Русская линия
Православие.Ru Кирилл Писенко15.06.2005 

Жизнь и труды святителя Фульгенция, епископа Эсихского и сестры его преподобной Флорентины

Святитель Фульгенций
Святитель Фульгенций
Святитель Фульгенций и преподобная Флорентина происходили из знатной и благочестивой семьи. Родителями их были Севериан и Туртура (Феодора). Севериан был представителем коренного населения Испании — испаноримлян и был военным префектом (дюком) и управлял городом Картахеной в первой трети VI века. Феодора была дочерью Остроготского короля Теодориха, покорившего Италию. Будучи по рождению арианкой, она осознанно отвергла еретическую пагубу и приняла православное крещение. Являя добрый пример христианской жизни, Севериан и Феодора, сумели привить детям веру и посеять в них семена христианских добродетелей, давшие в последствие обильные всходы. Все их четверо детей почитаются ныне в лике святых. Это — святители Леандр и Исидор, архиепископы Севильские, святитель Фульгенций Эсихский и сестра их — преподобная Флорентина, одна из основательниц испанского женского общежительного монашества. В Испании их называют «Четверо святых из Картахены». В настоящем повествовании мы кратко расскажем о двух светильниках, зажженных в этой дивной святой семье — святителе Фульгенции и преподобной Флорентине.

Святитель Фульгенций родился в 556 году в Севилье, спустя два года после того, как его семья перебралась туда из Картахены. Занимавший высокий пост Севериан, в 554 году должен был эмигрировать из Картахены, поскольку на юге Пиренейского полуострова в это время шла война между вестготами и византийцами, высадившимися в Испании и захватившими часть южного побережья Иберии. Картахена стала главным оплотом византийцев на полуострове. По другой версии будущий святитель Фульгенций родился в Картахене, где родились и его старший брат свт. Леандр и сестра св. Флорентина, а семья их перебрались в Севилью уже после его рождения, и в Севилье родился только его младший брат будущий святитель Исидор.

Хотя Севериан и Феодора умерли, когда святой Фульгенций был еще ребенком, они сумели воспитать в детях самые лучшие христианские качества. После смерти родителей воспитание детей легло на плечи их старшего брата св. Леандра, благодаря заботам которого душа Фульгенция расцвела добродетелями и принесла со временем добрый плод, как «древо, насажденное при источнике вод». Со временем Фульгенций был отдан на воспитание монаху-бенедектинцу епископу Этерию и благодаря своему живому и проницательному уму явлил удивительное преуспеяние в науках божественных и человеческих. По влиянием своего духовного наставника св. Фульгенций со временем принял монашество в севильском монастыре, устроенном по уставу прп. Бенедикта Нурсийского. Здесь он усердно изучал Священное Писание. Имея любовь к образованию, он хорошо изучил классические и восточные языки и стал истинным богословом и проповедником. Св. Фульгенций составил толкование на Пятикнижие Моисея, Книги Царств, Двенадцати малых Пророков, Пророка Исайи, Псалмов Давида и Евангелия. Ему принадлежит также сочинение «О вере» (De fide), книга «О мифах и выдумках» и множество проповедей. На протяжении десятилетий пастырское слово и писания этого великого Учителя Визиготской Церкви (Doctor de la Iglesia visigotica) несли свет Христовой Веры заблудшим и ищущим познания Истины.

Святой активно участвовал в богословских диспутах с арианами, когда Церковь Христова особенно нуждалась в его исполненном Духа и силы слове для защиты Православной веры от нападок лжеучений. Святитель вдохновенно трудился на этом поприще, обличая ересь и приводя к вере заблудших пламенными речами и убедительным словом своих сочинений.

