьный курс обязательного предмета по основам отдельных религий (или, по желанию родителей, основ сразу четырех крупнейших религиозных традиций России — православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма), иудеи принципиально не возражают против этой схемы, однако воздерживаются от участия в спорах, а Совет муфтиев России, католическая община, представители новых религиозных движений и атеисты категорически возражают против «обязательного изучения «Закона Божия». Разделились мнения и среди чиновников, среди которых сторонников и противников «Основ православной (исламской, иудейской или буддийской) культуры» приблизительно поровну.

Отличительной особенностью данного спора является путаница в терминах, не позволяющая его сторонам говорить на одном языке. Так, если сторонники «Основ православной культуры» настаивают на том, что этот предмет будет носить культурологический характер и элементарно ликвидировать безграмотность в религиозной тематике, то их противники бьют тревогу по поводу «клерикализации школьного образования», «насильственного обращения детей в православие» и даже «разжигания межрелигиозной вражды со школьной скамьи». Резюмируя их аргументы, можно сказать, что одни пытаются ввести в школах светский предмет, позволяющий дать знания о религии с позиции самой религии (а не научного атеизма), а другие обвиняют их в лицемерии и попытке под видом светской дисциплины возобновить преподавание «Закона Божия» дореволюционного образца.

Озвученная вчера позиция министра образования еще более запутала ситуацию. Ведь речь шла не о «религиозном образовании», не о катехизации, а о культурологических предметах, рассказывающих о вероучении, но не призывающих принять ту или иную веру. Подготовленный по заказу министра учебник по истории мировых религий, как выяснилось, не прошел утверждения религиозных лидеров, которые имеют все основания сомневаться в том, что в нем отражены мнения и позиции всех конфессий, представленных в России. Кроме того, очевидно, что не отдать предпочтение ни одному из 200 российских вероисповеданий можно только одним способом — это рассмотреть их с позиции научного атеизма.

Таким образом, федеральный импульс к введению в школьный курс религиозно ориентированных предметов откладывается на неопределенный срок, что, впрочем, не мешает преподавать их в Дагестане, Ингушетии, Чечне, Белгородской области и других российских регионах, число которых постоянно растет.

http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=19


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru