Дух христианина, газета | 16.06.2005 |
Юношей прп. Зосима вступил на многотрудный путь монашеского жития. Всей душой тяготея к пустынному жительству, свой первый монашеский искус, по совету своего духовного наставника и друга старца Василиска, он проходил в течение 10 лет в Коневском общежительном монастыре, где и принял постриг. Впоследствии вместе со старцем Василиском прп. Зосима провел более 20 лет в подвиге пустынножительства в Сибири, где, стяжав непрестанную сердечную молитву, обрел высокие духовные дарования.
Божиим промыслом, после многих скорбей и искушений, старец Зосима в 1826 году прибыл в Москву, куда вскоре приехали из Сибири и сестры монашеской общины, образовавшейся под его духовным руководством.
Особое расположение митрополита Московского Филарета (Дроздова) к старцу, его милостивое покровительство, а также усердные пособия некоторых благодетелей решили намерение о. Зосимы не удаляться от Москвы и по благословению Владыки устроить обитель на пожертвованном помещицей Бахметевой участке земли в Верейском уезде. Имея великое усердие к Матери Божией, он назвал ново устроенную обитель Одигитриевской (что с греческого языка значит путеводительнща и наставница), поскольку был сам уроженец Смоленской губернии, где Смоленская чудотворная икона особо почитаема.
Под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 3 декабря 1826 г. первые насельницы вместе со своим старцем вошли в маленькие деревянные келлии новой обители.
О. Зосима неусыпно трудился в устроении новой пустыньки, сам ходил по благодетелям, испрашивая помощи. Являясь основателем двух женских монастырей (в Сибири и в Московской епархии) прп. Зосима входит в плеяду таких святых подвижников XIX века, как прп. Серафим Саровский, современником которого он был, прп. Амвросий Оптинский, прп. Варнава Гефсиманский. Старец Зосима был извещен Господом о грядущей своей кончине. Прощаясь с сестрами, он пророчески сказал: «Не расходитесь по моем исходе; Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и удивит на вас милость Свою».
В июле 2000 г. прп. Зосима был причислен к лику местночтимых святых Московской епархии. В 2004 г.- прославлен как всероссийский святой. Память его совершается в день его преставления 24 октября / 6 ноября.
Обитель была закрыта в 1928-м г. Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. последняя настоятельница монастыря игу-мения Афанасия, а также ее келейница Евдокия, были причислены к лику святых Новому-чеников и Исповедников Российских.
В 1999 г. монастырь, на территории которого в советское время располагался сначала дом инвалидов, а затем пионерский лагерь, вернули Русской Православной Церкви. Обитель была передана Московскому Новодевичьему монастырю в качестве подворья, а в апреле 2000 г. она была преобразована в самостоятельный монастырь. Настоятельницей обители назначена монахиня Елена (Конькова).
После смерти старец Зосима оставался духом с устроенной им обителью. Сохранились свидетельства еще середины 19 века о чудесах, бывших от воды из колодца, вырытого самим старцем около своей пустыннической келий в трех верстах от обители. От этого колодца пошли частые исцеления, многим он снился во сне. Женщина ближнего селения, умывшись водою из колодца, исцелилась от рака на лице. Местные жители до сих пор помнят, как чтили старики Отчин колодец и старца Зосиму, как возили туда детей, обязательно умывая их этой водой. После строительства окружной железной дороги и Бекасовского сортировочного узла в 1967 г. колодец оказался отрезанным от населенных пунктов десятками железнодорожных путей и считался погибшим при строительстве. Но в 1995 г. он был найден в чаще леса и обустроен. В канун праздника иконы Божией Матери Одигитрии 9 августа 1997 г. на расчищенной поляне около Отчина колодца был отслужен молебен по освящению места под восстановление часовни и колодца, хотя очистить колодец пока не удается из-за того, что стройка нарушила природную гидросеть, и место стало слишком заболоченным.
Монастырь принимает православных паломниц, желающих помолиться в нем, а также помочь посильным трудом сестрам святой обители. Паломницы обязательно должны иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и наличие постоянной прописки. Ночлег и трапеза предоставляются бесплатно при условии, что паломницы будут нести монастырские послушания.
Приглашаются паломнические группы посетить монастырь. Обитель пока не имеет возможности разместить на ночлег большое число паломников, но может предоставить скромную трапезу, о чем надо заранее договориться с настоятельницей по телефону.
Монастырские праздники:
1. Св. Троица. Престольный праздник.2. 28 июля/10 августа — Смоленской иконы Божией Матери. Престольный праздник
3. 24 октября/ 6 ноября — преставление прп. Зосимы (Верхов-ского).
4. 17/30 апреля — прп. Зосимы Соловецкого и сщмч. Симеона Персидского. Престольный праздник правого предела Троицкого храма.
5.1/14 апреля — прп. Марии Египетской. Престольный праздник левого предела Троицкого храма.
6.10/23 июля -день прославления прп. Зосимы (Верховско-го). Коневской иконы Божией Матери.
7. 24 июня/7 июля — Рождество Честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Престольный праздник храма под колокольней.
Адрес монастыря (для писем и почтовых переводов): 143 340 Московская область, Наро-Фоминский р-н, п/о Кузнецове, монастырь Зосимова пустынь. Настоятельнице монахине Елене (Коньковой).
Банковские реквизиты: Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь
р/с 40 703 810 440 270 102 528 Наро-Фоминское ОСБ 2572Проезд:
1.Электричкой от Киевского вокзала. Пересадка на ст. Бекасово в поезд, следующий в сторону Мочихина. Либо без пересадки электричкой с направлением на «Кресты». Сходить на ст. «Бекасово-Центральный пост». Далее 2 км лесной тропой до монастыря.2. Автотранспортом: по Киевскому шоссе до Рассудово, на светофоре поворот на Яковлевское-Кузнецово-Руднево. В Руд-нево у церкви свернуть направо на Круги и проехать 5 км лесом до монастыря.