Опасаясь успехов святителя, арианин король Леовигильд выслал его обратно в Картахену. Одной из причин ссылки было и то, что св. Фульгенций являясь православным епископом поддерживал сына Леовигильда, святого царевича Ерменингельда, отвергнувшего арианство и принявшего православное крещение с именем Иоанн. В это время св. Ерменингельд находился в Севилье, второй столице Визиготской Испании. Для свт. Фульгенция время изгнания не было потерянным напрасно. Будучи в Картахене святой поддерживал и укреплял в Православной вере Ерменингельда, пострадавшего впоследствии от рук отца арианина.

После смерти Картахенского епископа, святой Фульгенций занял его кафедру, которую возглавлял в течение восьми лет. После смерти Леовигильда, бывшего единовластным правителем Испании, на трон взошел младший брат св. Ерменингельда Рекаред, который под влиянием подвига своего брата и наставлений свт. Леандра сам принял Православие и сделал его государственной религией визиготов, созвав для этого в 589 году Третий Толедский Собор. Рекаред вернул свт. Фульгенция из ссылки в Севилью.

Через некоторое время король направил святителя Фульгенция в Эсиху для преодоления разногласий и нестроений, царивших в то время в этой епархии. Вместе с тем у короля были сложные отношения с местным епископом Пегасием, и он хотел поставить в Эсиху епископа, благочестие, молитвенность и просвещенность которого могли бы благотворно повлиять на исцеление духовных недугов верующих. Из письма свт. Леандра его сестре прп. Флорентине можно составить представление о том, насколько серьезной была в то время ситуация в Эсихской епархии: «Я скорблю и печалюсь, — пишет святой, — что туда послан наш брат Фульгенций, ибо опасности, подстерегающие его там, постоянно заставляют мою душу тревожиться»

Когда, благодаря трудам святителя, острота конфликта в Эсихе спала, и мир и согласие в епархии были восстановлены, король Рекаред поспособствовал назначению Фульгенция сюда епископом. Это произошло в 610 году. Добродетели этого дивного угодника Божия, мягкость, снисходительность и сострадательность души его чудесным образом умирившие раздоры продолжали и дальше содействовать утверждению благочестия. Благодатью Божией святитель исправлял нравы духовенства и быт монастырей, пока Эсиха чудным образом не превратилась в изобильный источник мирной христианской жизни. Здесь во всей полноте проявился его дар миротворца, здесь он полностью предал себя служению своей пастве, явил себя добрым и заботливым, усердным пастырем, ревновал о всякой правде своим пламенным словом, которое, как пишет биограф, «воспламеняло даже самые холодные сердца, и было как обоюдоострый меч, пронзающий душу».

Свт.Фульгенций никогда не отлучался от своей кафедры, за исключением лишь особых случаев, таких, например, как участие в Толедском Соборе 610 года, и на Севильском Соборе 619 года, где председательствовал его брат свт. Исидор.

После многих лет мудрого и заботливого управления епархией, святитель был вновь направлен в Картахену, где изнуренный трудами и исполненный добродетелями окончил свой земной путь в 638 году. Он родился среди святых и предал душу свою Богу тоже среди святых. Свою блаженную кончину он встретил в окружении святителей Браулия Сарагосского и Лауреана Кадисского.


Святатя Флорентина
Святатя Флорентина
Святая Флорентина решила от юности посвятить свою жизнь Богу и принесла в дар Всевышнему обет девства. Ее молодость была свята и непорочна, ибо в душе ее всегда был страх Божий и царила нелицемерная любовь к Богу и ближнему. В связи с ранней смертью родителей, прп. Флорентина была воспитана и наставлена святым Леандром и сама в свою очередь вместе была воспитательницей и наставницей святого Исидора, будущего архиепископа Севильского, Чудотворца и вероятно и другого своего младшего брата — свт. Фульгенция.

Флорентина основала первый в Андалузии женский бенедиктинский монастырь — обитель Святой Марии, что в Долине (Convento de Santa Maria de Valle) неподалеку от Эсихи, в котором она со временем стала наставницей (игуменией) и матерью множества сестер. О ней говорили, что она была матерью тысячи монахинь.

