Правая.Ru | Александр Елисеев | 16.06.2005 |
В России обеспокоены — станет ли Москва местом проведения Олимпийских игр 2012 года? Недавно столицу посетила оценочная комиссия Международного олимпийского комитета (МОК) и вынесла из своего визита довольно-таки благожелательные впечатления. Большинство спортивных объектов находятся в нормальном состоянии, транспортную проблему городские власти решить вполне способны. Есть, конечно, недостатки — четырех- и пятизвездочных гостиниц не хватает, и планы проведения надо уточнить. Но в целом — вполне удовлетворительно.
Впрочем, на Западе еще лучше — в Лондоне и Париже презентация проекта Олимпийских игр отмечена как работа «очень высокого качества», а в Мадриде и Нью-Йорке выявлено качество просто «высокое». Поэтому нам вряд ли выпадет честь проведения Олимпийских игр. И хорошо бы, ибо эта «честь» — сомнительна.
Прежде всего, поражает тот ажиотаж, который царит вокруг Олимпийских игр, ведь до 2012 года еще очень и очень много времени. Почему-то у нас не говорят о президентских выборах, которые должны состояться в том же году. А вот об играх говорят. Масштабы олимпийских мероприятий настолько огромны, что это невольно настораживает.
По сути дела, на время Олимпийских игр их столица становится как бы столицей всего мира, который, затаив сердце, следит за ними. В одном центре собираются представители многих элит — политических, деловых и т. д., деятели разных конфессий. Сама Олимпиада принимает характер грандиозного коммерческого проекта, на котором сходятся интересы многих мировых игроков. Мир как бы объединяется в единое государство, пусть и символически, но ведь символ реально отражает то, что он символизирует.
При этом большую тревогу вызывает тот факт, что Олимпиада воспроизводит на новом, «профаническом», уровне языческое действо древних эллинов. Ведь Олимпийские игры в древней Греции были вполне религиозным мероприятиями. Победившие в них атлеты практически обожествлялись, им воздавались соответствующие почести. И любопытно, что древние игры проводились около могилы, в которой, как считалось, лежит бог Кронос, свергнутый собственным сыном и им же отправленный в Тартар. А некогда и сам Кронос составил заговор против своего отца — Урана. Получается, что Олимпийские игры воспроизводили архетип отцеубийства, высшей (или, если точнее — низшей) ступенью которого является цареубийство (Монарх, Царь — отец народа). Это те игры — а нынешние? Ведь их устроители всегда подчеркивали преемство от древних эллинов. И возобновление Олимпийских игр отчетливо и явно символизировало упадок имперского принципа. В 1896 году греческий король отменил эдикт православного Императора Рима Феодосия I, по которому Олимпийские игры подвергались запрету. Вдумаемся в этот символизм — демократическая, современная «монархия» отменяет решение Священной Империи — Великого Рима.
Ажиотаж, который царит вокруг Игр, побуждает задуматься над местом спорта в современном мире. По сути дела, сейчас наблюдается самый настоящий культ спорта. Этот культ — важнейшая часть такого нездорового явления, как «витализм», (от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой), о котором очень убедительно писал о. Серафим Роуз в книге «Человек против Бога». По его мнению, витализм — направление еще более тревожное, чем либерализм и материалистический реализм. Это — «религия» романтизма, идеализация жизненной силы, доблести и молодости. Истоки этого культа о. Серафим Роуз видит в философии Ницше, причем указывает на европейский фашизм, как на одну из форм витализма. (Кстати, вспомним о той помпе, с которой Гитлер провел Олимпийские игры в Берлине). Печально, но многие наши «правые» также обожествляют силу и могущество, не осознавая того, что имеют дело с изощренной формой материализма.
Спорт в таком виде, в котором он существует сегодня, усиливает витализм, делает его, что называется, достоянием масс. Ницшеанство и фашизм — это, как говорится, на любителя, а вот спорт кажется вещью безобидной и даже весьма достойной. Между тем, он представляет собой грандиозный спектакль, призванный не столько укрепить человека физически, сколько заставить его поклоняться новоявленным кумирам — спортивным звездам. Парадоксально, но витализм, обожествляющий силу человека, вовсе не усиливает его, ведь разве сидение у телевизора или беснование на стадионе может кого-то оздоровить? Зрелищная сторона спорта сегодня однозначно превалирует над его действенной стороной. А, между прочим, еще недавно, в советские времена, все было иначе. Власть пыталась охватить спортом население страны, сделать народ действительно сильным и здоровым. К сожалению, сама идеология советского строя не отличалась духовным здоровьем, но все же этот строй был гораздо более здоровым, чем нынешний — рыночно-коммерческий. Характерно, что Московская Олимпиада 1980 года вовсе не была всемирной. Ряд стран, враждебных СССР, в частности США, отказались принять в ней участие. Промыслительно получилось так, что наша страна избежала печальной участи стать местом всемирного неоязыческого шабаша. Третий Рим не стал временной столицей современного апостасийного мира. Так может быть не стоит переживать по поводу того, что сегодня мы не соответствуем кое-каким мировым стандартам, ибо нынешний мир весьма далек от идеала?
Что уж там греха таить — сегодня России пытаются навязать, если так можно выразиться, «зрелищный патриотизм». Это когда реальных свершений мало, зато много разных красочных шоу, согревающих душу нации, все больше превращающейся в нацию зрителей. (Одно из таких «патриотических шоу» было устроено 12 июня, в так называемый «День России», его апофеозом стало совместное распевание гимна вместе с Президентом). Спорт — идеальное пространство для развития такого вот «патриотизма», ведь любое состязание — это, прежде всего, шоу. (Некоторые «мыслители» даже заявляют, что спорт, собственно, и есть наша национальная идея.) Вспомним о том, какая патриотическая шумиха была раздута вокруг недавней победы ЦСКА, выигравшей кубок УЕФА. При этом мало кто задумывался о том, какую огромную роль в этих «победах» играют иностранные спортсмены, которых так охотно приглашают наши клубы. Но дело даже не в этом. Просто патриотизм получается какой-то урезанный, театральный.
Конечно, в самом спорте нет ничего плохого. Более того, для нации он жизненно необходим. Но речь должна идти, в первую очередь, не об устроении ярких зрелищ, а о налаживании всеобщего спортивного воспитания. Причем, как представляется, указанное воспитание должно иметь не только спортивный, но и военно-спортивный характер. Спору нет, сидеть с банкой пива у телевизора — приятно. Но гораздо достойнее — укреплять свое тело и свой дух.