Стоит упомянуть здесь о тех советах, которые дал свт. Леандр Севильский своей сестре преподобной Флорентине: «Не покидай гнезда, в котором горлица вскармливает своих птенцов. Ты дочь невинности, целомудрия, именно тебя назвала горлицей твоя мать. Но люби более Церковь, мистическую горлицу, которая каждый день рождает тебя для Христа. Упокой свою старость в ее лоне, как некогда ты отдыхала в материнских объятиях, и твои волнения утихали на коленях той, которая оберегал твое младенчество. О, моя возлюбленная сестра, пойми если можешь ту святую ревность, которая побуждает сердце твоего брата видеть тебя в единении со Христом! Ты — лучшая часть меня. Для меня будет несчастьем, если кто-то лишит тебя Небесного венца! Ты предстоишь перед Христом, моей Твердыней, ты мое любимое сокровище, мой святой дар, который способен искупить бездну моих прегрешений…».

Свт.Леандр также написал для прп. Флорентины и других сестер монахинь замечательный трактат под названием «О девстве и о презрении к миру», который можно считать сборником правил, или уставом для всех женских монастырей Испании того времени. Он пишет среди прочих вещей о том, чтобы она хранила себя от общения с замужними женщинами, потому что их пути к Богу различны. Она должна служить сестрам, которые окружают ее, утешать их в скорбях, постоянно пребывать в чтении и молитве. Когда возникает необходимость заняться работой, нужно просить другую сестру что-либо читать в это время на пользу души. «Общинная жизнь, — пишет святой Леандр, — похожа на жизнь апостолов. Нужно стараться все время свое проводить внутри обители. Ни у кого в монастыре не должно быть личного имущества, но все да будет общим…». И один еще один важный совет дает святитель: «Нужно быть благоразумной и рассудительной, чтобы знать, что позволять, а что нет каждой из сестер». Этим добрым правилам следовала в своей жизни прп. Флорентина и тем достигла христианского совершенства. Она мирно скончалась в 636 году в один год со своим братом свт. Исидором Севильским.

Флорентина, что в переводе с испанского означает «цветущая», воистину расцвела добродетелями как прекрасный букет цветов. Фульгенций, что означает «сверкающий», «блистающий», также воистину соответствовал своему имени и прославил его в веках, став выдающимся светильником веры в визиготской Испании, погрязшей в то время во тьме арианства, но освободившейся от ига этой ереси молитвами, трудами и подвигами своих святых.

По кончине свт. Фульгенция и св. Флорентины их святые мощи покоились по всей видимости где-то на юге Испании. После нашествия в 711 году на полуостров мавров-мусульман христиане, спасаясь от преследований, в большом количестве переселялись вглубь страны. Желая спасти от поругания и сохранить великие православные святыни, они перенесли многие из святых реликвий в города, расположенные в центральной и северной части страны. Так, мощи свт. Исидора Севильского были перенесены в Леон, а мощи свт. Фульгенция и прп. Флорентины Промыслом Божиим оказались в маленьком городке центральной Испании Берсокане, в провинции Экстремадуре, в храме во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В 1593 году испанский король Филипп II, имея благочестивое желание воздать свт. Фульгенцию большие почести, распорядился перенести его святые мощи в королевский монастырь Эль Эскориаль, расположенный неподалеку от Мадрида. Сегодня большая часть нетленных мощей свт. Фульгенция и прп. Флорентины находится в обители Эль Эскориал и в кафедральном соборе Мурсии, города, расположенного в одноименной провинции на юге Испании. Часть святых мощей осталась и в храме во имя святого Иоанна Предтечи в Берсокане.

Память свт. Фульгенцию празднуется 16 января, а прп. Флорентине 20 июня.

Святые угодники Божии, святитель Фульгенций и преподобная Флорентина, молите Бога о нас!

http://www.pravoslavie.ru/put/50 615 144 732


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика